- Паузы
- Полезные советы родителям
- Длительности нот
- Ноты обои, ноты картинки, ноты фото
- MuseScore
- картинки и видео для детей
- Видео
- Другие материалы
- Первый способ выучить ноты на гитаре
- Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3
- Упражнения с открытыми струнами: 4, 5, 6
- Переборы на открытых струнах
- Добавляем ноты в пределах трёх ладов
- Добавляем басовые ноты
- Добавляем ещё ноты на закрытых струнах
- Симметричные ноты
- Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет
- Прописи для дошкольников – буквы и цифры
- Прописи для детей 5-6 лет
- Прописи для детей 6-7 лет
- Прописи по точкам
- Использование «Восьмерок»
- Расположение нот на нотном стане
- Что нужно, чтобы записать ноты?
- Скрипичныйилибасовыйключ
- Обозначение нот на линейках
- Дополнительныелинейки нотного стана
- Давайте вместе запишем гамму До-мажор!
- Как запомнить расположение нот в басовом ключе
- Раскраски развивают воображение и будят фантазию
Паузы
Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:
Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.
Полезные советы родителям
Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:
- использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
- играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
- устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
- в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
- хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.
Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.
Длительности нот
Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать
Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.
Как считать длительности:
1
Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2
Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3
Четвертная – тянется на «раз и».
4
Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5
Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».
Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.
В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.
Длительности (обозначения):
- Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
- Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
- Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
- Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
- Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
- Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
- Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.
Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:
Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.
Объединение нот в группу:
- 1 ребро – восьмые.
- 2 ребра – шестнадцатые.
- 3 ребра – тридцать вторые.
- 4 ребра – шестьдесят четвертые.
Вот как это выглядит:
Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:
Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.
Направление штиля:
- Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
- Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.
Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .
И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.
Ноты обои, ноты картинки, ноты фото
-
7.4
1280×720
24271
ноты, клавиши, графика -
6.9
1280×720
16778
ноты, симфония, гранж -
6.7
1280×720
7197
ноты, грязный, бумага -
5.8
1280×720
1300
ноты, музыка, свет -
5.1
1280×720
15671
ноты, фон, бумага -
5.0
1280×720
27290
ноты, лист, музыка -
4.4
1280×720
12982
ноты, радуга, разноцветный -
3.6
1280×720
11790
ноты, музыка, рисунок -
3.5
1280×720
14511
ноты, огонь, бумага -
3.4
1280×720
9801
ноты, бумага, фокус -
8.0
1280×720
21475
скрипка, ноты, лист -
7.8
1280×720
12985
роза, ноты, лепестки -
7.7
1280×720
15392
скрипичный ключ, ноты, разноцветный -
7.5
1280×720
30392
гитара, ноты, струны -
7.1
1280×720
12646
скрипичный ключ, ноты, лист
MuseScore
MuseScore — это бесплатная, очень простая и легкая программа для записи нот на нотном стане. Этот нотный редактор позволяет вставлять в партитуры различные объекты, такие как форшлаги, ключи, тональности, тактовые размеры, тактовые черты, линии, артикуляции, орнаменты, случайные знаки, динамику и текст. Различные другие функции, такие как повторы, переходы, темп, разрывы и разделители могут быть выбраны для правильного позиционирования нот.
При выборе из опции расширенного рабочего пространства предоставляются различные новые параметры, такие как: арпеджио, глиссанди, паузы, скобки, аппликатура, тремоло, диаграммы грифа, кадры и параметры тактов, которые могут быть использованы продвинутыми пользователями для достижения желаемых результатов. Различные плагины могут быть добавлены для решения различных задач.
Опцию синтезатора можно использовать для выбора параметров вывода звука. Параметры видимости различных объектов, таких как: начальный центр, палитры, основная палитра, инспектор, микшер, синтезатор, пианино, клавиатура и другие различные параметры, можно включать и выключать. Используя диалоговое окно инспектора, можно изменить различные параметры вставленных элементов, такие как: видимость, смещение, цвет и т. д.
На вкладке настроек различные общие параметры, холст, ввод заметок, партитура, ввод-вывод, импорт, экспорт, ярлыки и т. д. параметры могут быть персонализированы. Нотный редактор можно использовать для создания партитур для фортепиано, скрипки, флейты, табулатур для гитары и партитур для многих других инструментов.
Этот бесплатный нотный редактор можно использовать для открытия различных типов файлов, таких как MSCZ, MSCX, XML, MXL, MID, MIDI, KAR, MD, MGU, SGU, CAP, CAPX, OVE, SCW, BWW, GTP, GP3, GP4, GP5 и GPX. Файл проекта можно сохранить как MSCZ, так и MSCX. Файл PDF также можно импортировать в него. Подготовленный документ можно экспортировать в формате PDF, PNG, SVG, WAV, FLAC, OGG, MP3, MID, XML, MXL и MSCX. Также можно сделать распечатку партитуры.
картинки и видео для детей
Доброе утро, дорогие друзья! Сегодня хотелось бы познакомить наших детей с понятием ноты и рассказать, как они звучат.
Видео
Благодаря небольшой презентации для детей «Учим ноты» ваш ребенок узнает, что такое скрипичный ключ, басовый ключ, ноты — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до а также вся гамма До мажор целиком. Презентацию можно показывать малышам, начиная с возраста 3 месяцев. Желательно, чтобы малыш просмотрел ее 3 раза в день 5 дней.
В презентации есть не только картинки и карточки с нотами для детей, скрипичный ключ, музыкальные инструменты и их фото. Ноты представлены цветные на белом фоне. Также здесь можно рассмотреть клавиши на фортепиано и узнать, как они звучат.После этого рекомендую поиграть в игры на развитие слуха, описанные мною в предыдущих статьях. Можно почитать здесь — игры на развитие слуха у малышей. Приятного просмотра.
https://youtube.com/watch?v=k6wWzTLIDbM
Другие материалы
На нашем сайте можно отдельно распечатать карточки и картинки с нотами. Они представлены цветные на белом фоне, а также в виде клавиш фортепиано. Есть здесь и фото, на которых можно найти музыкальные инструменты.
Использовать картинки и карточки можно в группах эстетического развития, детских садах, начальных классах школы, где проводятся уроки музыки и есть фортепиано.
Сначала стоит рассказать малышам, что такое скрипичный ключ и чем он отличается от басового. Затем показать цветные ноты на белом фоне. Дети лучше запоминают названия и звучание нот, если каждая из них ассоциируется с каким-либо цветом. Когда ноты на фортепиано немного освоены, можно показать фото различных музыкальных инструментов и послушать, как звучит каждый из них.
Первый способ выучить ноты на гитаре
Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.
Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3
Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.
Упражнения с открытыми струнами: 4, 5, 6
Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.
Переборы на открытых струнах
Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.
Добавляем ноты в пределах трёх ладов
Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.
Добавляем басовые ноты
Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.
Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.
Добавляем ещё ноты на закрытых струнах
Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.
Симметричные ноты
Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты” или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:
Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.
Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет
Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.
Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:
- Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
- Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.
Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.
Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.
Прописи для дошкольников – буквы и цифры
Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.
Русский алфавит с заданиями
Прописи с цифрами
Прописи для детей 5-6 лет
Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.
Прописные буквы от А до Я
Прописи по математике
Прописи для детей 6-7 лет
Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.
Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.
Прописи по точкам
Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.
Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.
Обводим буквы по точкам
Обводим фигуры по точкам
Обводим цифры по точкам
Использование «Восьмерок»
Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:
Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:
Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):
Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.
Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.
Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:
Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:
А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1
Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:
У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».
Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:
Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:
Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.
Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.
Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.
Что нужно, чтобы записать ноты?
Скрипичныйилибасовыйключ
Прежде, чем мы начнем писать нотный текст, слева на нотном стане необходимо выставить ключ. Он определяет относительную высоту нотной записи. Это значит ключ дает нам некую «точку отсчета», от которой мы будем ориентироваться. Скрипичный ключ соответствует ноте соль первой октавы. Басовый ключ — ноте фа малой октавы.
Точками я отметила ноты, соответствующие ключам и написала рядом с ними номера линеек, на которых выставлен каждый ключ. Теперь мы знаем,что на второй линейке (линейки нумеруются снизу!) написана нота соль первой октавы. Чтобы правильно написать скрипичный ключ, нужно начать рисовать его именно из этой точки, находящейся на второй линейке.
Точно так же дело обстоит с другими ключами. На четвертой линейке точка соответствует ноте фа малой октавы
Сейчас важно понять, что басовый ключ нужно рисовать из этой точки
Обозначение нот на линейках
Ноты обозначаются кружками (либо закрашенными точками), которые могут располагаться на линейках и между линейками.
