Как нарисовать ноты ????

Что же делать?

Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.

И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.

Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.

Так что симметрия — ключ к пониманию.

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется ТАКТОМ. На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно450Запутался126

Длительности нот

Что касается вопроса о том, как нарисовать ноту, он неразрывно связан с длительностями. Их можно перечислить в таком порядке: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая, шестьдесят четвертая и т.д.

Первая нота является по звучанию самой длинной, а последняя – самой короткой. После шестьдесят четвертой ноты такие длительности, как правило, не используются.

Теперь можно переходить непосредственно к самому вопросу о том, как нарисовать ноту. Целая нота пишется в виде незаштрихованного овала без правой палочки, называемой штилем. Половинная нота также не заштриховывается, но пишется со штилем. Далее идут полностью заштрихованные ноты со штилями: четвертная с прямым штилем, восьмая с изогнутым штилем, шестнадцатая с двойным изогнутым штилем, тридцать вторая с тройным изогнутым штилем и т.д.

Обучающие карточки для музыкального развития

  • «Карточки для обучения»
  • Пояснительная записка
  • Представленный комплект карточек разработан для работы с детьми любого дошкольного возраста.

Карточки могут использоваться для работы над ритмом в музыкальной деятельности, развития музыкального слуха детей, для самостоятельных игр детей, а также быть полноценным музыкальным пособием для музыкальных руководителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования. Кроме того, могут быть дополнением музыкальной картотеки музыкального уголка группы.

Инструкция:

Карточки (фото1-11) можно использовать для ритмической работы на фланелеграфе. Маленькие картинки (кружочки) прохлопываем быстро (говорим «ти» отрывисто). Большие картинки (кружочки) прохлопываем (говорим «Та» протяжно).

Начать можно с обычных кружочков (фото 7). Постепенно заменяя различными вариантами рисунков (животных; сезонных явлений – капелек, солнышек и др.; различных предметов и т.д.).

В каждом комплекте карточек картинки должны быть двух размеров (условно – большие и маленькие).

Карточки (фото 10-13) – Демонстрационный материал к пособию И.Новоскольцевой и И.Каплуновой «Этот удивительный ритм».

Карточки с изображением животных (фото 12-13) вставляются в паровоз, выбирается машинист. Дети проговаривают и прохлопывают ритмослогами машиниста и всех пассажиров.

Карточки (фото 14-16) можно применять для дидактических игр с детьми для развития музыкального слуха, памяти, развития речи, для обогащения словарного запаса.

Карточки (фото 15) можно сделать в большом количестве. Я раздавала детям по 3 произвольных картинки, включала известные песни. Детям необходимо было угадать героя из прослушанной песни и поднять карточку с изображением угаданного персонажа, если таковой есть у ребёнка

Карточки (фото 16) можно использовать для определения звучания того или иного инструмента. Данный вариант нарисованных мной картинок. Их кстати могут создать сами дети. Это будет особенно ценно.

Карточки (фото 17-18) могут быть использованы детьми старшего дошкольного возраста (начинающие читать). Дети смогут узнать названия нот, выкладывая карточки в порядке расположения названий нот музыкального диатонического звукоряда. Также дети могут одновременно выложить на нотном стане фланелеграфа (фото 19) ноту, название которой написано на карточке.

Игры с такими карточками могут придумать сами дети. И даже педагоги. Я, например, в этом году, проводила музыкальную игру для педагогов. Чтобы разделить педагогов на команды-участников предложила выбрать каждому любую карточку (повернув их нотками вверх, а названиями – вниз).

И педагогов, у которых были нотки «До» и «Фа» были в первой команде, с нотками «Ре» и «Соль» во второй команде, «Ми» и «Ля» — в третьей команде.

Карточки (фото 20) являются пазлами для детей младшего дошкольного возраста. Могут быть использованы в том числе и на музыкальных досугах и развлечениях. После того, как дети собирают картинку-загадку, все танцуют весёлый танец «Танец маленьких утят».

Время отведённое для работы с карточками может варьироваться от 2-х минут до 20-30 минут в зависимости от поставленных задач педагогом и заинтересованности детского коллектива.

Буду очень рада, если мой материал будет полезен! Спасибо!

