- Продолжи фразу
- В чем причины неправильного произношения Л
- Правильная артикуляция звука «Л»
- Сказка про букву Л
- Красная буква L, Заглавная буква L Красная, алфавит png
- изменить размер png
- Артикуляция звука
- В чем причины неправильного произношения Л
- Варианты игр:
- 1. Назови и повтори
- 2. Чего не стало?
- 3. Что изменилось?
- 4. Четвертый лишний
- 5. Один-много
- 6. Большой маленький
- 7. Посчитаем
- Рекомендации по проведению занятий
- Ошибки при попытке произнести «л»
- Что надо делать накануне Рождества
- О посте
- Если Сочельник совпадает с субботой или воскресеньем
- Церковные богослужения 6 января
- Это Царские часы
- Как 6 января поститься, чтобы ночью причаститься
- Чек-лист
- Мастер-класс объемная буква из бумаги
- Буква Ж
- Игры с буквой Ж
- Скороговорки с буквой Ж
- Мастер-класс тканевая буква-подушка
- Как нужно расположить язык и губы
- Этап постановки звука
- Постановка звука «Л» по подражанию
- Постановка звука «Л» механическим способом
- Постановка «Л» от других звуков
- Артикуляционная гимнастика для звука «Л»
- Готовим речевой аппарат к произношению звука Л
- Коррекция звукопроизношения . Альбом «Автоматизация звука «Л»»
- Буква Р
- Игры с буквой Р
- Скороговорки с буквой Р
Продолжи фразу
Молодчина эта Лина,
Лепит все из… (пластилина).
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (лопатой).
Подготовлен самолет.
Он отправился в… (полет).
Лейся, дождь, веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам).
Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг —
Пики зеленые выставил… (лук).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? … (Лиса.)
На скамейке у ворот
Лена горько слезы… (льет).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).
Заставил плакать все вокруг.
Хоть он и не драчун, а… (лук).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).
Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
— Что такое хорошо
И что такое… (плохо)?
В чем причины неправильного произношения Л
Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:
- Неправильное дыхание в процессе речи.
- Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
- Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
- Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.
Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:
- У ребенка уменьшен объем легких.
- Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
- При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
- Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.
Правильная артикуляция звука «Л»
Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:
- Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
- Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
- Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
- Голосовые связки создают звучание голоса.
А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:
Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.
Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?
Сказка про букву Л
Лисенок и лягушонок
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
— Зеленее всех зеленок — лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
— Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
— Ничего! — сказал лягушонок.
— Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
(Г. Юдин)
Красная буква L, Заглавная буква L Красная, алфавит png
- Размеры
- 1280x1136px
- Размер файла
- 184,36 КБ
- MIME-тип
- Изображение/png
изменить размер png
ширина (пкс)
высота (пкс)
Некоммерческое использование, DMCA Свяжитесь с нами
-
золотая иллюстрация, заглавная буква A, алфавит png
1271x1280px
60,82 КБ -
золотая буква S иллюстрация, заглавная буква S, алфавит png
1271x1280px
56,44 КБ -
золотая заглавная буква E иллюстрация, заглавная буква E, алфавит png
1271x1280px
50,79 КБ -
золотая буква а, строчная буква а, алфавит png
