Проект «создаем музей город букв» буква щ

Стихи про букву Щ для детей

Подборка стихов про букву Щ для детей дошкольного возраста, которые хотят легко запомнить алфавит.

Щука свежих овоЩейСорвала для вкусных Щей.

***

Встреча

Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком.И неизвестно почему, я вдруг понравился ему.И несмотря на летний зной, щенок всё время шёл за мной.Дошли мы вместе до ворот, и вдруг щенок пошёл вперёд.Я закричал, позвал щенка, он зарычал издалека.Он не хотел со мной идти. Нам просто было по пути.

***

Щегол щебечет: – Ще-щу-ща!Щеглятам я несу леЩа.Щеглята со Щенком играют –Щенка Щекочут и Щипают.Щербатый пенёк На опушке живёт.Под Щепочки в Щели Ужик ползёт.Щурится ужик, Просит Щегла:– Выпроси Щебетом, Птичка, тепла!Щёголь Щегол Свои песни поёт –Солнышко Щедрое в гости зовёт!

***

Щука — хищник рыбку ищетВ гуще водорослей рыщет.

***

Считалка

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.Щука шлёпнула хвостом, словно щёлкнула хлыстом,и таким ударом крепким расщепила стол на щепки.

***

Щука Щавелем себя Щекотала,Щи варя. Для Щегла сварила борЩ,Щебетал он – «БорЩ хорош!» И я бы мог…

***

К щенку козлёнок подошёл.— Ты кто?— Щенок.— А я козёл. Гляди, как я умею: Скок!— И я могу,— сказал щенок.— А я по травке побегу!Щенок сказал:— И я могу…— А хочешь, я — о стенку лбом.Гляди, как я умею: Бом!— Немудрено. И я бы мог,Да не хочу,— сказал щенок.

***

Щука и ЩуряткиСо мной играют в прятки.Я их в речке поищу,Червяками угощу.

***

Щука щуке говорила:— Я для всех щук щи сварила.— Эй, кума, но мы же щуки!— Да я просто так,от скуки.

***

На Щеколду дверь закрыта,В Щелку чей-то глаз сердитыйНа меня в упор глядит– Ой-ой-ой, не подходи!Буква Щ к двери прибита.Интересно, что там скрыто?Может чудиЩе из чащиСвой ужасный глаз тараЩит?И меня в один присестНе задумываясь съест? …Дверь открылась со Щелчком –Стало «чудиЩе»… Щенком!

***

Трудно быть клещом в плащеА в шинели — вообще.А лещу в плаще попроще.Он клеща намного площе.

***

Щипцы для орехов сказали соседям –Блестящим и тонким щипцам для конфет:О – Когда ж, наконец, мы кататься поедем,Покинув наш тесный и душный буфет?

***

Щуке песню леЩ пиЩал,Щеткой хвостик вычиЩал,Щами Щедро угоЩал,И Щипцами заЩиЩал.

***

ЩЁТКОЙ зубы Кристя трётИ ЩАВЕЛЬ затем берёт;И теперь заЩиЩенаОт болезней всех она.

***

Клюёт

Что в речке? Щука, лещ, судак.в челноке сидит рыбак.Но ни леща, ни судака ещё не выловил пока.нет ни щуки, ни ерша…Река струится не спеша.Челнок качает рыбака.А что рыбак? Сидит и ждёт.А рыба? Рыба не клюёт Клюёт!Кто? Щука? Лещ? Судак?Не лещ, не щука — сам рыбак носом клюёт…

***

Как леЩи Щавель Щипали,Щуку Щами угоЩали,Чтобы Щука послеЩей ЗаЩиЩала бы леЩей.

***

Щедрый дядька из ДербентаУгостил меня Щербетом.Ну а я после ЩербетаОтказался от обеда

***

Мой щенок

Щенок такой тщедушный был.Его я щами всё кормил,От злющей стужи защищал.Щенок от радости пищал.Ещё бы! Он счастливым рос!Теперь мой щен не щен, а пёс — настоящий.

***

Щавель вырос ничего,Щи сварили из него.Щедрый стол накрыт к обеду.Щи отдам я лучше деду.

***

Видишь, Щерится Щенок:Щепку в угол уволок,В закутке он спрятал Щетку,В Щелке — семечек Щепотку

***Два щенка

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.Да у щётки половой палка есть над головой.Палка щёлк щенков с плеча!Два щенка ушли ворча.