Обучающие карточки ZIP / 64.14 Мб

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом. Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта – 4 ступени

Квинта – 5 ступеней

Секста – 6 ступеней

Септима – 7 ступеней

Октава — 8 ступеней

В нотах интервалы выглядят так:

Использование и названия октав

Каждый музыкальный инструмент, а также человеческий голос, может звучать предельно низко и предельно высоко в рамках своих возможностей. Расстояние от самого низкого, до самого высокого звука называется диапазоном. Музыкальный диапазон измеряют октавами. Эта величина охватывает весь звукоряд из 7 нот, должно быть поэтому ее выбрали мерой. В музыке используют 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Нагляднее всего будет показать их на клавиатуре фортепиано, которая содержит 7 полных и 2 неполных октавы:

Октавы принято считать от ноты До

Поэтому важно научиться быстро находить клавишу До на клавиатуре. Это довольно просто: сначала находим группу из двух черных клавиш; ближайшая нота слева от этой группы и будет нота До

Взгляните на изображение:

Первая октава имеет средний частотный диапазон. Клавиши, находящиеся справа от нее, будут звучать выше по мере приближения к пятой октаве. Клавиши левее первой октавы, звучат ниже по мере приближения к субконтроктаве.

Использование октав очень удобно. Представьте: вас попросили сыграть ноту Ми. Вы можете нажать любую Ми которая первой попадется на глаза. А если вас попросят нажать Ми первой октавы, вы поймете о какой конкретной ноте идет речь.

Почему ноты тяжело читать начинающему

Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?

Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.

Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).

Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.

Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».

Для чего мне учить расположение нот на грифе?

Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.

Знак «Восьмерка» в нотах

Если восьмерка находится над нотным станом, то все ноты, которые находится под пунктиром следует играть выше на октаву.

Если восьмерка расположилась под нотным станом как здесь, все ноты над пунктиром мы будем играть на октаву ниже.

Есть и такое обозначение:

Восьмерка и пунктир изображены над нотоносцем. Латинские буквы «va» рядом с восьмеркой обозначают, что всё что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше.

В этом случае, восьмерка и пунктир снова расположились над нотами, однако,  буквы «vb» дают нам понять, что содержимое этого такта нужно играть на октаву ниже:

Понятно107Непонятно13

Нота с точкой

В нотах часто можно увидеть ноту с точкой. Вот как это выглядит:

Вы могли заметить, что не только нота, но и пауза бывает с точкой.

Точка расположенная справа от ноты, увеличивает продолжительность звучания (этой ноты) на половину ее длительности.

Четвертная нота с точкой по продолжительности будет звучать, как сумма самой четверти и половины ее длительности — то есть восьмой.

Получается, что четверть с точкой стала звучать дольше в 1.5 раза. Целая нота с точкой будет длиться как сумма целой и половинки и так далее.

Таким же образом точка влияет на паузы – увеличивает их протяженность в 1.5 раза.

Также вы можете встретить ноту или паузу с двумя точками. Это означает, что длительность такой ноты или паузы нужно увеличить дважды – первая точка прибавит половину длительности, а вторая половину от половины этой длительности. Пример:

Заключение

Чтобы узнавать ноты на нотоносце, нужно регулярно тренироваться. Не хватайтесь сразу за несколько задач. придумайте план, которому будете следовать, например:

Полезная статья107Пойду на другой сайт13

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности. Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации

В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Собственно методика

Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.

Изучение базовых нот

Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.

  1. Устанавливаем программу Anki
  2. Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
  3. В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
  4. Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
  5. Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
  6. «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.

Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда

Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.

Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.

Таким образом, алгоритм должен быть такой:

  1. Открыли очередную карточку
  2. Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
  3. Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
  4. Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
  5. Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
  6. Опционально пропели ее в тон
  7. Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.

И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно

Это просто чрезвычайно важно

Изучение производных нот

К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.

Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:

Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.

Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.

В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:

То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.

Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).

А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.

Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Первый способ выучить ноты на гитаре

Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3

Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Упражнения с  открытыми струнами: 4, 5, 6

Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.

Переборы на открытых струнах

Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.

Добавляем ноты в пределах трёх ладов

Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.

Добавляем басовые ноты

Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.

Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Добавляем ещё ноты на закрытых струнах

Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.

Симметричные ноты

Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты”  или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:

Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий