- Red Bull 2005: Да пребудет с тобой сила!
- Рисуем машину поэтапно
- Рисуем легковую машину поэтапно: для маленьких детей
- Ещё один простой вариант рисования машины
- Рисуем машину поэтапно: суперкар вид с боку
- Более сложный вариант рисования машины BMW
- Ferrari 1964: цвет настроения синий
- АСКУЭ Ресурс
- Электроника аккумуляторного контейнера
- Устройства централизованной охраны
- Резервированные источники питания
- Выбор литий-ионных элементов
- Поехали
- Структура
- Новый поворот
- Изготовление деталей
- С чего начать?
- Игровой процесс
- Ferrari 2001: в память о жертвах теракта 2001
- Безопасность
- Как установить Drag Racing на компьютер или ПК?
- Какой эмулятор выбрать и где скачать?
- Ferrari 2020: юбилей 1000
- На свой страх и риск
Red Bull 2005: Да пребудет с тобой сила!
Как многие помнят, в 2005 году вышел третий эпизод легендарной киносаги «Звездные войны: Месть Ситхов». Для одних эпизод горячо любимый, но для большинства — самый провальный во всей серии фильмов.
Где лучшая площадка для рекламы? Правильно, в «Формуле-1»! И самолично создатель вселенной Star Wars Джордж Лукас договорился с командой-дебютантом Red Bull о рекламной кампании на Гран-при Монако 2005. На пит-лейн механики работали в форме имперских штурмовиков под строгим присмотром Дарта Вейдера и Чубакки.
Сами болиды покрасили в цвета Звездных Войн. Ливрея получилась красочной, но оба болида в той гонке сошли по техническим причинам.
Рисуем машину поэтапно
Как нарисовать машину вы узнаете из этой статьи, здесь представлены варианты от простого к сложному. Сначала попробуем нарисовать простые машинки – это больше подойдет маленьким детишкам, а кто уже уверено держит карандаш в руках, тем подойдет варианты рисования таких классных машин как суперкар и БМВ.
Рисуем легковую машину поэтапно: для маленьких детей
1. Рисуем прямоугольник, а сверху него – трапецию. 2. Трапеция – это верхняя часть авто, в ней рисуем окна, как показано на рисунки. Затем рисуем колеса, фары впереди и сзади, а также видимые части бамперов в виде небольших квадратов. 3. Невозможно представить транспортное средство без дверей, поэтому сейчас самое время заняться их изображением, нанесет вертикальные линии по середине треугольника. Чтобы придать большей реалистичности, в переднем окне можно нарисовать небольшую полосу, это будет видимая часть руля. А затем обязательно нужно выделить дуги над колесами. 4. На последнем этапе, нужно стереть все ненужные линии. 5. Разукрасьте машину как вам нравится и всё машинка готова!
Ещё один простой вариант рисования машины
1. На некотором расстоянии рисуем два круга и соединяем их линией. 2. Вокруг правого круга рисуем плавную округлую линию. Немного отступаем вбок и рисуем вертикальную прямую линию. 3. От верхней части округлой фигуры ведем ещё одну плавную линию – это будет крыша нашего автомобиля.
4. Дорисовываем переднюю часть машины. 5. Рисуем округлый элемент вокруг переднего колеса и добавляем фару впереди. 6. Далее рисуем окна машины.
7. Теперь займемся оформлением колес: нарисуем внутри кругов круги поменьше и добавим по 7 маленьких кружочков. Рисуем дополнительные линии в нижней части машины.
8. Раскрашиваем нашу машину и готово!
Рисуем машину поэтапно: суперкар вид с боку
1. Начнем с колес. Проведем линию, которая будет основой, и нарисуем два круга. Если вам тяжело рисовать круги «на глаз», используйте фигурную линейку или циркуль. Я использовал фигурную линейку – это очень сильно облегчает рисование, чем сидеть и выводить ровные круги. 2. Теперь проводим линии кузова автомобиля
Обратите внимание на то, какой формы вы рисуете кузов машины. Если задались вопросом как рисовать машину со спортивным кузовом, то он должен быть обтекаемым с плавными линиями, как на рисунке ниже. 3
Далее рисуем лобовое стекло и боковые окна автомобиля
3. Далее рисуем лобовое стекло и боковые окна автомобиля.
4. Чтобы вам не запутаться, на следующем этапе рисуйте поочередно: сначала фары, затем дверь, и боковое зеркало. Также не забудьте обозначить арки колес. 5. Ну вот, если все получается, то уже готова форма автомобиля. Но мы продолжим и нарисуем воздухозаборники под передней фарой, и на капоте. 6. Мы вышли на финишную прямую урока как рисовать машину поэтапно! В боковых окнах нарисуем силуэты сидений и далее внимательно поработаем над колесами. Нужно нарисовать по два круга внутри колес. Смотрите рисунок ниже.
7. Когда все готово, нарисуйте диски колес любой формы, которая вам нравиться. Если остались лишние линии, то удалите их ластиком. Рисунок машины готов! 8. Все что остается сделать – разукрасить машину. Ну это на ваш вкус, я же оставлю её белой.
Более сложный вариант рисования машины BMW
1. Берем бумагу формата А4 и располагаем ее горизонтально. На всю длину листа чертим тонкие линии, как показано на картинке. 2. Пользуясь получившейся сеткой, рисуем очертания кузова. Начинаем с низа лобового стекла, продвигаемся к крыше, крылу над багажником. Затем рисуем два колеса, днище кузова и ниши для противотуманных фар. 3. Этот шаг потребует от вас терпения и аккуратности: внимательно повторяйте мелкие детали, как показано на рисунке. Начните с крупных элементов: стекол, дверей, фар и радиаторной решетки. Затем выполните ободки на покрышках, зеркало заднего вида и т. д. 4. Осталось дорисовать диски на колесах, лампочки внутри фар, ручки дверей, крышку от топливного бака, крылья над колесами. 5. Сотрите сетку, и можно приступать к раскрашиванию машины. 6. Готово!
Ferrari 1964: цвет настроения синий
В 1964 году Энцо Феррари поссорился с Итальянской федерацией автоспорта. Дело в том, что Ferrari хотели выставить свой автомобиль 250 GTO в гонках GT, однако получили отказ из-за достаточно необычной формулировки: федерация требовала, чтобы было построено не менее 100 машин дорожной версии данной модели, иначе лицензию Скудерия не получит.
Это настолько разозлило Коммендаторе, что он пообещал перевезти Ferrari из Италии… в Северную Америку, и никогда больше не выступать в красных цветах.
Свою угрозу Энцо исполнил лишь частично — Ferrari выставили бело-синие машины на Гран-при Мексики и Гран-при США 1964 года.
В итоге конфликт удалось разрешить, но синие машины Ferrari навсегда вошли в историю «Формулы-1».
АСКУЭ Ресурс
Автоматизированная система представляет собой комплекс устройств и ПО, применяемых для фиксации затрат всевозможных ресурсов, например, тепла, электричества, газа, воды и т.п. АСКУЭ удобна для дистанционного контроля над счетчиками и их показаниями. Прибор дает возможность производить такие действия с данными, взятыми со счетчиков:
- проводить анализ;
- передавать;
- хранить;
- производить обработку.
АСКУЭ «Ресурс» – автоматизированная система удаленного учета расхода ресурсов
Всё это происходит в режиме реального времени. Корректность предоставляемых данных подтверждается сертификатами. Ресурс АСКУЭ дает также возможность избирательно влиять на потребителей, имеющих долги по воде или другим ресурсам, отключая от общей системы. Автоматизированное устройство контроля и учёта ресурсов позволяет пересылать информацию об используемых ресурсах в ТСЖ, УК, СНТ и т. д.
- низкая стоимость;
- ПО размещается на ПК клиента;
- нет фиксированных платежей, которые устанавливает оператор;
- может функционировать с различными учетными приборами, оснащенными цифровым либо импульсным стабилизатором напряжения.
Параметры:
- разделение степеней доступа пользователей к системе;
- отправка квитанций на электронную почту клиентов;
- доступ к данным открыт как администраторам, так и абонентам;
- контроль над расходованием ресурсов;
- формирование квитанций по оплате в формате Microsoft Word;
- присваивание счетчиков абонентам с регистрацией лицевых счетов и т. д.
Что для вас предпочтительней: живое общение, или любимый мессенджер?
Общение — это когда видишь собеседника лично. Все остальное — иллюзия общения. 357 ( 30.7 % )
Не люблю общаться с людьми в живую, написать сообщение мне прозе и удобней. 102 ( 8.77 % )
Общаюсь и в живую, и в соц сетях. Один способ вовсе не исключает другой. 704 ( 60.53 % )
Такие характеристики привлекают новых пользователей системы и свидетельствуют об удобстве эксплуатации АСКУЭ «Ресурс».
Электроника аккумуляторного контейнера
Регламент соревнований требует возможность разрыва как положительной, так и отрицательной клеммы аккумуляторной батареи, а также наличие как минимум одного высоковольтного предохранителя. Помимо этого, необходимо разделять высоковольтную часть аккумуляторного контейнера и низковольтную электронику для минимизации шанса попадания высокого напряжения в низковольтную систему или же на раму болида. Эти ограничения привели к разделению всего аккумулятора на три части. Ранее было сказано, что аккумуляторы отделены от электроники стенками и изолирующим материалом, но электрическая часть также разделяется на два отсека. В одном находятся высоковольтные контакторы, предохранитель, резистор для предзаряда и другие элементы, на которых есть или может быть высокое напряжение, а в другом – BMS Master и различные устройства контроля работы контакторов, определения короткого замыкания между силовой и низковольтной системой и т.д.
Электроника аккумуляторного контейнера
Устройства централизованной охраны
Компания «Болид» выпускает различные комплексы охранных устройств. Они обеспечивают охрану территорий, передачу оповещений и защиту рабочего оборудования. Виды охранных комплексов:
- программный комплекс АРМ ПЦО «Эгида» применяется для наблюдения и контроля над объектами из дежурного охранного пункта;
- устройство «УОП 3» GSM применяется в составе прочих элементов для передачи извещений, где происходит их обработка. Такие оповещения проходят по нескольким связывающим линиям стационарной телефонной сети. Также для передачи применяется сеть GSM. События отображаются на мониторе в текстовом виде;
- технический набор средств РСПИ «Орион Радио», применяемый для передачи по радиоканалу сообщений на базовую многоканальную панель управления, которая корректно функционирует в совокупности с АРМ ПЦО «Эгида» исп.03.
Резервированные источники питания
Организация Bolid также занимается реализацией резервных источников питания. Наиболее распространенные из них:
Устройства, прошедшие сертификацию пожарной безопасности:
- источник питания с интерфейсом RS-485 применяется для энергообеспечения комплекса средств предупреждения, тушения, локализации или блокировки пожара внутри помещений. Этот РИП производит контроль напряжения, состояния аккумулятора и перенос данных;
- РИП, имеющий релейные выходы, применяется для энергообеспечения совокупности устройств пожарной безопасности, тушения, локализации или блокировки пожара внутри помещений. Этот источник питания производит регулировку напряжения, контроль состояния аккумулятора и перенос данных при содействии релейных выходов.
Резервированный источник питания РИП-12 исп.01 (РИП-12-3/17М1)
Устройства общего применения (используются для одновременного энергопитания контрольных комплексов доступа, охранных датчиков и автоматики). РИП-12 исп.01 (РИП-12-3/17М1).
Выбор литий-ионных элементов
Опыт европейских команд показывает, что использование литий-ионных элементов с химией Li(NiCoMn)O² является очень удачным решением и позволяет достичь наибольшей энергоёмкости вкупе с химической стабильностью, безопасностью применения и низким внутренним сопротивлением.
Нами было решено использовать литий-ионный строительный блок, который спроектирован специальным образом для соревнований Formula SAE. Применение этой системы довольно удобно, так как позволяет собирать блоки в более крупные. Также они оснащены датчиком температуры и имеют два резьбовых отверстия для удобства фиксации клемм. Таким образом, это гарантирует, что используемые нами батареи не вызовут нареканий со стороны регламента.
Li1x6pVTC6T литий-ионный строительный блок
Поехали
Предпосылки к созданию «Формулы» появились еще в 1920-х годах. Уже тогда регулярно проводился чемпионат Европы по автогонкам — Гран-при. Крейсерская скорость в 100 километров в час казалась по тем временам сверхзвуковой, поэтому соревнования приковывали к себе сотни тысяч взглядов.
Регламент предполагаемого чемпионата придумали еще до Второй мировой войны, но все планы организаторов пришлось, конечно, отменить. Лишь в 1946-м только что созданная Международная автомобильная федерация опубликовала правила «Формулы», а первая гонка состоялась в Англии, на автодроме «Сильверстоун».
Вот так выглядели первые исторические заезды «Формулы-1». На фото: гонка Гран-при Турина, состоявшаяся 1 сентября 1946 года
Гоночные болиды середины прошлого века мало чем напоминали современные машины. Новшества появлялись постепенно. Например, в 1959 году инженеры команды «Купер» внедрили задний привод. Их болид отлично управлялся и дважды занимал первую ступень пьедестала в общем зачете. Вскоре все гоночные машины стали заднемоторными. Затем инженеры начали вдохновляться авиацией, и в начале 1960-х команда «Лотус» впервые продемонстрировала болид, корпус которого — так называемый монокок — представлял собой единую оболочку, которая была и единственным несущим элементом. Кстати, тогда же, в начале 1960-х, появились и первые дуги безопасности — они давали пилоту больше шансов уцелеть в случае, если автомобиль опрокидывался.
Элементов пассивной безопасности недоставало. Пожалуй, за рулем тогдашних болидов было бы страшновато даже самому опытному современному гонщику. Об этом свидетельствует и сохранившаяся кинохроника: ремней безопасности не было, руль приходилось держать очень крепко, буквально вцепляться в него. Шлем как таковой появился позже, а первоначально вместо него был просто обтягивающий головной убор да очки, чтобы защищать глаза от ветра.
В 1958-м в «Формуле-1» появился второй титул: награждать стали не только гонщика, но и команду, создавшую самый быстрый болид. Впоследствии почетная награда стала называться Кубком конструкторов. С этого-то момента и началась настоящая гонка скоростей.
Структура
В гонках Гран-при участвуют от десяти до двенадцати команд. Самая многоопытная — это «Феррари» (с 1950 года), затем идут «МакЛарен» (с 1966 года), «Тайрелл» (1970), «Вильямс» (1977), «Минарди» (1985), «Джордан» (1991), «Заубер» (1993), Red Bull (2005).
У каждой команды свои болиды и свои гонщики, собственная база и дислокация, а также многочисленный аппарат служащих. Стоимость содержания одной команды доходит до нескольких десятков миллионов долларов. «Формула-1» — это самый дорогой и затратный вид спорта во всем мире.
Болид «Формулы-1», характеристики которого являются результатом применения самых последних достижений в области тонких технологий машиностроения, — своеобразный плацдарм для испытания новейших систем двигателей, ходовых агрегатов и аэродинамических научных изысканий. Ведь именно эти «три кита» предопределяют успешное участие машины в соревнованиях «Формула-1».
Новый поворот
Современный гоночный болид представляет собой монокок из углепастика с колесами, расположенными вне корпуса. Вес автомобиля вместе с гонщиком — не менее семисот килограммов. Сам пилот находится в тесной кабине, где есть сложная приборная панель, спортивный руль и педали. Антиблокировочная система (АБС) и тормозной усилитель запрещены. Объем мотора и количество цилиндров в двигателе согласуются с техническим регламентом, который обновляется чуть ли не каждый год, но «Формула» — это не гонка моторов и даже не самая быстрая автогоночная серия.
Очки во время гонки набирает не только пилот, но и остальная команда, ведь борьба идет не только за титул чемпиона мира, но еще и за Кубок конструкторов. Кроме того, есть еще и неофициальные призы и титулы: «Лучшая трасса», «Лучший гонщик», «Лучший новичок», «Выбор гонщиков».