1271x1280px
64,84 КБ -
золотая буква D, заглавная буква D, алфавит png
1271x1280px
70,24 КБ -
печатный текст “T”, заглавная буква T, алфавит png
1271x1280px
37,41 КБ -
золотая буква C, заглавная буква C, алфавит png
1271x1280px
51,75 КБ -
желтый М, заглавная буква М, алфавит png
1271x1280px
99,69 КБ -
бежевая буква H, заглавная буква H, алфавит png
1271x1280px
73,39 КБ -
золотая буква N, заглавная буква N, алфавит png
1271x1280px
86,65 КБ -
золотая буква G, заглавная буква G, алфавит png
1271x1280px
71,27 КБ -
золотая буква “U”, заглавная буква U, алфавит png
1271x1280px
76,52 КБ -
буква P золотого цвета, регистр букв алфавита, буква P, крест, символ png
1271x1280px
64,21 КБ -
буква B иллюстрация, заглавная буква B, алфавит png
1271x1280px
75,97 КБ -
золотая иллюстрация N, строчная буква N, алфавит png
1271x1280px
64,16 КБ -
золотая буква R иллюстрация, заглавная буква R, алфавит png
1271x1280px
79,11 КБ -
буква f, заглавная буква F, алфавит png
1271x1280px
46,54 КБ -
золотой логотип R, буква P, цветные буквы, текст, номер png
636x640px
98,7 КБ -
наложение золотого текста, строчная буква I, алфавит png
1271x1280px
40,89КБ -
золотая иллюстрация L, заглавная буква L, алфавит png
1271x1280px
38,97 КБ -
кольцо золотого цвета, строчная буква О, алфавит png
1271x1280px
57,7 КБ -
золотая буква J, заглавная буква J, алфавит png
1271x1280px
53,73 КБ -
золотая буква, заглавная буква O, алфавит png
1271x1280px
74,98 КБ -
золотая буква y иллюстрация, заглавная буква y, алфавит png
1271x1280px
50,86 КБ -
Строчные буквы ABC, коллекция алфавитов, цветочный алфавитный декор, текст, типография png
5000x7717px
6,05 МБ -
золотая буква h, строчная буква H, алфавит png
1271x1280px
75,21 КБ -
Буква K, регистр букв K Алфавит, золотая буква, угол, инициал png
636x640px
91,62 КБ -
логотип T, строчная буква T, алфавит png
1271x1280px
46,06 КБ -
золотая буква dd иллюстрация, строчная буква D, алфавит png
1271x1280px
77,89КБ -
золотая буква P иллюстрация, заглавная буква P, алфавит png
1271x1280px
64,21 КБ -
золотая буква v, строчная буква V, алфавит png
1271x1280px
44,74 КБ -
золотая буква w, заглавная буква W, алфавит png
1271x1280px
87,1 КБ -
коричневая деревянная буква М, деревянная заглавная буква М, алфавит png
1280x1003px
572,98 КБ -
буква E вывески, регистр букв алфавит алфавитно-цифровой, АЛФАВИТЫ, угол, текст png
512x512px
165,54 КБ -
синяя буква U, регистр букв Компьютерные иконки Алфавит, АЛФАВИТЫ, а, все заглавные png
512x512px
182 КБ -
золотая текстовая иллюстрация z, заглавная буква Z, алфавит png
1271x1280px
42,56 КБ -
Буква английского алфавита, милые буквы, алфавит с изображением животных, английский, текст png
1500x1501px
414,9 КБ -
коричневая буква D, деревянная заглавная буква D, алфавит png
1280x1265px
711,27 КБ -
иллюстрация с золотой буквой, заглавная буква V, алфавит png
1271x1280px
56,99 КБ -
желтая буква k иллюстрация, заглавная буква K, алфавит png
1271x1280px
73,37 КБ -
R иллюстрация, деревянная заглавная буква R, алфавит png
1280x1232px
690,21 КБ -
золотая буква G, строчная буква G, алфавит png
1271x1280px
87,49 КБ
Артикуляция звука
Для правильного произношения важна четкая работа мускулатуры языка, степень подвижности подъязычной связки
Важно следить за тем, чтобы ребенок не упирал язычок в зубы, не менял , на другие фонемы
Твердый
Кончик тела язычка должен быть узким. Орган поднимается к небу и смыкается у основания верхних резцов, альвеол. Средняя часть спинки опущена, боковые края не прикасаются к челюсти. Cоздается проход для выдыхаемой струи воздуха. Язык по форме похож на седло.
Мягкий
Кончик языка так же поднят к небу, прижат к нему кончиком. Средняя часть спинки приподнята, передняя напряжена. Место смычки языка и неба более широкое, чем при произношении твердого варианта звука. При фонации спинка продвигается немного вперед. Звук образуется голосом.
