- Восточные узоры: в гости к сказке
- Промыслы и ремесла
- Слайд 6 Вышивали льняными, шерстяными или шелковыми нитками собственного прядения. Нитки окрашивались обычно
- Русская народная рубаха и её особенности
- Слайд 5 Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение
- Народный костюм
- Слайды и текст этой презентации
- Слайд 1Мастер-класс
«Чăваш тумĕ»
Кокшина Ираида Николаевна — учитель истории и культуры родного края
- Слайд 3 Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной
- Слайд 5 Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение
- Слайд 6 Вышивали льняными, шерстяными или шелковыми нитками собственного прядения. Нитки окрашивались обычно
- Слайд 7 Как правило, чувашский вышитый орнамент основан на воспроизведении многочисленных вариантов древнейших
- Слайд 111. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Техника.Приемы. — Чебоксары: 20132. Жачева Е.Н.
- Предметы быта
- Сохраняя традиции
- Предисловие издателя
- Узоры для детей: творим вместе с малышами
- Особенности
- Изготовление трафаретов цветов для декора своими руками: шаблоны
- Особенности трафаретов кошек для декора своими руками: шаблоны и идеи
- Рисуем орнамент в народном стиле
- Экскурс в историю
- Татарский узор: шаблоны великого народа
- Чувашский орнамент в современном мире
- Вариант №2
- Орнаменты относимые к X веку
- Орнаменты XI и XII веков
- Орнаменты XIII и XIV веков
- Орнаменты XV и XVI веков
- Добавляем рамки в разных версиях редактора
- Рамки в Word 2003
- Рамки в word 2007
- Стоит почитать
- Вышивка в народной чувашской одежде
- Сарафан, душегрея
- Символика чувашских орнаментов
- Понева, запон, передник, завеска, шушпан
- Смысл и значение русского орнамента
Восточные узоры: в гости к сказке
Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка — символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.
Восточные узоры сегодня снова набирают популярность
Самые частые мотивы восточных узоров — это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки — ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.
Промыслы и ремесла
Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.
Наиболее популярными можно назвать:
Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.
Роспись гжелью — старинный промысел
«Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.
Роскошная жостовская роспись
«Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.
Хохлома популярна и в наши дни
Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.
Старооскольские глиняные игрушки
Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.
Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар
Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.
Слайд 6 Вышивали льняными, шерстяными или шелковыми нитками собственного прядения. Нитки окрашивались обычно
домашним способом растительными красителями. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими качествами обладали и сами мастерицы. Вот как «прочитал» поэт цветовую гамму чувашской вышивки:Вышивает белый холст до зари, Словно лучиками звезд, — посмотри! Красный шелк – любовь, и кровь и слова. Шелк зеленый – мир дубрав да трава. Ладит желтый с голубым на холсте – Небо с солнцем золотым в высоте. Черный шелк кладет она – все верней: Мол, земля черна? Черна, шелк черней… С тех пор чувашские женщины украшают свою одежду красивыми вышивками, каждый орнамент которой имеет свое значение.
Нитки для вышивки
Русская народная рубаха и её особенности
Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.
Все русские рубахи имели следующие общие черты:
- Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
- Под мышками всегда вставляли ластовицу;
- Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
- Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
- Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
- Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
- Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.
Слайд 5 Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение
и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный. Красный – цвет жизни, источник счастья, радости. Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов. Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод. Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только контур рисунка. Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости.
Чувашский орнамент – это символика цвета, цветовых соотношений
Народный костюм
До середины XVII в. костюм сельского жителя и горожанина практически ничем не различался. Одинаковые наряды хранились в царских палатах, в сундуках бояр, в домах горожан и крестьян.
В зависимости от социального положения и достатка одежду шили из разных материалов: знать — из драгоценных привозных тканей, сельские жители и ремесленники — из домотканого полотна, льняного или шерстяного. Хотя для праздничной одежды и они могли себе позволить дорогой шелк, бархат, атлас. В древности мода не менялась столетиями, и бабушкины наряды исправно служили внучкам. В конце концов, одежду можно было подновить, использовать фрагменты изношенной на новом платье или перешить.
