- «Садко»: краткое содержание
- Действующие лица и их характеристики
- Садко
- Морской царь
- Микола Можайский
- Другие персонажи
- ↑ Что же получается?
- Примечания
- Характеристика героев
- Темы
- “Садко”
- Сюжет «Садко» в русской культуре
- В литературе
- Театр и музыка
- Кинематограф и мультипликация
- Картина Репина «Садко»
- В гостях у Морского царя
- Другие работы на Любимая сказка. Апрель 2015. Поделки и рисунки. Дошкольники
- Статья «Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок»»
- История создания персонажа
- Садко | Богатыри славянской мифологии
- 2 вариант
«Садко»: краткое содержание
Главным героем произведения выступает бедный гусляр, зарабатывающий себе на жизнь игрой на гуслях. Его часто приглашают устраивавшие застолье богатые торговцы. Однажды в течение девяти дней парня не зовут ни на один пир. Его гордость задета, но он старается никому не показывать своей обиды.
Садко идет к озеру, на берегу которого начинает играть на любимых яровчатых гуслях. От его самозабвенной игры вода начинает «волноваться». Но гусляр не придает этому особого значения.
Проходит время, и парня опять не приглашают на гулянки. Он опять отправляется к озеру, на берегу которого отдается музыке. От звуков гуслей вода опять начинает бурлить.
На третий приход Садко к водоему происходит чудо. К нему из пучины морской выходит подводный царь, которому очень понравилась игра на гуслях.
Царь желает отблагодарить гусляра и предлагает ему поспорить с местными купцами: если Садко сможет поймать золотых рыб, то они отдадут ему лавки с дорогими товарами. Гусляр так и делает. На следующий день трое торговцев соглашаются поучаствовать в споре. Подводный царь подбрасывает парню в невод золотых рыбок, и тот выходит победителем. Купцы отдают ему три лавки.
Содержание «Садко» далее повествует о том, как главный герой закатывает большой пир и приглашает на него новгородских купцов. Подвыпив, гости начинают хвалиться друг перед другом: у одного жена молодая, у другого казна большая, а у третьего конь удалой. Один Садко молчал. Заметив это, купцы поинтересовались, чем же может он похвастаться. На что гусляр гордо сообщает купцам, что сможет скупить все товары в Нижнем Новгороде. Такое заявление смутило всех присутствующих, и они бьются с ним об заклад: если он проиграет в споре, то отдаст торговцам 30 тыс. рублей.
Как не пытался наш удалой герой скупить все новгородские товары, ничего у него не вышло. Это преподнесло молодому человеку хороший урок. Он отдает купцам 30 тыс. рублей, а на оставшиеся деньги строит корабли и решает отправиться в плавание.
Доплыв до Золотой Орды, он выгодно продает весь скупленный в Нижнем Новгороде товар, от чего его капитал существенно увеличивается. Наполнив бочки золотом и серебром, парень направляется домой.
На обратном пути понимается страшный шторм. Это дело рук подводного царя, которому Садко давно не платил дани. Брошенные в море бочки с серебром и золотом не удовлетворили царя, ему нужна человеческая голова.
Садко садится плот и остается в море, а его дружинники целыми и невредимыми возвращаются в Нижний Новгород. Попав в подводное царствие, гусляр по приказу царя три дня кряду играет на гуслях, а государь танцует. Из-за плясок на море происходят сильные штормы и погибают люди.
К Садко приходит святой Микола Можайский и просит прекратить играть, на что парень отвечает, что не вправе ослушаться царя. Тогда Микола советует ему порвать струны на гуслях. Парень так и делает.
Повеселившийся на славу царь предлагает Садко взять в жены одну из его дочерей. Парень по совету святого оставляет свой выбор на Чернавушке. Проснувшись на следующее утро, гусляр оказывается дома. В благодарность он строит собор Святому Миколе Можайскому.
Действующие лица и их характеристики
Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.
Садко
Садко — новгородский гусляр, ставший зажиточным купцом. В начале повествования Садко беден.
Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.
Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.
Морской царь
Морской царь — могучий и властный правитель, повелитель морей. Обладает огромными богатствами, живет в палатах белокаменных. Этот герой раскрывается с разных сторон, он противоречив. Одновременно выступает и как благодетель, и как разрушитель. Насылает на людей бурю, ради собственной услады пленит Садко, в то же время он по достоинству ценит талант музыканта и помогает ему.
Микола Можайский
Микола Можайский — русский святой, также известен как Святой Николай Угодник, или Николай Чудотворец, приходит на помощь людям, выступает в роли заступника и спасителя. Упоминание Николая Чудотворца явно указывает на влияние христианской традиции на фольклорный сюжет.
Другие персонажи
Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей и олицетворением этого водоёма.
Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.
Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.
Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.
Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая
↑ Что же получается?
В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).
Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.
Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.
Следовательно,
эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.
Вы знаете, что в северной мифологии эту историю рассказывают по – разному, но узнаваемо? У древних германцев это — Зигфрид, вылавливающий в виде золотой рыбки клад Нибелунгов (Буслаев); у скандинавов – это мифический певец и заклинатель Вейнемейнен, играющий и поющий морскому богу (Миллер).
Примечания
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные сочинения и переписка. Т. 1. М.: Музгиз, 1955. С. 208.
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные сочинения и переписка. Т. 1. М.: Музгиз, 1955. С. 276.
- Римский-Корсаков Н. А. Вместо предисловия // Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975
- Женское окончание Волхова́ — царевна Волхова́-река — дано на основании свидетельства Афанасьева о таковых окончаниях древних названий рек, как например, Днепра́-река (Римский-Корсаков Н. А. Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975)
Характеристика героев
В былине «Садко» главные героя — молодой гусляр и морской царь. Их отличительные черты:
- Садко отличается патриотизмом и высокой нравственностью. Он жертвует собой во время бури, спасая жизни людей. Получив огромное богатство, он не сделался жестоким и жадным, не забросил свои песни и игру на гуслях. Он деятелен и активен, плавает по рекам и морям, стремясь увидеть новые земли и увеличить славу своего города. Единственная его слабость — гусляр поддается гордыне и пытается скупить все новгородские товары, чтобы прославиться. Но он быстро отступает от своего намерения, поняв, что это ему не под силу. Садко — истинный христианин, твердо верящий в провидение и не забывающий проявить благодарность за спасение.
- Морской царь — персонаж неоднозначный. Его трудно назвать положительным или отрицательным. Сначала он отблагодарил Садко за игру и сделал его богатым, а затем по своему капризу забрал его в море. Царь морей хочет оставить талантливого музыканта при себе и не понимает, что для того нет ничего дороже жизни на земле, в родном городе.
Темы
Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.
Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.
Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.
Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.
Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.
“Садко”
Былина “Садко” Жанр: былина новгородского цикла
Главные герои былины “Садко” и их характеристика
Садко. В начале простой бедный гусляр, очень большой мастер. Когда разбогател и стал купцом стал заносчивым и хвастливым. Но побывав у морского царя вновь стал добрым и богобоязненным.
Морской царь. Существо фантастическое. Любитель музыки и танцев.
Микола Можайский, православный святой заступник.
План пересказа былины “Садко”
Садко на берегу озера
Садко ловит рыбу с золотыми перьями
Садко богат
Садко покупает новгородский товар
Садко проигрывает спор
Садко снаряжает корабли
Садко бросает жребий
Садко играет для морского царя
Садко выбирает девушку
Садко возвращается в Новгород и стоит церковь
Кратчайшее содержание былины “Садко” для читательского дневника в 6 предложений
Новгородский гусляр Садко был беден, зато очень хорошо играл на гуслях.
В благодарность за его музыку морской царь дал ему поймать рыбу с золотыми перьями и Садко стал богат
Садко хотел выкупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать
Садко снарядил корабли и они остановились в море
Садко отправился к морскому царю и играл для него на гуслях
Садко выбрал себе невесту Чернаву и вернулся в Новгород на берег реки Чернава, где он построил церковь
Главная мысль былины “Садко” Богатство может испортить характер человека, но настоящий богатырь поймет свои ошибки.
Чему учит былина “Садко”
Эта былина учит тому, что музыка – это великая сила и все на свете оказывается ей подвластно. Учит она не зазнаваться, чего-то достигнув, а оставаться простым человеком. Учит, что золото не может купить всего на свете. Учит любить свою жену и хранить ей верность. Учит быть благодарным к тем, кто нам помогает.
Отзыв на былину “Садко”
Это очень интересная и увлекательная былина, герой которой вроде бы и не является сказочным богатырем. Это просто гусляр, потом купец Садко.
Но он попадает в такие интересные и сказочные приключения, которые случаются только с настоящими богатырями. И только настоящий богатырь оказывается способным вернуться живым со дна моря.
Мне понравилась эта былина и я с удовольствием рекомендую ее прочитать каждому
Пословицы к былине “Садко”
Пошел он на берег Ильмень-озера и стал там играть. Вода на озере взволновалась и Садко испугался и ушел. Еще раз ходил Садко на озеро и снова вода волновалась. А на третий раз появился Морской царь и сказал Садко, что поможет ему выловить из озере рыбу с золотыми перьями. Пошел тогда Садко в Новгород и поспорил с купцами, что поймает рыбу с золотыми перьями.
Садко свою голову закладывал, три купца по три лавки товару каждый. И пошел с ними Садко на Ильмень-озеро, закинул невод шелковый и вытащил рыбу с красными перьями, да не одну, а сразу три. Разбогател Садко, сам стал пиры устраивать. Палаты себе построил чудесные. На его пирах сидят новгородцы богатые, хвастают кто чем, один Садко молчит.
Вот спросили его, а чем он похвастать может. Объявил тут Садко, что на свою казну сможет все товары в Новгороде выкупить. Поспорили на тридцать тысяч. Пошел Садко в гостиный ряд, все товары выкупил. На следующий день товаров еще больше навезли. Снова пошел Садко, и эти товары выкупил. На третий день еще больше товару в Новгороде.
Но не сдвинулись корабли с места. Бросили бочку золота – стоят корабли, не шелохнутся. Понял Садко, что морской царь живого человека требует и решили жребий тянуть. Дружина бросила простые дощечки, Садко – золотом украшенную. Потонула дощечка Садко. Предложил Садко переиграть жребий. Бросила дружина дощечки золоченые, а Садко простую.
Но все равно его дощечка утонула. Делать нечего, отписал имения свои, взял гусли, и на доску в море лег. Уплыли корабли. А Садко на доске заснул, а проснулся уже у морского царя во владениях. Зашел Садко в палаты белокаменные, увидел его морской царь, сыграть на гуслях попросил. Стал Садко играть, а морской царь развеселился, в пляс пустился.
На море шторм поднялся, гибли люди тысячами. Начал народ молиться Миколе Можайскому. Играет Садко, вдруг его кто-то за плечо трогает. Смотрит – Микола Можайский, просит играть перестать. Ответил Садко, что не по воле своей играет, а Микола подсказал ему струны порвать, да шпенечки выломать.
Тут и его корабли появились. Встретил Садко корабли, к жене пошел, поцеловал супругу. А потом товар выгрузил, да церковь Миколе Можайскому построил.
Рисунки и иллюстрации к былине “Садко”
Сюжет «Садко» в русской культуре
К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.
В литературе
Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.
Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета. Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.
Театр и музыка
Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.
В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов. В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.
Кинематограф и мультипликация
В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.
Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2021 году.
Скачать обзор:
Картина Репина «Садко»
На картине перед изумленным взором Садко – красавицы-царевны. Поражают воображение зрителей их роскошные национальные костюмы. Кого выберет Садко? Его волнение как будто передается зрителю. Но нет, не прельщает богатство нашего героя, он смотрит на простую и скромную девушку по имени Чернавка. Она изображена на заднем плане. Былина ведает нам, что выбор был единственно правильным, ведь девушка спасла жизнь герою и вернула ему свободу.
«Садко» – это очень глубокое полотно. Интересна манера художника – четкий передний план, с прорисованными деталями и размытые контуры на заднем плане. Как будто толща воды мешает разглядеть суть происходящего.
Художник показал удивительное мастерство зрелого состоявшегося мастера. Репин, чтобы добиться максимального эффекта, посещал аквариум в Берлине. Ему удалось передать разнообразие оттенков воды, тут и светло-зеленый, и насыщенный малахитовый, и почти черный.