Лейла Ломбарди — одна из немногих женщин-пилотов в «Формуле-1» Исторически сложилось, что «Формула-1» — это, в отличие от других видов спорта, мужская стихия. За всю историю гонки в ней приняло участие всего пять женщин, и лишь одна из них, Лейла Ломбарди, смогла набрать очки: это было на Гран-при Испании в 1975-м. На финише Ломбарди была шестой. |
Любопытно, что команды «Формулы-1» до сих пор называются конюшнями (или скудериями, от итальянского Scuderia — «конюшня»), совсем как на скачках. Из скачек в чемпионат пришли и некоторые другие термины: например, человека, который следит за всеми этапами сезона и помогает принять решение в случае возникновения разногласий, тут называют стюардом.
Посмотреть на современную «Формулу-1» в объективе столетней фотокамеры |
Помимо дуг безопасности, сегодня гонщиков защищают специальные комбинезоны, которые выдерживают открытое пламя в течение 14 секунд, а также перчатки из негорючих материалов. Разумеется, у каждого пилота есть шлем, а конструкция автомобиля позволяет покинуть кабину в течение нескольких секунд. Впрочем, для этого нужно расстегнуть ремни безопасности и снять руль.
В последние годы регламент «Формулы-1» то и дело меняется, в частности постоянно ужесточаются требования к моторам. И все для того, чтобы в целях безопасности скорость была меньше, а обгонов по ходу гонки больше. Ведь так гораздо зрелищнее.
Фото: WIN-Initiative / Neleman / Getty Images, Keystone / Stringer / Getty Images, Victor Blackman / Stringer / Getty Images, Keystone / Stringer / Getty Images, Pascal Rondeau / Staff / Getty Images, Tony Duffy / Staff / Getty Images
Изготовление деталей
Итак, с помощью «компьютера-помощника» и главного файла изготавливаются все карбоновые элементы. Необходимо учитывать их толщину, направление волокон и многое другое. Поэтому «помощник» создает пошаговые инструкции с планом раскладки. В случае малейших изменений все автоматически обновляется.
Этой зимой на базе в Энстоуне появилась новая машина высотой 7 метров, позволяющая производить больше форм деталей больших размеров одновременно.
Первый обжиг деформирует листы, затем формы помещают в вакуумный мешок и в автоклавную печь, где листы выпекаются под высоким давлением и температурой. Для придания жесткости и прочности элементы армируют, укладывая между листами алюминиевые сетки или Nomex, в зависимости от испытываемых нагрузок. После выпекания все необходимые отверстия вырезаются с помощью фрезы.
С чего начать?
Итак, болид состоит из шасси (монокок и передняя подвеска), двигателя и ходовой части (коробка передач и задняя подвеска). Только потом на этот «скелет» навешиваются аэродинамический обвес, днище, антикрылья и все остальное. Но с чего начать?
«Монокок и трансмиссия изготавливаются первыми, – рассказал технический директор Renault Ник Честер. – Затем изготавливают днище и антикрылья. Заканчивается все такими деталями как аэродинамический обвес и капот.
Параллельно с производством проектируется электропроводка и гидравлика. Модель этих систем создается в ноябре для качественного монтажа».
Игровой процесс
Вы на старте своей карьеры гонщика станете обладателем одного автомобиля. В своем гараже вы сможете видеть всю информацию о «железном коне», чтобы понимать, что объективнее всего стоит улучшать. На верхней панели будет отображаться следующая информация о вашем игровом профиле:
- Рейтинг. Вы будете оцениваться вместе с другими пользователями по параметрам сыгранных игр и наличии игровой валюты. При этом будет выстроен рейтинг, в котором будет и ваше место;
- Игровая валюта. В правом верхнем углу экрана вы можете всегда контролировать наличие денег на своем счету. При этом предусмотрено две валюты: монеты и доллары. Первая зарабатывается проще, после каждого сыгранного раунда. А вот доллары получить сложно. Соответственно и их ценность выше;
- Уровень. Безграничное количество уровней будет показывать ваш опыт в гонках. Так вы сможете повышать свои навыки, зарабатывать валюту и делать апгрейд своих автомобилей. Для получения высшего уровня достаточно зарабатывать опыт, который выдается в конце каждой гонки. Первое место – больше опыта и соответственно, чем ниже позиция, тем меньше вы получите очков за состязания;
- Бензин. Чтобы добиться максимальной реалистичности, создатели добавили необходимость контролировать бензин в своей машине. Поэтому данный параметр разместился в верхней панели забавы. Чтобы не заглохнуть на половине пути к финишу – контролируйте остатки горючего для своего «коня».
Ferrari 2001: в память о жертвах теракта 2001
Одна из самых памятных ливрей в истории «Формулы-1». 16 сентября 2001 состоялся Гран-при Италии, сразу после ужасного теракта в США 11 сентября, когда самолет под управлением террористов врезался в торговые башни-близнецы, что привело к гибели почти 3000 людей.
Скудерия приняла решение выступить в ливреях без спонсоров, что двадцать лет назад было исключительным событием, учитывая, что алкогольные и табачные компании вкладывали огромные деньги в рекламу «Формулы-1». Передние антикрылья были окрашены в траурный черный цвет в память о жертвах теракта.
К тому же буквально накануне гонки 15 сентября 2001 в страшную аварию попал бывший пилот F1 Алессандро Занарди, выступавший в серии CART. В результате его аварии были ампутированы обе ноги.
По слухам, Михаэль Шумахер не хотел выступать на Гран-при Италии 2001, и лишь давление Международной автомобильной федерации FIA и Ferrari вынудило его сесть за руль.
Безопасность
Поскольку болид — это
скоростная машина, одной из главных задач конструкторов при её разработке является обеспечение безопасности пилота. Ни один автомобиль не допускается к эксплуатации до того времени, пока им не будут пройдены краш-тесты. После нескольких трагических случаев на соревнованиях самого высокого уровня был установлен целый ряд требований относительно безопасности в боковых столкновениях и на случай опрокидывания машины. Болид проектируется так, чтобы в случае возгорания или аварии гонщик был способен покинуть его за пять секунд. Для этого ему достаточно отстегнуть ремни безопасности и вытащить руль. Пилоты, участвующие в «Формуле-1», даже регулярно проходят соответствующий тест. В случае его провала они просто не допускаются к соревнованиям.
Как установить Drag Racing на компьютер или ПК?
Скачать Drag Racing на компьютер можно с помощью так званых эмуляторов. Это особые виртуальные машины, которые позволят переносить данные с мобильного устройства на ПК или ноутбук. Разобраться с процессом скачивания очень просто:
Какой эмулятор выбрать и где скачать?
На просторах интернета есть много вариантов подобных виртуальных машин. Но чаще всего выделяют следующие:
- Nox App Player;
- Droid4X;
- Bluestacks 4.
Рекомендуем использовать последний вариант так, как он успел зарекомендовать себя у геймеров стабильностью и скоростью. Найти установочный файл можно на официальном сайте создателей «Bluestacks 4». Его можно установить на компьютер по предложенной программой инструкцией.
Открыв «Bluestacks 4» можно перенести файл формата «apk» в открытое окно эмулятора. Если у вас возникнуть сложности, то самое приложение можно быстро найти в программе. Достаточно ввести его название в поисковое окно, размещенное в правом верхнем углу и выбрать подходящую забаву. Обязательно проверьте правильность написания приложения, чтобы система нашла нужный контент.
Ferrari 2020: юбилей 1000
В 2020 году на трассе Муджелло самая титулованная и старая команда «Формулы-1» Ferrari праздновала юбилей: 1000 гонка в истории команды. Потрясающее, историческое достижение самого знакового коллектива Королевского автоспорта.
В честь данного события машины были перекрашены в специальную «бургунди-ливрею», цвет темной вишни, а на самих болидах мы увидели ярко-желтое число 1000.
К сожалению, в 2020 году Скудерия выступала не лучшим образом, и отметить юбилей достойным результатом не смогла. Но это не помешало поклонникам F1 признать «бургунди-ливрею» одной из самых красивых в истории «Формулы-1».