В чем причины неправильного произношения Л
Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:
- Неправильное дыхание в процессе речи.
- Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
- Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
- Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.
Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:
- У ребенка уменьшен объем легких.
- Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
- При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
- Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.
Варианты игр:
1. Назови и повтори
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Л (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. Чего не стало?
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :Чего не стало?(не стало лампы, не стало стола и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3. Что изменилось?
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4. Четвертый лишний
Для данной игры берутся карточки со звуком Л, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, лампа, лапа, рак, лук. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука Л).
5. Один-много
Для данной игры необходимо использовать модель Один-много(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков предметов много (н-р, лапа много лап, белка много белок, стол много столов). Не забывайте слова произносить правильно!
6. Большой маленький
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель Большой маленький найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как Один много. Прикладываете карточку к большому кругу ЛОЖКА, к маленькому ЛОЖЕЧКА.
7. Посчитаем
Игра Посчитаемнаучит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 синего, 5 красного
Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна ложкА, но две, три, четыре -ложкИ, пять ложЕК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов
- Карточки для Игры Четвертый лишний
Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках будут интересным занятием взрослого с малышом.
Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. А можно распечатать, разрезать и играть с удовольствием.
Рекомендации по проведению занятий
- Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
- Выполняйте упражнения сидя.
- Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
- Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
- На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
- После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
- Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
- Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
- Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.
Коррекция дефектного произношения звука с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.
Ошибки при попытке произнести «л»
Среди ошибок при произношении «л» есть наиболее распространённые. Они встречаются и у детей, и у взрослых, но исправить их лучше всего в юном возрасте, когда речевой аппарат только подлежит настройке. Самые популярные ошибки:
- Вместо «л» звучит «ы». Например, слово «ложись» будет произноситься как «ыожись». Это происходит оттого, что язык слишком оттянут в глубину ротовой полости.
- Взамен «л» произносится сочетание звуков «ува». Так, «взяла» превратится в «взяува». Здесь неправильно поставлены губы.
- Подмена «л» звуком «р». К примеру, «рекарство» вместо «лекарство».
- Вместо «л» слышится звук, похожий на «ф» или на «н». Это происходит вследствие резкого, форсированного выдоха и участии в артикуляции щек или носа.
Что надо делать накануне Рождества
Готовиться духовно к торжеству праздничного дня, вырвав дефицитное время из будничной суеты. Канун Рождества Христова – это максимальная внутренняя мобилизация, подготовка к чуду Боговоплощения — снисхождения Бога к людям, к общей радости – приходу Спасителя.
О посте
Напомним, что с 28 ноября по 6 января – период Рождественского поста, который со 2 января усиливается и достигает наибольшей строгости в Сочельник. В Рождественский сочельник современные пастыри рекомендуют полностью воздерживаться от пищи и пития до конца литургии, которая соединяется со службой Вечерни и оканчивается после полудня. А Звезду Вифлеема символизирует свеча, которая поставляется перед царскими вратами. После этого можно вкушать кутью (пшеницу часто заменяет рис).
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника.
А вот что говорит Типикон:
Пища положена вареная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9-го часа (15.00).
Если Сочельник совпадает с субботой или воскресеньем
«Ве́стно бу́ди: А́ще случи́тся на́вечерие Христо́ва Рождества́ в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет…» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).
Это значит, что если 6 января выпадает на субботний или воскресный день, то Устав предписывает «после Литургии св.Иоанна Златоустаго, совершаемой в 6-й час (до 12.00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало» (глава 48, декабря 25 ст.ст., стр. 352). После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т.е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с медом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питье домашнего приготовления – квас, домашнее вино, пиво и т.п.)».
Церковные богослужения 6 января
В наше время христианин день Сочельника старается начать с посещения храма, где подают для поминовения записки о здравии и за упокой сразу на две литургии — 6 и 7 января.
С утра в храме читаются сначала так называемые Царские Часы, на которых можно услышать фрагменты Евангелия о Рождестве.
Далее при свете лампад и свечей, напоминающих о звёздном небе Вифлеема, начинается Вечерня, а следом служится литургия Василия Великого.
Елоховский собор Рождественский сочельник
По отпусте литургии на середине храма ставится горящая свеча – символ Вифлеемской Звезды. И изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й:
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума, / в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка:\ Го́споди, слава Тебе.
Служба в Рождественский сочельник довольно продолжительная. Но!
Это Царские часы
Только трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими:
- Накануне Рождества Христова.
- Крещения Господня.
- Великую Пятницу – ради Страстей Господних.
6 января утром они начинаются с первых минут богослужения и совершаются при открытых Царских вратах.
Не пропустите! С них начинается праздник Рождества Христова.
Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу. Хоть и нет сегодня в России государей, но Царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный.
Рождественский Сочельник Нижегородская епархия
Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии.
Как 6 января поститься, чтобы ночью причаститься
Многие стараются в 6 января причаститься, другие же – приступают к главному Таинству на ночной службе или следующим утром (по возможности). На некоторых приходах постоянные прихожане получат благословение священника причаститься два раза: в Сочельник и ночью 7 января (либо утром), тогда надо будет читать Последование еще раз . К причастию всегда готовятся постом и молитвой.
У новоначальных христиан, желающих причаститься на ночной литургии, возникают некоторые недоумения связанные с подготовкой к Таинству. Дело в том, что приобщаться Святых Христовых Таин следует натощак. Так, правила предписывают Евхаристический пост – полное воздержание от еды и питья с полуночи. При утренней литургии все понятно: постно поужинал, лег спать, проснулся — и в храм, сразу после утренних молитв и гигиенических процедур.
Как же быть с приемом пищи в Сочельник тем, кто планирует стать причастником Христа в ночь с 6 на 7 января (а также с 18 на 19)? Ведь это день, когда итак не полагается кушать до вечера, плюс – Евхаристический пост.
Документ «Об участии верных в Евхаристии» (одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве) предписывает не менее чем шестичасовое воздержания от пищи и пития при совершении Литургии ночью. Этот документ в первую очередь для духовенства. Поэтому в идеале все недоразумения следует решать с приходским священником.
Чек-лист
Христиане «со стажем» поступают следующим образом.
- 6 января Правило ко Причастию вместе с Последованием читают в обед, вернувшись с продолжительной литургии (каноны Богородице , Господу и Ангелу Хранителю – можно и 5 января)
- Идут снова в храм на Всенощное бдение, которое обычно начинается около 16 часов, где подходят на Исповедь, которая может быть и утром – уточните на приходе (в некоторых церквях оно начинается ближе к полуночи — тоже узнайте)
- Ужинают коливом (сочиво или кутья) не позднее 18 -19 часов, хотя обычно священники благословляют трапезу после утренней литургии совмещенной с Вечерней, так благочестивый обычай «пост-до первой звезды» разрешается установленной горящей свечой перед Царскими вратами, которая символизирует Вифлеемскую Звезду (напомним, 6 января Типикон велит кушать только один раз, но следует учитывать ваши обстоятельсва и как приходской батюшка благословит).
- После 18-19 часов ничего не едят и не пьют — начинается литургический (евхаристический) пост перед причастием. Точное время можно высчитать, зная во сколько примерно в вашем храме подходят к Чаше: минус минимум 6 часов.
- Пинимают душ или ванну, можно и голову помыть — греха нет :-), кому ж не хочется чистым в церкви пред Богом предстоять.
- На пару часов ложаться спать. Да, хотя это не обязательно, но желательно, ведь молитва за ночной литургией потребует сил и бодрости.
- Ночная Божественная литургия в честь Рождества Спасителя во многих российских храмах следует после Часов, чтение которых начинается в 23.30. Это будет третий поход в храм за день.