***

Щёголь утром шею брил,Щёчки щедро надушил.Чистил щёткой плащ и брюки,Ел щербет, уху из щуки.К щёголю пришёл щенокИ стащил его носок.Он щеночка пощадил,Щедро щукой угостил.

***

-Угощайся! Это щи!– Щуке говорят лещи.— Не хочу я тощих щей!Мне бы парочку лещей!-Может, щавеля? Борща?-Не хочу! Хочу леща!Вас, лещи, не отпущу!Вас в сметане припущу!Щедрым будет угощенье!Хищник я! Прошу прощенья!..Братцы! Прячьтесь кто — куда!Щука – хищник! Вот беда!

***

Мама велела:»Щавель поиЩи —Будут к обеду зелёные Щи».Щурясь на солнце, я в роЩу пошёл.Там Щебетал, суетился Щегол.Щёлкал он клювом и что-то треЩал —Может, Щеглят от меня заЩиЩал?Я не обижу Щеглят, не треЩи.Просто Щавель соберу я на Щи.

***

***

Вам понравились стихи про букву Щ?

Причины расстройства в произношении звука Щ

Фактором, играющим главную роль в возникновении дефекта, является недостаток формирования речи. Если ребенок не произносит один и более звуков, могут поставить диагноз дислалия или дизартрия (в более легком варианте − дизартрический компонент).

Дизартрия является «двигательным» расстройством речи. Это нарушение артикуляции в целом. Оно вызвано повреждением ЦНС (центральной нервной системы). Проблема затрагивает не только артикуляцию отдельных звуков, но также проявляется в виде нарушения дыхания, голоса, мелодичности и ритма речи.

Причинами дизартрии являются повреждения головного мозга:

  • При беременности − например, кровоизлияние в мозг ребенка с дефицитом витамина К, несовместимостью резус-факторов ребенка и матери.
  • Во время тяжелых родов − ребенок с избыточным весом, длительные (затяжные) роды, заражение крови, асфиксия плода (недостаток кислорода).
  • В первые месяцы жизни − воспаление мозга и оболочек (менингит, энцефалит), интоксикация.
  • В более позднем возрасте − различные травмы головы, опухоли, цереброваскулярные заболевания, дегенеративные и токсические повреждения нервной системы.

При дислалии у ребенка слух в норме и сохранна иннервация артикуляционных органов. Причинами нарушения «Щ» в этом случае, могут быть:

  • слабая иннервация мышц языка;
  • проблемы с фонетико-фонематическим слухом;
  • подражание неправильной речи взрослых.

Работа при дислалии ведется эффективнее и может быть, в зависимости от причины, устранена достаточно быстро. При дизартрии же без посещения коррекционной группы и систематических занятий с логопедом не обойтись.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буквы Ш-Щ

Изучаем буквы Ш, Щ.

Задания которые надо выполнить:1) Раскрасить буквы Ш, Щ, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквами.2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Ш, Щ.3) Найти и обвести все буквы Ш, Щ.4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на буквы Ш, Щ.5) Написать прописные буквы Ш, Щ.6) Послушать стихи на буквы Ш, Щ, отгадать Загадки.

Буква Ш

Буква Ш

Буква Щ

Буква Щ

Буква Щ

Стихи про Буквы Ш-Щ

         ***Школьник в школу собирался,Потеплее одевался:Шубу, шапку, шарф надел –

         ***Щука щи всю ночь варила,И щавель в них положила,Наварила вкусных щей –Начала сзывать гостей.

         ***Щеголь щётку уважает,щёткой щеголь пыль счищает.

         ***Шесть мышат шагают в школу,Шаловливых и весёлых.На уроках шесть мышатШелестят, шумят, шуршат,Тише, кот сюда спешит.Шмыг – и в школе ни души.

         ***Щука щучила щурят:«Не глотайте все подряд!Щепки, щетки, хлам железныйЩукам вовсе не полезны».

         ***Щука в море уплывала,Щука букву Щ украла,Щуку надо нам поймать,Чтобы букву Щ забрать.                ***Щёлкает орешки белочка в дупле,В чаще дремучей, она сидит в тепле,Букву Щ на отлично знает,Щёлкает орешки и напевает.