Кстати, подобным не брезговали даже царские особы. Так, Алексей Михайлович Тишайший (1629-1676) — второй русский царь из династии Романовых — преподнес в дар патриарху Адриану драгоценное облачение, перешитое из своей верхней одежды.
Саккос патриарха Адриана. Сделан из верхнего платья царя Алексея Михайловича в 1691 году. Патриаршья Ризница. Фотография 1914 г.
Русский костюм был многослойным: одна деталь одежды надевалась на другую. Особенно много таких деталей было в женском костюме. При этом практически вся одежда была свободной, а фиксировалась, затягиваясь поясами. Пуговицы также были в ходу, но их делали из драгоценных металлов. Такие пуговицы служили, скорее, украшением одежды.
На фотографии 1914 г. старинные пуговицы. Москва, Исторический музей
Судить о костюме в глубокой древности мы можем в основном по косвенным источникам: живописи, скульптуре, немногим запискам очевидцев и археологическим находкам.
На фотографии резные фигуры с иконостаса XVII в., хранившиеся в музее Белой палаты в Ростове Ярославской губернии. Здесь мы видим мужскую фигуру в кафтане и портах, заправленных в высокие сапоги. Прямой плащ с богатой отделкой, корзно, застегнут фибулой. Женская фигура одета в опашень с круглым воротом, видны рукава рубахи с драгоценными запястьями. На голову и плечи также накинут плащ.
Но мы рассмотрим костюм более поздней эпохи. Образцы таких нарядов дошли до наших дней и дают возможность судить об их структуре, а главное, о месте и роли вышивки в одежде наших предков.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Мастер-класс
«Чăваш тумĕ»
Кокшина Ираида Николаевна — учитель истории и культуры родного края
Слайд 3 Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной
культуры прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, различных географических регионов Азии и Европы. По своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
Слайд 5 Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение
и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный. Красный – цвет жизни, источник счастья, радости. Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов. Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод. Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только контур рисунка. Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости.
Чувашский орнамент – это символика цвета, цветовых соотношений
Слайд 6 Вышивали льняными, шерстяными или шелковыми нитками собственного прядения. Нитки окрашивались обычно
домашним способом растительными красителями. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими качествами обладали и сами мастерицы. Вот как «прочитал» поэт цветовую гамму чувашской вышивки:Вышивает белый холст до зари, Словно лучиками звезд, — посмотри! Красный шелк – любовь, и кровь и слова. Шелк зеленый – мир дубрав да трава. Ладит желтый с голубым на холсте – Небо с солнцем золотым в высоте. Черный шелк кладет она – все верней: Мол, земля черна? Черна, шелк черней… С тех пор чувашские женщины украшают свою одежду красивыми вышивками, каждый орнамент которой имеет свое значение.
Нитки для вышивки
Слайд 7 Как правило, чувашский вышитый орнамент основан на воспроизведении многочисленных вариантов древнейших
знаков-символов. Это стилизованные изображения Мироздания, Солнца, Древа жизни, Огня, Воды, Земли, человека, животных существ. Недаром в народе говорят : «Чăваш тĕрри çыруллă». Много трудов посвятил чувашской вышивке искусствовед А.А.Трофимов. В книге «Орнамент чувашской народной вышивки» он обращается к вопросам сложных связей орнамента с реальным миром и миропониманием древних чувашей.
Вечная красота узоров
Слайд 111. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Техника.Приемы. — Чебоксары: 20132. Жачева Е.Н.
Чувашская вышивка . Советы мастерицы. –Чебоксары: 20113. Жачева Е.Н., Ефиимова А.А. Чувашская вышивка в школе. — Чебоксары: 20144. Иванов-Орков Г.Н. Узоры цвет символика. – Чебоксары: 20125. Искендеров Ф.В., Искендеров И.Ф., Костина Е.Ф. Азбука чувашских орнаментов и эмблем: учебное пособие. — Чебоксары, 20066. Трофимов А.А. Орнамент чувашской народнойВышивки. – Чебоксары: 20147. Шаркова Т.В. Три солнца. — Чебоксары: 2003
Литература
Предметы быта
В приданое входила не только одежда. Многочисленные рушники, полотенца, подзоры, столешники — все это было необходимой составляющей быта наших предков.
Рушниками на свадьбе было принято одаривать родню. Ими украшали свадебную горницу, повозку, на которой новобрачные ехали венчаться, и многое другое. Рушников в зажиточных домах готовили по несколько десятков. А ведь их длина могла быть и два, и три метра! Вышивка на рушниках соседствовала с кружевом, плетеным или вязаным, ее дополняли полосы нарядных тканей, ленты и т.д.
Полотенца, или утиральники, были попроще, но вышивка присутствовала и на них.
В убранство постели молодых входили подзоры — длинные полосы ткани, украшенные вышивкой.
Подзор (полоска ткани с вышивкой или кружевом, обрамляет нижний край кровати, свисая над полом). Север России, XIX в.
Сохраняя традиции
Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.
Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.
Русская коллекция Ив Сен Лорана
Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.
Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.
Предисловие издателя
Издаваемые нами в настоящем альбоме, образцы древнерусского орнамента, заимствованы из миниатюр рукописей, мозаик и стенописей церквей, икон, а отчасти с сохранившихся древних парчей, набоек и других тканей. Рисунок орнаментов с последних, т.е. парчей, набоек и других тканей, а также мозаик и стенописей воспроизведен в натуральную величину; орнамент же миниатюр и икон увеличен нами.
С № 1 до № 15 орнаменты взяты целиком из Ватиканского Минология и должны быть относимы к X веку.
№№ 15-29-XI и XII вв. взяты нами с мозаик и стенописей Киево-Софийского собора, Софийского собора в Новгороде, Спасо-Нередицкой церкви, св. Георгия в старой Ладоге, из заставок и миниатюр рукописей.
Века XIII и XIV (№№ 30-45) воспроизводятся нами с орнаментов рукописей.
Для XV и XVI вв. (№№ 46-66) материалом, кроме рукописей, служили разные ткани, хранящиеся в ризницах монастырей и церквей, а отчасти в коллекциях частных лиц.
Богатейшим же источником для орнаментов XVII века (№№ 67-213) служили многочисленные рукописи, в особенности рукопись «Призвание и венчание Михаила Федоровича на царство», стенописи Ярославских церквей и ткани того времени.
Всего на 213 таблицах в настоящем альбоме 281 орнамент.
Узоры для детей: творим вместе с малышами
Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов — способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор, это может быть рамка для текста или оконтовка для любого рисунка. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.
Порядок работы следующий:
Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.
Выполнить следующий набросок.
Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.
Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.
Далее, постепенно подбирая нужные краски или карандаши, закрасить полученный узор.
Вот и вся хитрость. Дальше уже можно использовать более сложные эскизы. Стоит потренироваться на создании единичных элементов.
Орнаменты и узоры украсят будни. Особенно, если они изготовлены своими руками. Стоит только посмотреть на них и настроение улучшится. Попробуйте сами это увлекательное и красивое искусство, добавьте в повседневность нотки новизны, и жизнь заиграет новыми красками. Попробуйте рассмотреть все виды орнаментов, например русско народные, алтайские, тувинские, их можно росписать на тарелке.
Особенности
Для первого нанесения не рекомендуется выбирать сразу сложный рисунок. Процесс кажется простым и быстрым, но все же стоит приобрести базовые навыки.
Желательно выбрать поверхность, на которой можно потренироваться, выбрать для себя оптимальную технику и ознакомится с особенностями краски.
Фото трафаретов для декора наглядно демонстрируют, как можно преобразить и обновить интерьер за счет красивых орнаментов.
Макеты делятся на несколько видов:
- По цвету — однотонные или комбинированные;
- По размеру — миниатюрные и большие;
- Одноразовые или многоразовые;
- Объемные или тонкие;
- Самоклеящиеся, гнущиеся или плотные.
Не нужно мчаться в торговый центр для поиска идеального варианта. Трафареты можно изготовить собственноручно, для этого потребуется пленка из пластика, плотный картон и самоклеящийся материал. А свой идеальный узор можно выбрать и скачать в интернете.
Изготовление трафаретов цветов для декора своими руками: шаблоны
Для создания стильного варианта декорирования стен используются рисунки цветов. Применение шаблонов с композициями из различных цветов подойдет тем, кто хочет поменять оформление обстановки.
С цветами выбираются трафареты для декора мебели. Это актуально для обстановки стиле прованс. Цветочные орнаменты подойдут для любой комнаты. Живописные ромашки, розы, тюльпаны и маки разнообразят интерьер и придадут комнате индивидуальность.
В зависимости от технологии выбираются определенные трафареты. Прямой вариант представляет собой образец, с орнаментами из цветов. Растительные мотивы можно сделать более естественными или придать им абстрактный вид. Цветы подходят для любой комнаты.
Особенности трафаретов кошек для декора своими руками: шаблоны и идеи
Существует множество нетрадиционных идей для создания детских трафаретов для декора, например рисунки с кошками и другими животными. Подобные фигурки можно изобразить на стенах или на мебели. Используются силуэты животных или их мордочки. Такие картинки подходят для спальни, будуара, детской или ванной комнаты. Как вариант в качестве декора используются тигриные полоски или леопардовые пятна.
Рисуем орнамент в народном стиле
Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.
Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:
- Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
- Разложить рисунок на простые детали.
- Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
- Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
- Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.
И вот уже готов уникальный узор.
Подобный узор под силу нарисовать каждому
Экскурс в историю
Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.
Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.
Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.
Даже в экстерьере домов прослеживалась символика
Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.
В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.
Татарский узор: шаблоны великого народа
Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).
Украшение жилья коврами потрясающей красоты — одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.
Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные — для каждого события есть свой платок, и для каждого платка — свой особенный узор. Вот такая красота — татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать
Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах
Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.
Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.
????????????????????????????
Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз
Чувашский орнамент в современном мире
Узор старинной вышивки на музейных экземплярах свадебного костюма глубоко исследуется специалистами по восточной этнографии. Ими обнаружены элементы реликтового рунического письма тюркских племён в отдельных чувашских узорах и орнаментах, что подтверждает древнейшее происхождение этого вида рукоделия. Но с развитием фабричного производства и после появления техники вышивки крестиком филигранное и трудоёмкое народное искусство стало вытесняться и заменяться менее сложными видами швов, а орнаменты упростились. Но даже после такой замены чувашские рукодельницы продолжают создавать высокохудожественные вышивки и украшать ими костюмы и бытовые предметы.
Вариант №2
На протяжении многих веков на Руси складывались определённые традиции в одежде. Русский национальный костюм – это не просто одежда, но и способ рассказать кое-что о себе. Так, по наряду девушки можно было понять, замужем ли она либо готовится стать невестой. Даже самые бедные крестьяне уделяли много внимания своей одежде.
Главным элементов русского народного костюма испокон веков была рубаха из натуральных материалов. В зависимости от региона и достатка семьи её делали из хлопка, льна, конопли или шёлка. Рукава и воротник рубахи непременно были украшены узором, орнаментом, который говорил о том, из какой губернии, а иногда и местности, происходит человек. Например, в Смоленской губернии женщины предпочитали орнамент чёрного, жёлтого и красного цвета, который обычно располагался по всей длине рукава горизонтальными линиями. Центральные губернии жили в большем достатке, поэтому на рубахах преобладали красный, жёлтый и даже золотой цвет.
Женский русский костюм невозможно представить без сарафана или понёвы – широкой юбки, затягивающейся специальным поясом на талии. Причём пояс был очень важным элементом одежды. Они различались у молодой девушки и замужней женщины, а выходить из дома без пояса было неприлично. Сарафан и понёва надевались поверх рубахи. Для повседневной носки их шили из ситца, конопляной или льняной ткани, а иногда понёву шили из шерсти. Цвет этой одежды мог быть различным, и у каждого цвета было своё значение. К праздникам или свадьбе сарафаны шились из дорогих тканей – шёлка или парчи. Поверх сарафана, понёвы и рубахи носится передник – предмет особой гордости каждой русской женщины. Она украшала его особым узором, который рассказывал о её жизни, семье, истории рода.
По головному убору можно было узнать, замужем ли девушка или нет. Молодые девушки оставляли часть головы непокрытой. После свадьбы, когда ей «расплели косу», она не должна показываться на людях без забранных волос. Если замужняя женщина покажет свои волосы кому-то постороннему, это считалось позором. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».
Мужчины также подвязывали рубаху поясом, причём рубаха могла доходить до середины бедра. Порты (штаны) были неширокими, чтобы зимой их можно было заправить в сапоги, а летом не мешали работать.
Традиции русского народного костюма закладывались именно в крестьянской и купеческой среде, поскольку дворяне в большинстве своём следовали французской и английской моде. Одежда русского народа отличается своей многослойностью, красотой, а также тем, что каждый элемент узора имел свой особенный смысл.
2, 3, 5 класс
Орнаменты относимые к X веку
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
Орнаменты XI и XII веков
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
Орнаменты XIII и XIV веков
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
Орнаменты XV и XVI веков
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
-
С. Н. Писарев
Санкт-Петербург, 1903
Добавляем рамки в разных версиях редактора
Данный раздел подойдет для тех, кто хочет понять, как сделать рамку в word. Процесс довольно похож во всех вариантах редактора, но все равно есть небольшие отличия. Начнем с самой старой версии.
Рамки в Word 2003
Откройте документ, в который вы хотите вставить обрамление. Далее вам необходимо выполнить следующие действия:
- Перейдите в панель управления, которая расположена в верхней части редактора. Там найдите и кликните на вкладку » Формат «
- В выпадающем меню вам следует выбрать пункт » Граница и заливка «
- Далее переходим на вкладку » Страница «
- Здесь выбираем все необходимые параметры: ширину, тип линии и вариант рамки. Затем указываем к какой части документа ее необходимо добавить, и щелкаем ОК .
Рамки в word 2007
- Откройте нужный документ
- Перейдите в панель инструментов, и щелкните по кнопке » Разметка страницы «
- В открывшемся списке команд, вам нужно выбрать «Границы страницы».
- Если все верно, откроется диалоговое окно.
- Теперь открываем вкладку » Страница «, и в левой части щелкаем » Рамка «.
- Осталось выбрать необходимые параметры — здесь по аналогии с предыдущей версией. Когда закончите, нужно щелкнуть ОК . Документ будет обрамлен рамкой.
Стоит почитать
Зачем искать информацию на других сайтах, если все собрано у нас?
В Word можно красиво украшать свои творческие работы. В этой статье мы вас расскажем как сделать красивую рамку для оформления текста. В редакторе можно делать обычные рамки и рамки в виде рисунка.
1. Открываем документ в Ворде и выбираем вкладку «Разметка страницы».
2. Среди множества разделов открываем «Границы страниц».
3. В открывшемся окне переходим во вкладку «Страница».
4
Если вы хотите вставить в документ строгую рамку, то обратите внимание на пункт «Тип»
Строгие рамки для Ворд
Если вы хотите интересно украсить вашу работу в Ворд, то нажмите на выпадающее меню под надписью «Рисунок». Здесь вы увидите множество красивых и интересных рамок на все случаи жизни.
Красивые рамки оформления Word
5. Выбираем понравившуюся рамку и нажимаем «Параметры».
Отрываем параметры рамок
6. Здесь вы можете настроить поля, расположить рамку относительно края страницы или текста. Нажимаем «Ок».
7. Также вы можете применить рамку ко всему документу, к этому разделу, на 1-ой странице или на всех страницах, кроме первой. Для сохранения нажимаем «Ок» и рамка тут же появится в вашем файле.
Отображение рамки на странице
Вот так легко и быстро вы можете украшать ваши вордовские документы просто вставляя красивые рамки в Word.
Вышивка в народной чувашской одежде
В национальном костюме украшения для пояса — масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей, а воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Благодаря плавным переходам от сочных цветовых акцентов к белому суконному фону достигается особая декоративность народной одежды. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времён и сохранил большую часть символических узоров. Повседневные элементы гардероба сильно изменились под воздействием местных условий, практически не сохранив традиционных вышитых элементов. Но ритуальная одежда и предметы быта: свадебные рубашки и пояса, покрывала невесты, подушки в большинстве своём остались такими же, как в древности. Они выполняются на белом холсте и вышиваются чаще всего красными или бордовыми нитями.
Сарафан, душегрея
Второй вариант комплекса женской одежды включает обязательную рубаху, поверх которой надевали сарафан — Длинный распашной или глухой наряд. Сарафан мог быть на бретелях или пройме, с рукавами или без них.
Сарафаны можно разделить по типу кроя на круглые (прямые) и косоклинные.
Косоклинный сарафан известен примерно с XII в. Этот наряд мог быть глухим — глухарь (с рукавами), горбун, или распашным — ферязь, летник (с рукавами), саян, сорококлин. В первом случае по середине грудки располагался шов или сгиб ткани, а во втором — застежка на пуговицах.
Лямки сарафана могли быть широкими и узкими, их кроили вместе со спинкой или пришивали отдельно. Вверху стан присборивали или собирали в складки.
Сарафан часто шили на подкладке из плотной ткани, подбивали шерстью или льняной куделью.
Сарафан прямой. Схематичный рисунок
Сарафан косоклинный. Схематичный рисунок
Еще один атрибут женской одежды — душегрея, или епанечка. Также ее называли шубка, кафтанчик, коротёна. По крою она напоминает сарафан, но намного короче. Надевали ее поверх сарафана.
Душегрея. Схематичный рисунок
Епанечка. Схематичный рисунок
Символика чувашских орнаментов
Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».
Обожествляя явления природы, предки чувашей отражали свои представления о миропорядке в различных орнаментах. Людей окружали бытовые и культовые предметы, украшенные образами великой богини, солнца, древа жизни и вселенной. Национальное своеобразие чувашского орнамента заключалось в использовании геометрического узора, который наделялся свойствами оберега. Специальные декоративные швы и рисунки были предназначены для защиты от злых духов. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё первоначальное назначение и стали использоваться только для украшения.
Понева, запон, передник, завеска, шушпан
Комплексы женской одежды по своему составу имели различия. Наиболее древний включал в себя рубаху, поневу, запон, передник. Такой костюм сохранился в южных областях России практически до наших дней.
Поверх рубахи надевали поневу — своеобразную юбку. Понева состояла из трех полотнищ ткани с рисунком в клетку или в полосу. На талии понева крепилась пояском — гашником.
Понева распашная. Схематичный рисунок
Понева могла быть распашной, глухой или несшитой. В некоторых губерниях под поневу надевали нижнюю юбку — подставу.
Понева глухая (андарак). Схематичный рисунок
Запон, передник, завеска, занавеска — различные детали костюма — накидки — прямого кроя, иногда с вставными клиньями. Носили их поверх рубахи и поневы. Накидка могла быть короткой, до талии. Такую накидку называли «грудкой».
Запон. Схематичный рисунок
Завеска. Схематичный рисунок
Шушпан — распашная кофта прямого кроя. К этому типу можно отнести нагрудник, навершник, корсетку.
Шушпан. Схематичный рисунок
Смысл и значение русского орнамента
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Священный Алатырь
Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Варианты изображения символа солнца у славянСимвол Орепей
Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.