Обратите внимание также:
- Вышеизложенное подходит для тех, кто соблюдал Рождественский пост, а если нарушал, то исправился и постился не менее 5-7 дней. Также как и для «работников 11-го часа» — тех, кто ограничивал себя в питании хотя бы 5-7 дней (скажите об этом священнику на исповеди).
- Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. Пятое правило Тимофея Александрийского говорит о телесном воздержании накануне причастия.
- Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения на время Евхаристического поста (6-8 часов: чем дольше, тем полезнее)
Мастер-класс объемная буква из бумаги
Цель: поделка буква своими руками в школу
- Буква «Т» будет стоять в классе у учителя труда.
- Материал – бумага.
- Высота – 15 см.
- Бумага с узором в мелкий цветочек. Украшена объемными цветами из бумаги и бусинами.
- Толщина буквы 3 см.
Порядок выполнения работ:
Нарисовать силуэт буквы на бумаге буквы «Т». Высота буквы 15 см, ширина10 см. Ножка 3 х 12 см. Шляпка 10 х 3 см.
Вырезать из бумаги 2 детали
Необходимо обратить внимание на лицевую и оборотную сторону цветной бумаги.
Вырезать полоску, которая будет огибать букву по контуру. Размер полоски 5 х 50 см.
- Прочертить на полоске спицей или палочкой для биговки 2 горизонтальные линии на расстоянии 1 см от каждого края. Это припуск для соединения всех деталей.
- Начертить на полоске спицей или палочкой для биговки вертикальные линии сгиба (углы буквы «Т»). Расстояние между линиями местах сгиба: 3 см, 12 см, 3,5 см, 3 см, 10 см, 3 см, 3,5 см, 12 см.
- По линиям сгиба, указанным в п. 5, сделать надрез в 1 см, до пересечения с горизонтальными линиями, указанными в п. 4.
- Согнуть бумагу по линиям сгиба, получая контур буквы.
- Нанести клей на согнутые части припуска.
- Приклеить детали буквы, указанные в п. 2.
- В правом верхнем углу приклеить композицию цветов из бумаги, украсить бусинами.
Буква Ж
Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.
Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга
Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.
Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.
Игры с буквой Ж
- Жужжать как жук, пчела или муха.
- «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
- «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
- «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.
Скороговорки с буквой Ж
- Женя и Вика жуют ежевику.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
- Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
- У ужа — ужата, у ежа — ежата.
- У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
- На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Мастер-класс тканевая буква-подушка
Цель: украсить диван в гостиной.
- Буква «Л» будет находиться на диване.
- Материал – ткань.
- Высота – 40 см.
- Буква будет использована в качестве подушки и является первой буквой имени хозяйки квартиры.
- Красного цвета, чтобы добавить контрастный акцент в гостиной.
- Толщина буквы 8 см.
Порядок выполнения работ:
Нарисовать букву на бумаге. Можно взять схему поделки буква в интернете или нарисовать самостоятельно.
Перенести изображение с бумаги на ткань. Необходимо выкроить 2 детали
Обратите внимание на лицевую и оборотную сторону ткани, чтобы сформировать объемную букву.
Добавить по 1-1,5 см с каждой стороны в качестве припуска.
Вырезать ленту ширина ленты 8 см плюс припуск. По длинна лента должна полностью огибать контур буквы.
Сшить первую деталь буквы с лентой по контуру.
Сшить вторую деталь ленты с лентой
Место, в котором началась и закончилась лента не сшивать.
Вывернуть букву через место стыка ленты.
Плотно набить букву холофайбером.
Как нужно расположить язык и губы
Артикуляция звука «Л».
У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.
Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:
- Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
- Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
- Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
- Область у корня должна быть слегка приподнята.
- Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
- Голосовые связки вибрируют и создают голосовое звучание.
Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.
Этап постановки звука
Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:
Постановка звука «Л» по подражанию
На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл»
При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.
Постановка звука «Л» механическим способом
Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.
С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.
Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.
При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.
Постановка «Л» от других звуков
«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:
- Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
- То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
- При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.
Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».
Артикуляционная гимнастика для звука «Л»
Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.
Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).
А вот и упражнения!
Готовим речевой аппарат к произношению звука Л
Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
“Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
“Иголочка”: улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
“Накажем непослушный язычок”: На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку
Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
“Индюк”: приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
«Скачем на лошадке»: улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”
Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
«Покатаемся на качелях»: улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.
Коррекция звукопроизношения . Альбом «Автоматизация звука «Л»»
Артикуляционная гимнастика ля звук «Л».
Автоматизация в слогах.
Автоматизация в словах (начало слова)
По дорожке пройди и слова назови.
Помоги Лунтику найти друзей. Называй все слова медленно и чётко проговаривая звук «Л».
( лак, лампа, ладошка, лавка, ландыш, лапша, ласты, ласточка, лапти, лагерь, лото, лайка, лань, лопух, лама, лопата, лотос, локоны, лось, лошадь, лодка, ломтики, ложки, лужок, лужа, луна, лупа, лучи, лук, лыжи, лыжник)
Автоматизация в словах (середина слова)
По дорожке пройди и слова назови.
Помоги колобку вернуться домой к бабушке и дедушке.
(юла, пила, халат, салат, чулан, школа, пчела, акула, село, седло, весло, дупло, болото, пилотка, колодец, солонка, голубь, жёлуди, шалун, полка, иголка, булка, вилка, скакалка, солдат)
Автоматизация в словах (в стечениях)
По дорожке пройди и слова назови.Помоги Луше дойти домой. ( плов, плот, платок, план, плач, плащ, пламя, платье, площадь, заплптка, посылка, слон, клоун, клубок, клумба, клубника, клоп, кукла, клад, каблук, блокнот, облака, баклажаны, яблоко, глаза, глобус, глухарь, фломастеры, флаг, флакон, хлопушка)
Игра «Поиграем посчитаем».
Считай и закравый фишками: одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.
Игра-раскраска «Наоборот».
(закрепление антонимов)
Игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем»
Девочки прислали Миле фотографии. Расскажи, что делала девочки.
(каталась, скакала, сидела, качалась, ходила (гуляла), плавала, читала, ела, писала, танцевала, обувала, подметала, загорала (лежала),
Спала, умывалась, пила, бегала, поливала)
Игра «Что умеет делать мама».
Ты замечал, сколько дел у мамы. Расскажи, что делала мама.
(мыла, шила, вязала, вышивала, одевала, обнимала, купала, укладывала, успокаивала, мыла, гладила, стирала, готовила, накрывала)
Автоматизация звука «Л» в конце слова.
Незнайка собрал фотографии, что умеют мальчики.
(одевался, смотрел, рисовал, играл в футбол, ел, пел, спал, играл (строил), катался, качался, копал, чистил зубы, ловил, плавал)
Игра «Что умеет делать папа»
Папа рассказал о своих занятиях.
( читал, копал, работал, ехал (управлял, застрял), собирал (чинил), строил, ловил, ел, сидел,(говорил), катался, играл, пылесосил, плавал, лежал, гулял, рисовал, пилил, готовил)
Игра «Раскраска».
Белая страница
Жёлтая страница.
Проговаривай словосочетания:
( жёлтый халат, жёлтый плащ, жёлтая футболка, жёлтое платье, жёлтое золото, жёлтая лопата, жёлтые лыжи, жёлтая палатка, жёлтая ложка, жёлтая вилка, Жёлтая луна, жёлтый колос, жёлтое масло, жёлтая пилотка, жёлтый галстук, жёлтая лампа, жёлтая лодка, жёлтый стул, жёлтый стол, жёлтые жёлуди, жёлтая тарелка)
Автоматизация в связной речи.
Расскажи стихи по картинкам.
Перескажи по картинкам.
Буква Р
Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.
Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.
Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!
Скороговорки с буквой Р
- Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
- Проворонила ворона вороненка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
- Грянул гром — гроза в разгаре.
- Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.