Щенок щётку теребил,Отдать букву Щ просил,Щенка Коля отругал,Детям букву Щ отдал.

         ***Школьник в школу идёт,

В школу буква Ш пришла,Сашу там она нашла,Дала Саше шоколад,Букве Ш он очень рад.

         ***Буква Ш в таких словах:Школа, шест, шарада, шах.Букву Ш я написала:Три шеста и снизу шпала.

         ***Эта буква Щ как будто…Все сомненья бросьте.Украшает эту буквуПоросячий хвостик.Загадки про Буквы Ш-Щ***Вместе Паша и ЕгорВ поле ставили шатер.Прямо возле шалаша,И шатер стал буквой… (Ш)***У шофера СашиЕсть машина Маша.За рулем шофер сидитИ рулит, рулит, рулит,А машина едетВ огород к соседям.Это им не по душе,И шофер стал буквой… (Ш)***Наш щелкунчик для потехиДетям щелкает орехи.Щелк! Щелк! Щелк! – так зубкиЩелкают скорлупки!Всё! Орехов нет вообще –

Задания по Алфавиту

Речевой материал:

Звук «Щ» в начале слова:

  • щавель, счастье, счастливый;
  • щука, щуп, щупальца, щупать, щуплый, щуриться, щучий;
  • щебень, щебетать, щебетун, щегол, щеголять, щедрость, щедроты, щедрый, щека, щекастый, щеколда, щекотать, щекотка, щекотный, щелевой, щель, щелчок, щенок, щепка, щепотка, щепоть, щербатый, щербинка, щетина, щедрость, щей;
  • щёлк, щёлка, щёголь, щёкот, щёлкать, щёлочь, щётка, щёчка, счёт, счёты, счёты, считать;
  • щи, щиколотка, щипок, щипцы, щипчики, щит, щитовидка, щиток;

Звук «Щ» в середине слова:

  • роща, площадь, площадка, прощать, пощада, запищал, тащат, пища, мещанство, обещать, угощать, вращать, помешать, обращать, возвращать, дощатый, пищалка, гуща, роща, тёща, пуща, пищать;
  • чащоба, нащёлкать, защёлка, ещё, защёлка, мощёный, сгущённый, сгущёнка, трещотка, трущобы;
  • расчёт, просчёт, отсчёт;
  • ищут, тащу, блещут, плещут, на ощупь, чищу, чащу, угощу, ищу, пищу, свищу, чищу, прощу, полощут;
  • ищи, вещи, тащи, ящик, овощи, лещи, клещи, в ящике, пищит, рощи, помощи, тащит, видящий, клещи, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, держащий, говорящий, смотрящий, видящий, лежащий, прыгающий, пьющий, летающий, защита, защитник, кипящий, вещий, будущий, бегущий;
  • из овощей, кощей, прощение, прищемить, прищепка, пещера, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение, защемить, пищеблок, пищевик, пищевой, пещера, жилище, ящерица, проще, угощение, будущее, туловище, хранилище;

Звук «Щ» в стечении согласных:

  • хищник, изящный, помощник, мощный, овощной, насущный, общий;
  • банщик, взломщик, музейщик, пильщик, натурщик, ныряльщик, мойщик, уборщик, каменщик, гонщик, выдумщик;

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Игры и задания для автоматизации звука [Щ]

Автоматизация звука Щ при помощи игр и упражнений сохранит интерес ребенка к занятиям, поэтому он намного лучше будет усваивать материал.

Игра «В ладоши хлопай»:Ты в ладоши громко хлопай,Если Щ услышать сможешь!Щавель, щетка, стул, щегол,Щепка, щебень, кот и стол,Сахар, рыба, суп и лещ,Чемодан, щипцы и печь.

«Доскажи слово»:Доскажи Ща.Березовая ро… (ща).Вкусная пи… (ща).В кастрюле осталась одна гу… (ща).Мамина мама для папы — те… (ща).

Следующая игра интересна тем, что в ней используются картинки с изображением одушевленных или неодушевленных предметов, в которых есть . Необходимо вырезать импровизированные лепестки ромашки, на которые будут приклеены картинки, в которых отсутствует или присутствует звук Щ. Задача ребенка – приклеить к ромашке только те лепестки, в названии картинок которых есть Щ.

Книги для изучения алфавита с ребенком 5-6 лет

Информация, поданная в стихах, всегда запоминается легче и быстрее. Многие авторы – советские и современные – предлагают стихотворения об алфавите.

«Азбука игрушек», автор Владимир Степанов. Русский детский поэт и прозаик, написал более 150 тысяч книг.

«Азбука деда Мороза», автор Андрей Усачев. Известный автор детских книг, сценарист, радиоведущий. Помните мультфильм про умную собачку Соню – этого замечательного персонажа также придумал Андрей Усачев.

«Азбука фантазеров», «Мохнатая азбука» автор Борис Заходер. Советский писатель, переводчик, сценарист. На протяжении всей своей творческой деятельности популяризовал детскую классическую литературу.

«Про все на свете», «Живые буквы», «Автобус №26», автор Самуил Маршак. Известный советский писатель, драматург, переводчик, сценарист. Он создавал произведения, доступные детям, образные, яркие и познавательные.

«Живая азбука», автор Саша Черный. Почти полтора столетия малыши с удовольствием учат алфавит по этой замечательной книге. Строчки произведения быстро запоминаются благодаря легким рифмам, а дополняют текст картинки с русским алфавитом, которые можно распечатать и раскрасить вместе с ребенком.

«Азбука в загадках», автор Инна Гамазкова. Отличный способ выучить алфавит предложила популярная советская писательница и драматург

Загадки развивают память, внимание, логическое и образное мышление.

Автоматизация звука [Щ] в предложениях

В следующих предложениях звук Щ необходимо проговаривать четко. Сначала это делает взрослый, затем ребенок должен повторить:

  • «Щенок щиплет щетку», «Коля, тащи щуку», «Петя надел плащ», «Щенку дали хрящ», «В роще щеглы» (из трех слов).
  • «Волки рыщут, пищу ищут», «Щенок пищит в ящике», «Щетки в дощатом ящике», «Таня купить зубную щетку», «Овощи тащи – будут щи», «Всякого щеголя не перещеголяешь» (из четырех слов).
  • «Коля, ищи щенка в ящике», «Ваня угощает овощными щами Нату», «Катя ищет щетки в ящике», «Во дворе пищит щенок» (из пяти слов).
  • «У Тани щетки, а у Вани – щит», «У Кати книга о хищных щуках» (из шести слов).

§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран белье
ворс вяз
горб гиря
дом дядя
золото земля
кот кит
лыжи лимон
мусор мяч
нора Нюра
полы пение
робот река
солнце семя
тон темя
фурор финал
хомяк хижина

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: — ; — и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

Учим алфавит ТОП- 5 звуковых плакатов

Мы подготовили для вас обзор самых интересных и увлекательных плакатов с азбукой. Выбирайте плакат, где голос произносит букву и звук

Важно, чтобы ребенок понимал разницу между ними. Будьте терпеливы, во всем поддерживайте ребенка, помогайте ему

Говорящая азбука Знаток. В данном плакате есть буквы, стихотворения, песенки, озвучивание четкое, понятное.

Азбука детской безопасности. Знаток. Плакат обучает полезным и нужным в жизни вещам – вежливости, правильному поведению и, конечно, азбуке. Есть функция проверки знаний и музыкальное сопровождение.

Азбукварик. Ферма и зоопарк. Тут малыш найдет сказки, буквы, цифры, геометрические фигуры, названия животных. Плакат яркий, увлекательный, звук четкий и громкий.

Плакат Пушкин и Россия. Азбукварик. На полотне изображены персонажи произведений Александра Сергеевича Пушкина, они читают стихи, использована профессиональная озвучка. Кнопки отлично реагируют на нажатие, есть функция автоотключения.

Плакат безопасность. Азбукварик. – плакат знакомит детей не только с буквами и звуками, но также с правилами дорожного движения. Очень красочный, полезный и прочный.

Слова на букву Ш для детей?

Вам уже написали достаточно много слов на букву ш. Остатся только подкрепить это вс красивыми картинками, которые вы сможете найти вот здесь. Картинки и с надписью, и без надписи. Их можно прочитать/показывать и на одной картинке, и по отдельности. Чаще всего на букву ш встречаются такие слова, как шар, шуба и шоколад.

Шапка, шуба, шишка(еловая, сосновая), шалаш, шаль, шайба, шар, шалфей (но ребенок врятли знает это растение), шар, шампиньон, шампунь, шахматы, шарф, шашки (игра), швабра, шевелюра, шея, шерсть, шесть, шина, шкаф, школа. Ну вот тут конечно многие слова не подойдут.

У моей дочери была азбука с большими Карточками-Картинками с изображением буквы и,какое слово на нее начинается:

Можно использовать следующие слова на букву Ш

-Шуба

-Шапка

-Шишка

-Шорты

-Шнурки

-Шоколад

-Шофер

Чаще всего нам попадались с буквой quot;Шquot; шарики и шишки. Можно еще предложить шоколад, шахматы, шарф, шляпу, шайбы, штанга. Следует учесть, что слов можно предложить много, но вот не все детишки могут знать эти слова. Так что надо в первую очередь ориентироваться на возраст и предлагать простые слова, картинки, которые ребенок знает. Какую-нибудь шиншиллу он ведь не может знать в 2-3-4 года, но можно и выучить

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз

Важно удерживать челюсть и губы без движения

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?

§ Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение -) -; -; -; -; -.

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

Буква Р

Неправильное выговаривание буквы Р встречается довольно часто. Если не работать над произношением, этот дефект может остаться на всю жизнь. Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

  • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
  • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
  • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

  1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
  • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
  • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
  • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
  1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
  • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
  • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
  • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
  1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

Игры с буквой Р

Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков

  1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
  2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
  3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
  4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
  5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!

Скороговорки с буквой Р

  • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
  • Грянул гром — гроза в разгаре.
  • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
  • Тридцать три трубача трубят тревогу.

Как и из чего мы можем сделать буквы?

Выбираем материал для создания нашего изделия:

  • Это может быть обыкновенный картон. Не думайте, что буква будет выглядеть слишком просто – аккуратный и грамотно подобранный декор превратит её в настоящее чудо.
  • Пенопласт: лучшая основа для изготовления объемных слов и элементов. Материал легкий, и с ним удобно работать.
  • Бумажные салфетки. Существует целая школа искусства формирования узорных салфеток. Чаще из них составляют композиции на праздничных столах. Но кто мешает нам использовать салфетки для создания букв?
  • Деревянные буквы. Этот вариант подходит тем, кто любит и умеет работать с деревом, обладает достаточным опытом и необходимым инструментом. Изготовление буквы займет время и силы мастера, но результат превзойдет все ожидания – это будет произведение искусства.
  • Буквы из соленого теста. Для того, чтобы снарядить ребенка на школьную выставку, достаточно лишь замесить тесто по известной технологии, и заняться его украшением. Красиво, удобно, практично.

В тех случаях, когда вы собираетесь украшать праздник для гостей или оригинально поздравить именинника, представленные способы могут не подойти. Почему? Мы не учли шрифт. Буква готова, украшена, а ожидаемого эффекта нет. Чтобы не допустить подобной ситуации, посмотрим, какие шрифты используют для создания натуральных объемных букв:

  • Шрифты с засечками: в углах таких изделий мастера вырезают «якоря», которые добавляют контрастности букве.
  • Рубленые шрифты: используются грани без засечек и резких углов. Лучше использовать при работе с пенопластом, так как пенопласт сам создаст эффект объема.
  • Рукописные шрифты: самый сложный уровень мастерства. Можно изготовить при работе с деревом или картоном, но без шаблона не обойтись.

Буква Ш — Заюшка

шары 

Шарики.

Шарики прекрасные —Голубые, красные!Шарики красивые —Розовые, синие!Издали заметные —Ярко-разноцветные!Хороши для детворыРазноцветные шары!

Шкаф и Катюша.

Шкаф Катюша открыла,Аккуратно сложила —Шерстяные перчатки,Шапку, шорты, штаны,Шарф и маленький шарфик,Шелковые платки,Шаль и шляпу ворсистую,Шубу с мехом пушистым.

Ш—ш—ш—ш

Шелест листьев под ногамиОсенью бывает.Листья падают, кружатся,В воздухе летают.

Шаг за шагом — ш—ш—ши, ш—ш—ши,Всё шуршит и шуршит.

А красавица-соснаЦелый год зелена,Но зато детишкамДарит много шишек. 

Предложения с буквой Ш

Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.Копирование для распространения в интернете запрещено.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий