Литература

Содержание
  1. Краткое содержание
  2. Раскрытие внутреннего содержания героев через образ Царевны
  3. Образ Царевны
  4. Образ героев
  5. Вариант 2
  6. Характеристика главных героев
  7. Злая царица
  8. Мёртвая царевна
  9. Царевич Елисей
  10. Описание сюжета
  11. Злость мачехи
  12. Отравленное яблоко
  13. Поиски невесты
  14. ? Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. А.С. Пушкин ?
  15. Тематика, проблематика, идея. Особенности их выражения
  16. Царевна и её мачеха
  17. Читательский дневник «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина
  18. Характеристика главных героев:
  19. Характеристика второстепенных героев:
  20. Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  21. План сказки:
  22. Основная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  23. Чему учит произведение
  24. Краткий отзыв «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для читательского дневника
  25. Пословицы к произведению:
  26. Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
  27. Сюжет и его особенности
  28. Композиция и его особенности
  29. Главные герои “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях”
  30. Царевна
  31. Новая царица (мачеха царевны)
  32. Королевич Елисей
  33. Семь богатырей
  34. История создания
  35. А) Время создания:
  36. Урок по ИЗО «Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Раскрытие внутреннего содержания героев через образ Царевны

Образ Царевны

Положительный женский образ в русских народных сказках часто создается через художественное изображение сохранения добродетелей героини, путем претерпевания различных невзгод и несправедливостей.

Вспомните как описана Царевна при первом упоминании:

А.С. Пушкин указывает на то как росла Царевна – «тихомолком», т. е. росла в тишине и покое; и какая она вследствие этого выросла – «нраву кроткого такого», характеризуя ее красоту души и добродетельность. Здесь стоит пояснить, что кротость – в понимании того времени, – это нравственная категория, которая характеризует героиню не как застенчивую или скромную, что можно предположить в контексте современного понимания слова, а кротость как тождество добромыслия и добродетели. Как отмечал Иоанн Лествичник: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым. Это искусство из искусств, состоящее в сохранении трезвенного самообладания в любых обстоятельствах, во владении собой и страстями».

В указании на кротость, Автор предопределяет дальнейшие действия героини и отражает на фоне ее как в зеркале других героев Сказки.

Образ героев

Так, Царица отразилась на фоне добродетельной Царевны завистливой и злой, к тому же оказалась подвержена гневным страстям

Важно, Царь эти качества супруги либо не знал, либо не замечал, ослепленный плотской страстью к ней, что подразумевает несовершенство нравственного начала в нем

У семи богатырей, на фоне Царевны выявилась высокая степень взаимоотношений в коллективе, построенных на любви и терпении. Так, увидев ее добродетельность, они отнеслись к ней как к сестрице

Обратите внимание, что высокая степень отношений в мужском коллективе подтверждается тем, как они к ней сватались: «раз, лишь только рассвело, всех их семеро вошло». Тут, Автор показывает на достигнутое среди богатырей согласие о том, как им быть с красавицей Царевною

Каким мог быть обратный результат появления женщины в конкурентной среде мужчин, не являющимся коллективом или товариществом? Наверное, через устранение соперников должен был остаться только один… Но Пушкин как раз таки показывает правильное мужское общество, построенное на братской любви и товариществе. Что еще символизирует полноту мужского коллектива, изображенного в Сказке? Цифра семь. Многие знают, что число семь часто символизирует полноту жизни, которая возможна там, где есть любовь. Образ семи богатырей олицетворяет такую полноту, которая выразилось в нравственно-правильном отношении к Царевне.

Как раскрылся образ Королевича Елисея мы объяснили выше, описывая тайну его имени. Отметим, что его образ как спасителя развернулся тоже через Царевну, ведь спасал он именно ее.

Нельзя не упомянуть символический образ собаки Соколко. Чаще всего собака в сказках изображена как верный и первый друг человеку. Об этом, в частности, мы писали в анализе «Сказки про репку». Через образ Соколки Автором раскрывается два качества любви: жертвенность и преданность (Соколко пожертвовал собою, съев яблоко, указав богатырям на то, что Царевна была отравлена). Наверное, для этого А.С. Пушкин и ввел образ собаки, чтобы отразить все грани любви, т.к. получается что в каждом герое, помогающем Царевне, отражаются какие-то качества любви. Это касается и Королевича Елисея, и семи богатырей, и собаки Соколко.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Характеристика главных героев

Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.

Злая царица

Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.

Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.

Мёртвая царевна

Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.

Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку…

По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.

Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.

Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.

Царевич Елисей

Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.

Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.

Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.

Описание сюжета

Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.

Злость мачехи

Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.

Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:

  • прибраться в доме;
  • истопить печь;
  • приготовить еду.

Отравленное яблоко

А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.

Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.

Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.

Поиски невесты

Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.

Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.

Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

? Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. А.С. Пушкин ?

Сказки » Авторские сказки » Русские писатели » Сказки Пушкина А.С. » Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. А.С. Пушкин

Страницы: 1 2 3 4

арь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна.Ждет пождет с утра до ночи,Смотрит в ноле, инда очиРазболелись глядючиС белой зори до ночи;Не видать милого друга!Только видит: вьется вьюга,Снег валится на поля,Вся белешенька земля.Девять месяцев проходит,С поля глаз она не сводит.Вот в сочельник в самый, в ночьБог дает царице дочь.Рано утром гость желанный,День и ночь так долго жданный,Издалеча наконецВоротился царь-отец.На него она взглянула,Тяжелешенько вздохнула,Восхищенья не снеслаИ к обедне умерла.

олго царь был неутешен,Но как быть? и он был грешен;Год прошел, как сон пустой,Царь женился на другой.Правду молвить, молодицаУж и впрямь была царица:Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,Своенравна и ревнива.Ей в приданое даноБыло зеркальце одно:Свойство зеркальце имело:Говорить оно умело.С ним одним она былаДобродушна, весела,С. ним приветливо шутилаИ, красуясь, говорила:«Свет мои, зеркальце! скажиДа всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»И ей зеркальце в ответ:«Ты, конечно, спору нет:Ты, царица, всех милее,Всех румяней и белее».И царица хохотать,И плечами пожимать.И подмигивать глазами,И прищелкивать перстами,И вертеться подбочась.Гордо в зеркальце глядясь.

о царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла.Поднялась — и расцвела.Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.И жених сыскался ей,Королевич Елисеи.Сват приехал, царь дал слово.А приданое готово:Семь торговых городовДа сто сорок теремов.

а девичник собираясь.Вот царица, наряжаясьПеред зеркальцем своим,Перемолвилася с ним:«Я ль, скажи мне. всех милее.Всех румяней и белее?»Что же зеркальце в ответ?«Ты прекрасна, спору нет;Но царевна всех милее,Всех румяней и белее».Как царица отпрыгнет,Да как ручку замахнет,Да по зеркальцу как хлопнет,Каблучком-то как притопнет!..«Ах ты, мерзкое стекло!Это врешь ты мне назло.Как тягаться ей со мною?Я в ней дурь-то успокою.Вишь какая подросла!И не диво, что бела:Мать брюхатая сиделаДа на снег лишь и глядела!Но скажи: как можно ейБыть во всем меня милей?Признавайся: всех я краше.Обойди все царство наше,Хоть весь мир; мне ровной нет.Так ли?» Зеркальце в ответ:«А царевна все ж милее,Все ж румяней и белее».Делать нечего. Она,Черной зависти полна,Бросив зеркальце под лавку,Позвала к себе ЧернавкуИ наказывает ей,Сенной девушке своей,Весть царевну в глушь леснуюИ, связав ее, живуюПод сосной оставить тамНа съедение волкам.

ерт ли сладит с бабой гневной?Спорить нечего. С царевнойВот Чернавка в лес пошлаИ в такую даль свела,Что царевна догадалась,И до смерти испугалась,И взмолилась: «Жизнь моя!В чем, скажи, виновна я?Не губи меня, девица!А как буду я царица,Я пожалую тебя».

Та, в душе ее любя,Не убила, не связала,Отпустила и сказала:«Не кручинься, бог с тобой».А сама пришла домой.«Что? — сказала ей царица,-Где красавица-девица?»— «Там, в лесу, стоит одна,-Отвечает ей она,-Крепко связаны ей локти;Попадется зверю в когти,Меньше будет ей терпеть,Легче будет умереть».

молва трезвонить стала:Дочка царская пропала!Тужит бедный царь по ней.Королевич Елисей,Помолясь усердно богу,Отправляется в дорогуЗа красавицей-душой,За невестой молодой.

о невеста молодая,До зари в лесу блуждая,Между тем все шла да шлаИ на терем набрела.Ей навстречу пес, залая,Прибежал и смолк, играя;В ворота вошла она,На подворье тишина.