Дополнительныелинейки нотного стана
Если диапазон звучания вашей партии становится шире, возможно использование дополнительных линеек. Если партия стала выше — дополнительные линейки пишем вверху, ниже — соответственно внизу. Ноты на дополнительных линейках пишутся по общему правилу, занимая свои позиции как на линейках так и между ними. Количество дополнительных линеек обычно не превышает трех. Пример написания представлен ниже, в записи До-мажорной гаммы. Первая нота как раз расположена на дополнительной линейке.
Давайте вместе запишем гамму До-мажор!
В верхней строке стоит скрипичный ключ. Для напоминания я поставила точку на второй линейке, соответствующую ноте соль. Звуки записываются снизу вверх, что говорит о движении от низких нот к высоким. Названия нот соответствуют нотам в обоих ключах и написаны между строчками. Чтобы записать все звуки подряд друг за другом, в соответствии с их расположением на клавиатуре фортепиано (для тех, кто еще не знаком с клавиатурой, рекомендую посмотреть ), ноты нужно ставить последовательно занимая все позиции (получается, что мы чередуем имеющиеся варианты написания — на линейке, между линейками, снова на линейке, затем опять между линейками и т.д.). Первая нота (закрашенный кружок), нанизанная на нижней дополнительной линейке — это нота «До». Значит следующую ноту по принципу чередования мы должны записать между линейками, мысленно продлив дополнительную линейку от ноты «До». Тогда кружок, заключенный между ней и первой линейкой будет нота «Ре». На первой основной линейке «нанизана» нота «Ми», а между первой и второй линейками «сидит» нота «Фа». Так мы допишем весь звукоряд, пока не остановимся на следующей ноте «До».
В басовом ключе сохраняется тот же принцип написания. Напоминаю, что нота «Фа» малой октавы находится на четвертой линейке. Как видим, названия нот в басовом и скрипичном ключах находятся в абсолютном соответствии. Разница в написании означает, что звуки находятся в разных регистрах. То, что записано в басовом ключе звучит на октаву ниже. Ключи определенным образом соотносятся между собой, они имеют общую «точку соприкосновения» — это нота «До» первой октавы
Обратите внимание, на схеме эта нота закрашена! Теперь мы видим, что верхняя «До» в нотном стане с басовым ключом равна по высоте ноте «До», с которой начинается строчка в скрипичном ключе
Поздравляю, вы сделали первый шаг в большом деле! Теперь вы имеете представление об основных элементах нотной записи и знаете, как записывается До-мажорная гамма в разных ключах. Данная тема является одной из самых сложных для восприятия на начальном этапе. Рекомендую , чтобы лучше разобраться с ключами.
Как запомнить расположение нот в басовом ключе
Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?
Сперва взгляните на изображение ниже:
Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках
Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?
Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи. Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.
Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:
Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:
Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.
Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.
Понятно71Уже запутался12
Раскраски развивают воображение и будят фантазию
Кто из нас в детстве не раскрашивал контурные картинки, вооружившись цветными карандашами
и красками и ощущая себя настоящим художником. Действительно, далеко не каждому дано
правильно передать форму предмета, а тем более изобразить сложную композицию. Готовый же
черно-белый рисунок раскрасить гораздо легче. Это занятие требует аккуратности, иначе
получится неряшливо и некрасиво. Работа с раскрасками вырабатывает усидчивость, развивает
точность движений руки, что поможет осваивать навык письма.
Процесс раскрашивания различных тематических картинок нравится мальчишкам и девчонкам,
независимо от возраста. Маленьких детей нужно заинтересовать несложной раскраской с
простым понятным для малыша рисунком. Когда ребенок станет старше, он справится и с более
замысловатыми задачами.
Обычно раскраски продаются в виде готовой книжки или альбома, иногда с текстовым
сопровождением в стихах или прозе. Однако сейчас можно скачать понравившуюся картинку для
раскрашивания в интернете и распечатать самостоятельно. Такие изображения удобнее
раскрашивать, можно подготовить несколько листов и заниматься любимым занятием в компании
друзей, совмещая приятное с полезным.
Раскраски, позволяют тренировать нужные умения и навыки:
- внимательность;
- усидчивость;
- терпение;
- точность мелкой моторики рук;
- самостоятельность.
Наиболее удачные работы ребенка, выполненные на отдельных листах, можно повесить на стену
детской в качестве оригинального декора. Хранить распечатанные и раскрашенные картинки
можно в особой папке или оформить их в красивый самодельный переплет.