В гостях у Морского царя
Начал Садко сбрасывать в море все свои сокровища. Бочки золота и серебра ушли на дно, но буря всё не затихала. Тогда поняли моряки, что требует Морской царь человеческой жертвы. Решено было бросить жребий и, конечно, выбор пал на самого Садко.
Несмотря на отговоры товарищей, велел им купец спустить на волны дубовую доску, на которой остался посреди волн. Странная дремота вдруг нашла на него. Уснул Садко на доске, крепко сжимая в руках свои гусли.
Когда же проснулся купец, осмотрелся, понял он, что находится на дне моря. Подводные жители приветствовали его во дворце Морского царя. Сам Ильм вышел навстречу гостю, объяснив, что позвал его к себе, потому что соскучился без музыки.
Согласился Садко сыграть мелодию для Морского царя. Обрадовался Ильм, пустился плясать. Увы, во время того танца море бурлило и вздымалось волнами, отчего корабли тонули в его водах. Морской царь вместе со своей супругой всё донимали своего гостя-пленника.
Очень интересный вопрос звучит от подводных правителей. «Что дороже России: булат или золото?», – спрашивает Ильм. Садко ответил в пользу первого, ведь золото далеко не так ценно, как может показаться.
Другие работы на Любимая сказка. Апрель 2015. Поделки и рисунки. Дошкольники
Публикации по теме:
Моё творчество. Иллюстрация к сказке В. Сутеева «Под грибом» в технике «квиллинг» В январе я знакомила детей с творчеством В.Г.Сутеева, замечательного сказочника, художника, мультипликатора. Мне самой всегда нравились его сказки и мультфильмы….
Конкурс «Иллюстрация к сказке» Иванова Катя 5л сказка»Маша и Медведь» Болотова Олеся 5л сказка»Теремок» Болотова Олеся 5л сказка»Три поросенка» Абдельнасир Анфиса 5л сказка»Белоснежка…
Иллюстрация к русской народной сказке В рамках конкурса » иллюстрация к русской народной сказке» на Мааме я провела такой конкурс у себя в группе. Ребята с удовольствием приняли участие , уговаривать…
Подробнее… Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок». Цель: — Продолжать совершенствовать умения и навыки по аппликации в средней и младшей группе на конец года; — Закрепить умение…
Коллективная работа «Колобок» как иллюстрация к русской народной сказке Цель: развитие мелкой моторики детей, умения работать в группе, развитие творческого воображения. Материалы для изготовления панно: картон размером 70*70, клей ПВА,…
Конспект занятия по художественному творчеству «Иллюстрация к сказке «Колобок» Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникация, восприятие художественной литературы. Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация….
Статья «Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок»»
Далее…Прочитав ребятам сказку мы всегда рассматриваем иллюстрации. Дети сами фантазируют и предстваляют ту или инную картину из сказки. Вот и я решила сделать с Вельмискиной…
Иллюстрация к сказке «Колобок» Эту иллюстрацию к сказке мы изготовили совместно с детьми. Для этого мы взяли 2 листа альбомных, сшили их сверху. Подобрали нужную картинку, вырезали те детали под…
Конкурс «Иллюстрация к русской народной сказке» В моей группе дети маленькие 3 — 4 года . Они проявляют большой интерес к рисованию . Еще осенью ,в начале сентября дети не умели даже правильно держать кисть в…
Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок» Название: Иллюстрация к Русской народной сказке «Колобок». Автор работы: Работу выполнила Яковлева Варвара Возраст ребенка: 4 года. Описание работы: Иллюстрация…
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
История создания персонажа
Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имена ученых неизвестны).
Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.
Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.
Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.
Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и путешествовал по морю.
Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.
Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют интересные факты: у немцев есть похожее сказание о Зигфриде, у финнов — о Вяйнямёйнене, у французов — об упомянутом ранее Садоке и другие.
В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.
Садко. Картина Ильи Репина. 1876 год Google Cultural Institute
Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко.
Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.
Виктор Васнецов. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 11 мая 1898 года
Конечно, символическое лишение витязя возможности жениться и разбогатеть ― еще один романтический симптом. Никакого распутья для русского богатыря нет: только вперед, на бой со смертью.
Богатырь. Картина Михаила Врубеля. 1898 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images / Fotobank
В то же время сам Врубель совсем был не намерен смеяться над Ильей Муромцем:
Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год Wikimedia Commons
Храбрый и славный и могучий витязь богатырь Бова Королевич. Лубочный лист из собрания Дмитрия Ровинского. 1881 год The New York Public Library
Микула Селянинович и Вольга Всеславьевич. Камин по эскизу Михаила Врубеля. 1899 год Игорь Кленовый / Wikimedia Commons
Садко | Богатыри славянской мифологии
Назад к разделу
Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды три дня подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу.
Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что “утешен” игрой гусляра и хочет его наградить.
Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.
https://www.youtube.com/watch?v=EVgTat0Kwcs
Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде – “худые и добрые”; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров “со всего света белого”:
После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы.
Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях.
Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю – “девицу Чернавушку”.
После свадебного пира Садко “не творил блуда” с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле – на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а “на сине море” никогда уже более не ездил.
В варианте из сборнике Кирши Данилова (предполагаемый составитель первого сборника русских былин, исторических, лирических песен, духовных стихов) Садко является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцем. Садко передаёт Ильмень-озеру поклон от его сестры Волги, и в благодарность Ильмень помогает молодцу разбогатеть: выловленная в большом количестве рыба обращается в золотые и серебряные деньги.
Былину о Садко можно прочитать тут.
Назад к разделу
2 вариант
Одно из древних сказаний о красочной новгородской жизни дошло до наших дней. В нем рассказывается о жителе Новгорода Садко, который не раз совершал фантастические погружения в бездну моря и возвращался сухим и невредимым.
Главный герой повествования Садко начал свой путь простым гусляром. Профессия не приносила музыканту большого достатка. Часто в его услугах не было нужды. Тогда юноша грустил, перебирая струны, на берегу озера Ильмень. В один из таких моментов к нему пришла удача. Морской царь расчувствовался, слушая душевные мелодии, и помог гусляру разбогатеть.
В характере Садко заметны черты, свойственные любому русскому человеку. Он отзывчивый и простодушный. Даже превратившись из бедного гусляра в богатого купца, Садко остается честным и порядочным человеком. Чтобы спасти дружину, он приносит в жертву себя, а не предлагает другим морякам искать на дне милости морского владыки.
Молодой человек не привык к праздности. Трудолюбие и терпение сделали из него искусного музыканта. Впоследствии эти же качества помогли молодому купцу изрядно приумножить богатство. Садко не растрачивает попусту нажитое состояние. В то же время он не скуп. Его гости на пирах досыта наедаются. Своему слову молодой герой всегда верен. Не сумев выиграть спор, он без сожаления отдает оговоренный проигрыш.
Как и реальный человек Садко не лишен слабостей. Хвастливость делает этот персонаж похожим на отрицательного героя. Прославился Садко благодаря алчности. Она движет героем на протяжении всего сказания. Бывший гусляр занимается торговлей, чтобы приумножить состояние. Владыка морей карает Садко за жадность, но после возвеличивает, признавая в нем талантливого музыканта. Алчность Садко соседствует с предприимчивостью. Даже потерпев финансовый крах, он умудряется мобилизовать силы и разбогатеть. При этом он не усложняет жизнь размышлениями, а отдается судьбе, легкомысленно плывя по течению.
Садко близок народу. Он охотно играет и поет для простых людей. Это персонаж положительный, а отрицательные качества растворяются в его обаянии. На примере Садко показано, что целеустремленность и благородство помогут извлечь пользу из любого ремесла.
Самый противоречивый персонаж в былине – морской владыка. Он олицетворяет беспощадную силу, способную сокрушить неугодных. Вместе с этим он тонкий ценитель музыки и помогает тем, кто ему понравился. Морской царь сначала облагодетельствовал Садко, а потом взял его в плен. Властелин глубин так и не понял, что Садко не променяет жизнь в родном городе на все подводные сокровища.
Микола Можайский во все времена выступал бескорыстным защитником обездоленных. Помог он и Садко. Благодаря советам святителя гусляр освободился из подводного плена. Во славу народному заступнику Садко воздвиг в родном городе храм и призвал соотечественников молиться, чтобы заслужить расположение высших сил.