Пес бежит за ней, ласкаясь,А царевна, подбираясь,Поднялася на крыльцоИ взялася за кольцо;Дверь тихонько отворилась.И царевна очутиласьВ светлой горнице; кругомЛавки, крытые ковром,Под святыми стол дубовый,Печь с лежанкой изразцовой.Видит девица, что тутЛюди добрые живут;Знать, не будет ей обидно.Никого меж тем не видно.Дом царевна обошла,Все порядком убрала,Засветила богу свечку,Затопила жарко печку,На полати взобраласьИ тихонько улеглась.

Страницы: 1 2 3 4

Тематика, проблематика, идея. Особенности их выражения

Вечная тема – любовь, дружба, человек и труд, взаимоотношения.

В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта — она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки. Идея – главная мысль, цель произведения. Идея – нельзя всем доверять, хорошо трудиться, быть честным, смелым…

Сказка о золотом петушке

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Читательский дневник «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина

Число страниц: 13

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Царевна, семь братьев — богатырей, королевич Елисей, Царица.

Второстепенные герои: царь, Чернавка.

Характеристика главных героев:

Царица — мачеха и злая колдунья.

Завистливая и коварная.

Хотела быть красивее всех.

Царевна — красивая, умная, добрая, хозяйственная.

Доверчивая и наивная.

Богатыри — сильные и могучие.

Верные защитники.

Королевич Елисей — молодой, горячий и влюблённый.

Отважный и решительный.

Характеристика второстепенных героев:

Царь — добрый, доверчивый и глупый.

Чернавка — служанка царицы. Добрая девушка, пожалевшая царевну.

Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

После смерти супруги, царь женится на другой, красивой, но злой и эгоистичной.

Новая царица смотрится в зеркальце и спрашивает, всех ли она красивей.

Но подрастает молодая царевна и зеркальце говорит, что она красивей.

Царица приходит в ярость и решает убить падчерицу.

Она отправляет Чернавку отвести царевну в лес.

Но Чернавка жалеет царевну и отпускает её.

Девушка бредёт по лесу и находит дом, в котором живут братья-богатыри.

Они становятся названными братьями царевне.

Между тем, мачеха не успокаивается.

Узнав, где живёт царская дочь, она переодевается в старушку, и даёт царевне яблоко.

Яблоко оказывается отравленным, и девушка засыпает мёртвым сном.

Богатыри кладут её в хрустальный гроб.

Проходит время.

Гроб находит королевич Елисей, жених царевны.

Он разбивает гроб, и его невеста оживает.

Царица-мачеха умирает от тоски.

План сказки:

  1. Мачеха.
  2. Волшебное зеркальце.
  3. Жалость Чернавки.
  4. В гостях у богатырей.
  5. Переодетая царица.
  6. Отравленное яблоко.
  7. Хрустальный гроб.
  8. Поиски Елисея.
  9. Разбитый гроб.
  10. Свадьба.

Основная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Главная мысль сказки в том, что зло обязательно накажет само себя.

Основная идея Пушкина в том, что злая мачеха строила козни против падчерицы, но в итоге сама же и умерла от тоски.

А доброта молодой царевны всюду находила ей верных друзей и помощников.

Так же как сила любви помогал королевичу отыскать и спасти возлюбленную.

Чему учит произведение

Сказка учит никому не желать зла.

Учит творить только добро, помогать тем, кто оказался в беде.

Сказка говорит нам о том, что сильные негативные чувства, такие как зависть, могут привести человека к гибели.

Уничтожить его душу.

А также произведение учит не терять надежды.

Краткий отзыв «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была покорена силой чувств двух влюблённых.

Много трудностей и опасностей им пришлось преодолеть, чтобы быть вместе.

Зависть царицы чуть не погубила молодую красавицу царевну.

Но доброта девушки всюду находила её друзей.

А верность жениха помогла ему отыскать любимую и спасти её.

Это необычайно интересная и увлекательная история, которая мне очень понравилась.

Автору удалось в стихотворной форме написать замечательную сказку, на довольно известный сюжет.

Пушкин привнёс в него собственное видение развития событий, и старая история заиграла новыми красками.

Противостояние добра и зла закончилось победой молодости и красоты.

А завистливая царица была сурово наказана судьбой.

Я всем советую прочитать эту удивительную сказку и осознать справедливость старинной пословицы, утверждающей, что в лихости и зависти нет проку.

Пословицы к произведению:

К поступкам мачехи подходят такие пословицы:

  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.

А о влюблённых можно сказать так:

  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
  • Для влюблённого и сто вёрст — не расстояние.