На свой страх и риск
Уникальной эпохой в «Формуле-1» стали 1960–1970-е годы. С одной стороны, даже самые ярые соперники нередко становились лучшими друзьями: гонщики, механики, их жены и девушки часто проводили вместе свободное время, ездили отдыхать, путешествовали компаниями и всячески развивали дух товарищества в своих рядах. С другой — гоночные болиды совершенствовались гораздо быстрее, чем стандарты безопасности, на трассе нередко случались трагедии.
В конце 1960-х регламент в очередной раз поменялся: мощность и объем двигателя разрешили увеличить почти вдвое, тогда как трассы и медицинское обеспечение соревнований оставались прежними. Примерно в то же время на болидах появляются наклейки и рекламные надписи, а поступающие от спонсоров деньги позволяют делать автомобили еще быстрее.
В 1967 году на Гран-при Монако погибает итальянский автогонщик Лоренцо Бандини. В 1968-м жертвой скорости становится шотландец Джим Кларк, в 1970-м — новозеландец Брюс Макларен, британец Пирс Каридж и австрийский гонщик Йохен, в 1973-м — француз Франсуа Север и британец Роджер Уильямсон. К концу 1970-х количество пилотов «Формулы», погибших на трассах, превысило отметку в 40 человек. Большинству из них не исполнилось и тридцати.
Гибель Лоренцо Бандини на Гран-при Монако в мае 1967 года
При этом зрителям сообщали сухую информацию о том, что гонщик «попал в аварию». Обычно за этими словами скрывалось страшное зрелище — разрывающийся на куски болид, разлетающиеся в разные стороны колеса и столб огня, выжить в котором было практически невозможно. Многие говорили тогда об опасности, но организаторы отвечали: если вы считаете, что это опасно, просто не ездите так быстро. Естественно, для гонщиков подобный аргумент был по меньшей мере странным. Например, команда «Феррари», заработав в те годы шесть почетных титулов, потеряла шестерых гонщиков.
Вторая половина 1970-х многим запомнилась по противостоянию британца Джеймса Ханта и австрийца Ники Лауды. В 2015-м вышел фильм об этом соперничестве — «Гонка». Лауда считается одним из самых расчетливых гонщиков «Формулы», некоторые даже сравнивали его с компьютером. В середине сезона 1976-го он попал в серьезную аварию и получил страшные ожоги. Врачи полагали, что гонщик не выживет, но Ники не только выжил, но вернулся на трассу, пропустив всего два этапа. |
В 1980–1990-е конструкторы продолжали работать над увеличением скорости и мощности болидов. Например, появились антикрылья — особые приспособления, как бы прижимавшие автомобиль к дороге за счет аэродинамики, что позволяло переносить бόльшие ускорения без срыва в занос. Затем был придуман так называемый граунд-эффект, который также позволял управлять болидом увереннее за счет аэродинамики. Впоследствии некоторые из новшеств были запрещены в интересах безопасности.
Вместе с тем 1980–1990-е стали золотой эпохой «Формулы-1». Во-первых, в чемпионате появляется группа топ-команд — «Феррари», «Макларен», «Уильямс», «Лотус», «Бенеттон». Во-вторых, на гоночном небосклоне загораются яркие звезды автоспорта, которые навсегда вписаны в историю, в частности Айртон Сенна и Ален Прост, противостояние между которыми также стало легендарным. Соперничество продолжалось вплоть до 1994-го, когда Прост ушел из «Формулы», а Сенна погиб на Гран-приСан-Марино.
Еще одно легендарное противостояние в истории «Формулы-1» — Ален Прост (слева) и Айртон Сенна (справа). На Гран-при Италии в 1990 году преимущество было за Сенной
Айртон Сенна обладал довольно рискованным стилем вождения и виртуозно пилотировал болид при любой погоде, за что получил прозвище Человек Дождя. При этом гонщик же активно продвигал стандарты безопасности на трассе, но лишь после его гибели, когда страшную аварию в прямом эфире увидели сотни тысяч людей, стандарты безопасности «Формулы-1» изменились навсегда и стали развиваться на научном уровне. Так, в кокпите (кабине пилота) появился дополнительный страховочный подголовник, на всех болидах начали монтировать страховочные тросы для колес, корпуса из углеволокна стали прочнее, а вместо металлических отбойников на трассах появились заграждения из покрышек.