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Руслан и Людмила»
  • «Песнь о Вещем Олеге»
  • «Сказка о Золотом петушке»
  • «Барышня-крестьянка»

Библиотека произведений автора пополняется.

Сюжет и его особенности

Сюжет – событие или система событий, изображенных в художественном произведении. Элементы сюжета: а) экспозиция (предварительное знакомство с персонажем и др.), б) завязка, в) развитие действия, г) кульминация, д) развязка.

В сюжетном отношении «Сказка о мёртвой царевне» во многом следует народному канону: “беда”, выражающаяся в том, что героиня покидает дом, связана с кознями злой мачехи, бедный отец “тужит” по ней, а жених — королевич Елисей — отправляется в путь. Девица попадает в лесной терем, где живут братья-богатыри. Спаситель ещё не успевает добраться до героини, как вновь повторяется “завязочное вредительство”, в результате которого героиня гибнет (кульминация). В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра. Далее следует волшебное спасение (развязка), возвращение жениха и невесты и гибель “вредителя”.

Обстановка рисуется с реалистической полнотой. В пушкинских сказках главное не в сюжете, не в сцеплении происшествий, а в общем лирическом движении, в характерах и картинах.

Композиция и его особенности

Композиция – построение художественного произведения (связь между отдельными событиями, образами, выстраивание их в логическую цепочку). Понятие композиции шире понятия сюжета, т.к. композиция включает и внесюжетные элементы (пейзажи, описания персонажей, портретов, внутр. монологов и др.).

В композицию входят описания природы: подобно Ярославне из «Слова о полку Игореве», королевич Елисей обращается к стихиям природы — к солнцу, месяцу, ветру, находя у них сочувствие и разгадку мучительной тайны. Эти стихии природы раскрываются читателю и как волшебные существа, наделенные человеческой речью и сознанием, и в своих реальных формах.

Естественно и органично сливаются в сказочных пейзажах Пушкина реалистические и волшебные мотивы. Реальные черты природы олицетворяются поэтом и также кажутся сказочными. И волшебное и реальное здесь в одинаковой мере изображают природу живым существом. Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки — ее стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Из других законов фольклорной композиции в сказках Пушкина особенно широко отразился закон троекратного повторения с вариациями основных сюжетных эпизодов. Трижды обращается к стихиям королевич Елисей, пока не узнает, где находится его невеста.

Обобщая и повторяя сказанное, можно сделать вывод, что сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной волшебной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: голос автора, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая “психологизация” героев, сочетание фантастического и реального, лирики и иронии.

Главные герои “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях”

Царевна

Царевна, главная героиня сказки Пушкина

Главная героиня сказки Пушкина, добрая, очень красивая, отзывчивая, умная и хозяйственная девушка – в общем, воплощение всевозможных достоинств. Её мать, прежняя царица, умерла при родах, и через год её отец, Царь, женился повторно. Так у Царевны появилась мачеха, новая царица, которая, завидуя её красоте, решила сжить её со свету. Благодаря доброте Чернавки, служанки царицы, Царевне удалось сбежать, и тогда она повстречала богатырей – наткнувшись на их пустой дом, она прибралась в нём, чем заслужила их благодарность. Характеристика Царевны строго положительна, и она хранит верность своему жениху, королевичу Елисею. Когда богатыри предлагают ей выбрать в мужья одного из них, она вежливо отвечает им отказом, и они принимают этот ответ, относясь к ней, как к сестре. Сказка заканчивается хорошо – после того, как злобной мачехе удалось всё-таки отравить Царевну с помощью отравленного яблока, королевич Елисей сумел разыскать её и вернуть к жизни, разбив хрустальный гроб, в котором покоилось её тело. При этом Царевна, судя по всему, даже не думает мстить мачехе, так как она начисто лишена злобы и других негативных качеств.

Новая царица (мачеха царевны)

Злобная и завистливая царица, главная отрицательная героиня «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

Новая жена Царя, мачеха главной героини “Сказки о мёртвой царевне”. Внешне мачеха красива, но за этой красотой таится тяжёлый характер, завистливость, злоба и ревность. У царицы есть ценное имущество – зеркало, с которым она разговаривает, спрашивая, кто на свете красивее всех. Когда Царевна вырастает из ребёнка в молодую прекрасную девушку, а царица, напротив, стареет и начинает утрачивать красоту, зеркало отвечает, что красивее всех именно Царевна, а не её мачеха. Тогда царица решает сжить её со свету и приказывает служанке Чернавке отвести её в лес и привязать там, оставив на погибель, но служанка отпускает девушку, сообщая при этом царице, что выполнила приказ. Позднее, узнав о том, что Царевна всё-таки жива, её злобная мачеха подсылает ей отравленное яблоко, и та, съев его, падает замертво. Однако, триумф царицы был недолог – в конце концов королевич Елисей спасает свою возлюбленную, и они вместе возвращаются во дворец. Увидев свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобы и зависти. Таким образом, характеристика этой героини сказки строго отрицательна, она – воплощение всех негативных черт характера, и в ней нет ничего хорошего, доброго и светлого.

Королевич Елисей

Главный герой королевич Елисей спасает Царевну

Молодой королевич, жених Царевны. Характеристика этого главного героя “Сказки о мёртвой царевне” положительна, он воплощает в себе все те качества, которыми должен обладать мужчина: честность, верность, благородство, отвага, ум. Кроме того, королевич ещё и красив. Когда его невеста пропала, он продолжил её поиски, несмотря на то, что они долгое время были бесплодными, и в конце концов сумел разыскать её, вернув к жизни.

Семь богатырей

Семеро богатырей встречают царевну у себя в тереме

Красивые статные молодцы, в терем которых забрела беглая Царевна. Они встретили её с теплотой и позволили ей жить с ними, а Царевна заботилась о них, как о родных братьях, поддерживая в доме порядок. Когда девушка съедает отравленное яблоко, богатыри обнаруживают её бездыханное тело, кладут его в хрустальный гроб и подвешивают в пещере. Похоронить её они не решились, так как она выглядела слишком живой, только при этом не дышала.

Главные герои романа «Герой нашего времени» с характеристиками
Краткое содержание «Капитанская дочка» по главам для читательского дневника

История создания

А) Время создания:

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

Гипотезы о происхождении сказки:

1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народ-ной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западно-европейской культуры

Урок по ИЗО «Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Развивающие:

  • Развивать у учащихся творческое мышление при выборе композиции иллюстрации

  • Развивать у учащихся логическое мышление при создании изобразительных образов во время прослушивания фонограммы сказки А С Пушкина.

Воспитательные:

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация по теме, фонограмма сказки А.С. Пушкина.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин

  1. Объяснение новой темы – 10 мин.

  1. Самостоятельная работа – 25 мин.

  2. Подведение итогов урока и домашнее задание – 3 мин

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Приветствие учеников.

  1. Объяснение творческой задачи:

Объявление темы урока.

Объяснить учащимся особенности работы художника-иллюстратора. На иллюстрации должен быть изображен один из значимых моментов сюжета литературного произведения. Глядя на иллюстрацию, зритель должен безошибочно определить, какой момент изображен на рисунке. Т.е. художник должен сделать то же самое, что и автор литературного текста, но использовать для этого другие изобразительные средства – линию, штрих, цвет, контраст, колорит и т.д.

(Демонстрация слайдов с иллюстрациями к печатным изданиям этой сказки, детских рисунков и т.д.)

Для того чтобы достичь этого, нужно внимательно изучить содержание сказки, внимательно ознакомиться с авторским текстом. Особенно отметить те моменты сказки, где А.С. Пушкин дает характеристику героям, т.е. их словесный портрет. Как описывает он их характер. Как описывает автор отдельные моменты сказки, описывает окружающую природу и т.д.

Немаловажно при работе выбрать определенный стиль, которого придерживаться на всех этапах создания рисунка, например, для сказки более подходит стилизация образов в народном стиле, используя народные орнаменты (для декорирования рисунка), старинную русскую архитектуру (царский терем, дом богатырей), старорусский шрифт для надписей и т.д. стилизовать художественные образы героев сказки (положительные или отрицательные)

Елисей в сказке обращается к ветру, солнцу, месяцу, т.е. автор отождествляет их с человеком, наделяет их человеческими чертами, характерами. Очень важно постараться выразительно передать эти черты на рисунке.

Далее постараться создать иллюстрацию к сказке, прослушав и обобщив текстовую информацию.

Для изучения этой темы целесообразно использовать два урока. На первом уроке учитель объясняет творческое задание, демонстрирует иллюстрации на доске-экране, учащиеся прослушивают фонограмму сказки и выполняют наброски будущей иллюстрации.

Домашнее задание: окончательно определиться со стилем иллюстрации, сюжетом, завершить создание художественных образов.

На втором уроке учащиеся выполняют окончательный вариант рисунка-иллюстрации к замечательной сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

В конце второго занятия подведение итогов, выставление оценок, выставка наиболее удачных работ учащихся.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий