Роспись дымковской игрушки в 1

Роспись дымковской игрушки в 1

Содержание
  1. История промысла
  2. Перенимая опыт
  3. Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
  4. Мастер-класс по росписи дымковской барыни
  5. Дымковская роспись петушка.
  6. Как мотивировать детей
  7. Технология изготовления
  8. Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
  9. Детские поделки — Оригинальный шаблон для дымковской росписи
  10. Технология создания дымковской игрушки
  11. Лепка
  12. Сушка и обжиг
  13. Побелка игрушки
  14. Нанесение росписи
  15. Интересные факты о дымковской игрушке
  16. Особенности рисования
  17. Как слепить дымковскую игрушку. Готовые наборы и альбомы по изготовлению дымковской игрушки
  18. Лепим дымковскую игрушку из глины
  19. Как раскрасить дымковскую игрушку
  20. Дымковская игрушка — расписная лошадка
  21. Дымковская роспись в детских садах и школах
  22. Дымковский конь. Роспись пошагово с фото для детей
  23. Рекомендуем посмотреть:

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты

Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел

Перенимая опыт

Конечно, воссоздать оригинальный образец народного творения в домашних условиях невозможно. Можно только попытаться повторить исторический шедевр.

Но сейчас лепка и раскрашивание их по шаблону в стиле дымковской росписи стали популярными в качестве хобби для людей, не имеющих навыков в этой области.

А если есть возможность и желание, можно посетить интересные мастер-классы

Наблюдение за трудом умельцев и профессионалов поистине приковывает внимание. Непременно захочется повторить все увиденное

Такое мероприятие доставит уйму эстетического удовольствия.

Кроме того, это еще и прекрасное развивающее интеллект занятие для детворы дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь труд маленьких пальчиков, которые пытаются из кусочка теста вылепить петушка, хоть и требует большого усердия и терпения, отлично развивает мелкую моторику, играя тем самым важную роль в развитии ребенка.

Пользу от таких сеансов рукоделия заметят и подтвердят все родители. Достаточно обзавестись материалом для основы и нехитрым инвентарем для работы с ним. Понадобятся кисточки, краски, набор стек для обработки, фото образцов, как пример и безграничное воображение.

Перед тем, как приступить к выполнению восхитительных и неповторимых миниатюр, нужно изучить информацию об особенностях и тонкостях создания маленьких силуэтов. Полезные советы значительно облегчать процесс и сэкономят не один час.

Свое отражение дымковская забава находит и в детских раскрасках. На их страничках можно увидеть знакомых животных, нарядно одетых людей и даже героев любимых сказок. На них нанесены контуры затейливых узоров для расцвечивания.

Малышам нужно использовать множество цветов красок и проявить старание и сосредоточенность, чтобы поэтапно придать цвет всем сегментам и деталям.

Такие раскраски подойдут для детей средних и старших групп детского сада. Кроме досуга, они предоставят возможность познакомиться с этим видом древнего творчества, и расширить кругозор.

Подготовить листики для раскрашивания с изображением дымковских игрушек можно и самостоятельно, распечатав картинки из интернета.

Таким образом, придуманная много лет назад затея для небольшого праздника и ярмарочной торговли, не только не утратила интерес к себе в наше время, но и расширила область своего применения.

Дымковская игрушка – это колоритный сувенир с узнаваемым всюду живописным украшением, отличный подарок и интересный образ для развивающих занятий с детьми. Картинки с ее изображением можно рассматривать бесконечно, изучая до мелочей.

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:

Эскиз для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные.
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов.
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом.

Мастер-класс по росписи дымковской барыни

Раскрасить уже подготовленную фигурку белого цвета не составит труда даже непрофессионалу:

  • карандашом наметить контуры лица и одежды;
  • желтым цветом выкрасить кокошник, кофту и оборку на юбке;
  • нарисовать красные кружки на юбке;
  • после подсыхания на кружках более темным оттенком краски нанести прямые линии от центра – «снежинку»;
  • добавить в красную краску немного черной и выкрасить коричневым волосы;
  • зелеными линиями отметить контуры кофты, низ рукавов, пояс;
  • черным нанести «пуговицы», выделить глаза и брови, красным – рот и румянец;
  • золотая отделка – пятнышки на кокошнике и по выступам оборки.

Наглядно познакомиться с процессом создания поделок можно в видео:

Дымковская роспись петушка.


Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт.

Игрушку называют Дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи,
летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Дымковский узор, необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: красные, жёлтые, малиновые, зелёные, синие, оранжевые.
Каждый цвет словно соперничает с другими. Особенностью Дымковского узора является то, что в завершении росписи, «сажается золото» на игрушку. Тонкий золотой квадрат фольги «сажают» барыням на
кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога и т.д.

Для росписи лучше подойдут акриловые краски ярких сочных цветов. Узоры рисуют сразу кистью без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинается с крупных элементов.

Прежде всего, нам необходимо подготовить гипсовую заготовку петушка, а также кисти, воду и акриловые краски.

Гипсовая заготовка совершенно белого цвета и она нам облегчит работу т.к. не надо будет ее лепить и после покрывать белой краской.

Перед началом росписи с заготовки необходимо удалить все лишние неровности, промыть в воде и высушить.

Итак, приступим к росписи.

Роспись начинается с крупных элементов.

Можно начать роспись с гребешка.

И раскрасим его с двух сторон. Вот какой красивый у нас получился гребешок!

Далее, раскрасим петушку «сережки». При росписи «сережек» постарайтесь нанести краску ровно по контуру «сережек».

Затем, желтой краской распишем клюв петушка.

Далее, распишем и декоративные элементы возле гребешка. И оставим переднюю часть сохнуть. К ней мы еще вернемся.

Тщательно промыв кисть и взяв красную краску, распишем хвостовую часть петушка.

Далее, синей краской распишем крылья петушка. Не забывайте мыть кисть после каждой смены краски, что бы цвета не смешивались и были яркими.

Нанесем на хвостовую часть декоративный узор в виде кругов и точек. При росписи хвоста можно сочетать разные цвета.

Затем, распишем крылья узором. Для нанесения такого узора лучше взять тонкую кисть.

Той же тонкой кистью аккуратно нарисуем глаза петушку.

Раскрасим основание нашей фигурки. Основание можно дополнить узором, сочетая разные элементы узора и цвета.

Все элементы должны быть нанесены симметрично! Это основной принцип росписи.

Дадим краски высохнуть.

Добавляем узор.

Вот такой красивый петушок у нас получается.

Вместо золотой фольги, украсим хвостик и гребешок петушка золотой акриловой краской.

Как мотивировать детей

Продуктивность работы дошкольников зависит от качества мотивации, которая реализуется целым рядом приёмов на вводном этапе занятия.

Приём и особенности его использования Пример
Картинки, плакаты, позволяющие наиболее точно и пропорционально передавать формы частей тела птиц.
Беседа Педагог предлагает детям вспомнить, каких домашних птиц они видели в деревне, зоопарке, какие их повадки наблюдали, как курочка заботится о цыплятах, чему их учит и т. п.
Стихотворения, загадки, которые позволяют детям вспомнить основные особенности домашних птиц (внешние, образа жизни).
  • Петух-отец жене-наседке Сказал: «Должны учиться детки! Чтоб каждый мог, как я, уметь «Ку-ка-ре-ку!» красиво спеть И прокудахтать «Ко-ко-ко!» Чтоб слышно было далеко»;
  • Влез на крышу петушок, Прочитать решил стишок. Начинал, срывался, Очень волновался. Вспомнил лишь одну строку И пропел: «Кукареку!» (Г. Виеру);
  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами, Беленькие пёрышки, красный гребешок. Кто это на колышке? (Петух);
  • Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица).
Мультфильм по рассказу К. Ушинского «Петушок с семьёй» для придумывания сюжета композиции Поскольку рассказ Ушинского изучается во второй младшей группе, в подготовительной дети повторяют сюжет, придумывают ситуации, когда бы Петушок мог ещё помирить всех членов своей семьи. Например, когда все цыплята начали обижать одного, самого маленького.
Сюрпризные моменты для объединения ребят общим делом В гости к ребятам приходит Петушок и рассказывает, как он пошёл гулять со своей семьёй на пруд, но так залюбовался своим отражением в воде, что отстал от курочки с цыплятами. И теперь просит детей помочь ему вернуться домой, вылепив композицию «Петушок с семьёй».
Игры
  • «Найди отличия» – дети сравнивают два изображения петуха и находят отличия;
  • «Определи, чья тень»;
  • «Найди на картинке яички» – на иллюстрации с петушком и его семьёй спрятаны яички, воспитатель в задании сообщает, сколько яичек нужно найти.

Для поиска отличий нужно подбирать яркие и запоминающиеся образы

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:

Эскиз для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные.
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов.
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом.

Детские поделки — Оригинальный шаблон для дымковской росписи

Хороший денек почетаемые коллеги!

Желаю поделиться увлекательным шаблоном игрушки для дымковской росписи. Отыскала его на веб-сайте преподавателя ДОУ Сокольниковой Ольги. Спасибо ей за увлекательный вариант шаблона!

Решила выложить его так, как шаблонов с лошадками, козликами, дамами много, а вот конкретно индюка нет. Может быть кому — то тоже пригодится. Сейчас уже провела занятие по программке «От рождения до школы» с внедрением этого трафарета.

Состоит он из 2-ух частей: тела и хвоста.

Вот таковой у меня вышел эталон.

Так, как у меня группа разновозрастная, то младшим детям клюв, бороду и гребень раскрасила я, а они декорировали только хвост.

Старшие малыши раскрашивали всё сами.

Вот такие дымковские индюки у нас вышли…

Технология создания дымковской игрушки

Каждое изделие создается поэтапно. Процесс несложный, однако последовательность и количество этапов не изменяются из века в век. Приверженность традициям дало возможность народному промыслу стать со временем настоящим искусством.

Лепка

Основа каждого изделия – это самая большая часть (туловище, юбка и т. д.). Из комочка глины скатывают шарик, затем придают ему нужную форму – округлый брусок. К основе добавляют второстепенные элементы. Например, у лошади это:

  • ноги;
  • шея и голова;
  • грива, хвост, уши.

Соединения деталей сглаживают мокрой тряпочкой, чтобы не было видно швов. Для этого рядом всегда держат мисочку с водой. Нанесение мелких деталей проводят острой палочкой (рот, глаза, ожерелье, перья), а для заглубленного узора используют рельефные штампики из обожженной глины.

Сушка и обжиг

Готовые фигурки высушивают от нескольких дней до 2-3 недель. Срок зависит от размеров поделки и условий в помещении (влажности и температуры). Следующий этап – обжиг, который раньше проводили в печи, устанавливая изделия на железном противне над дровами.

Побелка игрушки

Перед декорированием все изделия покрывают белой краской. Традиционно применялся разведенный мел на молоке. Этот состав показал свою долговечность на протяжении веков, поэтому его используют и современные мастерицы.

Исключение – детское творчество, когда для побелки берут обычную белую гуашь.

Нанесение росписи

Заключительный этап – нанесение рисунка на белую поверхность. Простота форм при раскраске поделок прошлых веков объясняется использованием палочек, обернутых тканью, вместо кистей.

В краски добавляли яичный желток, что придавало им долговечность и прочность. Оттенки получали разведением основных красок мелом. Поверх рисунка фигурка может быть украшена кусочками сусального золота различных геометрических форм.

Интересные факты о дымковской игрушке

Россия всегда славилась своими народными промыслами. Шапки-ушанки, гармошки и матрёшки, лапти да валенки – именно такие экзотические сувениры везут в свои страны побывавшие у нас зарубежные гости. Ценятся у них и разнообразные глиняные сувенирчики, в частности: филимоновская, каргопольская и, конечно же, дымковская игрушка интересные факты о которой можно будет узнать из этого материала.

  1. Изначально все дымковские игрушки были свистульками. А делали их к празднику Свистунья. Его отмечали то ли чтобы помянуть воинов, павших в Хлыновском побоище (1418 г.), то ли чтобы отпугнуть злых духов с полей к моменту начала весенних полевых работ. Сейчас же фигурки чаще имеют исключительно декоративный характер, а чаще даже являются элементами бытовых композиций.
  2. Считается, что дымковскому промыслу более 400 лет. Однако если свистульки делали по поводу уже упомянутого побоища, то число это должно быть на пару веков больше. В тоже время первые упоминания о дымковской игрушке датируются всего лишь 1812 г. Писал о них опальный генерал-майор Николай Захарович Хитрово (ударение на последний слог), сосланный как раз в тот год в Вятку (ныне Киров). А через речку от города и располагалась Дымковская слобода.
  3. Известно, что дымковский промысел к началу XX века был практически утрачен. При этом в большинстве источников упоминается только одна хранительница народных традиций – Анна Афанасьевна Мезрина, благодаря которой дымка всё же «дожила» до наших дней. На самом деле мастериц было три. И все потомственные лепщицы дымковской игрушки: Е. Кошкина, Е. Пенкина и уже упомянутая А. Мезрина. А вот популяризатором и пропагандистом дымковской игрушки, благодаря которому промысел и был возрождён в 1942 г., и в самом деле являлся вятский художник Алексей Деньшин.
  4. Дымковская игрушка делается из красной глины, а затем покрывается раствором мела. Но не простым. Мел растворяется в молоке. Именно после скисания продукта животного происхождения и полного высыхания «побелки», игрушка становится чистого белого цвета. Кроме того, такое покрытие хорошо маскирует небольшие неровности.
  5. Узоры на дымковской игрушке, на первый взгляд, достаточно примитивны. Однако не всё так просто. Изначально каждая полосочка, точка, кружёчек или волнистая линия имели определённо значение, уходящее корнями в язычество. Так сколько же лет этому промыслу?

А ещё в Кирове есть памятник дымковской игрушке. Впрочем, этот факт и так широко известен.

Особенности рисования

Чтобы создать по-настоящему уникальное и необычное изделие, нужно использовать большое количество ярких цветов, контрастных оттенков, а также геометрических фигур. С помощью таких элементов фигурка точно приобретёт красивый праздничный вид. Особенности поэтапной росписи:

В древности для росписи применяли темперные краски, которые разводили уксусом, квасом либо растирали на яйце. В большинстве случаев на фигурку добавляли около восьми цветов. Роспись производилась посредством палочек с накрученными тряпками, а для вырисовки глаз и бровей применяли специальные лучинки. Сейчас для этого используют краски для керамических изделий: акриловые, растёртые на яйце, гуашевые. На поверхность статуэтки их наносят с помощью хорьковых либо колонковых кистей.
Самая известная роспись включает в себя сочетание геометрических элементов росписи дымковской игрушки и гладкоокрашенных частей. При раскраске фигурки используют контрасты, которые разбавляются белыми и чёрными оттенками, а также небольшие вкрапления золотого. Все это помогало добиться особой цветовой расцветки и сочности цветов. Ярче всего раскрашивали фигурки животных и платья девушек. Квадратики сусального золотого оттенка размещали на эполетах солдатиков, головных уборах, а также хвостах индюков. В большинстве случаев для игрушек применяли следующие оттенки: синий, малиновый, оранжевый, зелёный, чёрный, коричневый, изумрудный, голубой, рыжий.
Главной чертой такого рисунка является его последовательность нанесения и составление композиции. В начале работы принято было вырисовывать волосы, глаза и брови, после раскрашивали головной убор, платье и остальные элементы одежды. Чтобы дымковский узор для детей отличался особым блеском, на некоторые участки наклеивали куски золотого оттенка.
Сам узор дымковской игрушки включает в себя большое количество различных фигур, отличающихся по геометрической форме и цвету, которые придают игрушке особую привлекательность и помогают создать большое количество композиций. Чаще всего для этого используют следующие геометрические фигуры: овалы, полоски, круги, кольца.
Разукрасить статуэтку лучше всего поэтапно, начинать нужно с нежных цветов, к которым со временем следует прибавлять более тёмный. Настоящий мастер должен точно понимать, что значит каждый цвет в композиции

К примеру, зелёный — знак природы и земли, красный — здоровья и процветания, белый — чистоты и доброты, голубой — неба.
При добавлении различных орнаментов и узоров на картинку и посуду для начала важно наносить те, что представляют собой красоту, правду и крепкое здоровье. Рисовать на готовом изделии лучше всего по специальному трафарету, предварительно просмотрев мастер-класс

Такие виды статуэток сразу становятся для владельца своеобразной защитой.
Для каждой фигурки есть свои методы росписи. Ярче всего раскрашивали индюков, петухов и козлов. Узор часто выражал в себе не только необычность, но также немного фантастики. Также из животных было принято создавать свиней, коров и баранов.
Дополнительным элементом рисовки были небольшие квадратики сусального золота. Их применяли для добавления дымковской игрушки индивидуальности. Для этого вырезались небольшие куски сусального золота квадратной формы и приклеивались к игрушке с помощью кисти, смоченной в яичной белке, а после аккуратно расправлялись сухой кистью.

Как слепить дымковскую игрушку. Готовые наборы и альбомы по изготовлению дымковской игрушки

Дымковская игрушка – это один из народных русских промыслов. Зародился этот промысел в слободе Дымково (недалеко от города Вятка) скорее всего от обычая лепить глиняные свистульки на праздники.

Сейчас к дымковской игрушке причисляют не только свистульки, но и любые поделки-игрушки из глины, затейливо и ярко раскрашенные. Каждая игрушка — это уникальная работа конкретного мастера. Некоторые интернет-ресурсы продают дымковские игрушки по довольно высоким ценам, однако родителям и детям никто не мешает самим сотворить нечто подобное и побыть хоть ненадолго самим мастерами дымковской игрушки.

Лепим дымковскую игрушку из глины

Можно вылепить и раскрасить дымковскую игрушку своими руками, а можно использовать готовую модельку для раскрашивания. Некоторые производители предлагают готовые наборы для лепки и раскрашивания игрушек. Например набор «Лепка из глины» фирмы «Баст». Здесь имеются готовые модельки для раскрашивания, и глина для лепки с подробными инструкциями.

Если вам такой подход не нравится и вы с детьми сами решили быть мастерами, придется приобрести в магазине глину.

Для производства игрушек в Вятке мастера используют местную красную глину, но для поделок с детьми лучше приобрести готовую глину. Она продается в сухом виде (порошок) или в брикетах.

Может возникнуть резонный вопрос: зачем покупать, ее же в природе полно? Однако найти в природе чистую глину (без примесей песка) довольно сложно. Слепленные фигурки из такой глины будут рассыпаться.

Сухую глину перед лепкой следует вымешать с водой, а глину в брикетах на некоторое время подержать в сырой тряпочке. Лучше использовать белую или голубую (кембрийскую) глину, тогда при высыхании игрушки получатся более светлого оттенка и их не нужно будет покрывать белилами.

Когда вы с ребенком подготовили глину, нужно придумать игрушку которую вы будете лепить. Среди персонажей Дымковской игрушки чаще встречаются человеческие образы — няньки с детьми, водоноски, барыни, скоморохи. Также часто можно увидеть животных — баранов с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, уточки.

Вы с малышом можете слепить любую фигурку, какую задумаете. Если воображение ничего не подскажет, можно воспользоваться готовыми альбомами с инструкциями по лепке дымковской игрушки.

Как раскрасить дымковскую игрушку

Готовую игрушку из глины необходимо высушить. На производстве сушат поделки от 2 до 20 дней, а потом обжигают в муфельных печах. Но в домашних условиях можно просто хорошо высушить свою игрушку.

Настало время для раскрашивания. Раньше дымковские игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья.

Вы с ребенком можете использовать для раскрашивания своей поделки как готовые краски в наборе, так и просто обычную гуашь

Самое важное помнить, что дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она должна быть яркая, насыщенная радостная

Если вы не знаете как раскрасить игрушку, воспользуйтесь раскрасками.

Дымковская игрушка — расписная лошадка

Нам понадобятся обычные материалы для лепки:

  • глина;
  • клеенка;
  • мокрая тряпочка;
  • стеки;
  • краски.

Набор инструментов

Итак, приступаем к лепке нашей поделки – «Лошадка из глины».

Шаг 1. Раскатываем небольшую толстую колбаску длиной 6-7 см. Немного приплющиваем ее к клеенке. Стекой с двух сторон делаем надрезы, как показано на рисунке.

Делаем заготовку для туловища

Шаг 2. Берем колбаску и сгибаем ее в дугу. Разводим концы колбаски – после разреза их получилось по два на каждую сторону колбаски – и ставим колбаску на «ноги». Немного формируем их и выравниваем. Это будет туловище лошадки. Вообще дымковская лошадка изготавливалась из отдельных частей, но у нас детское творчество и поэтому мы упрощаем форму игрушки.

Формируем туловище фигурки

Шаг 3. Раскатываем колбаску такой же примерно длины, как и в Шаге1, только в полтора раза тоньше. Ее прищипывать не нужно. Сгибаем один ее конец перпендикулярно основной части колбаски, формируя голову лошадки.

Делаем шею и голову

Шаг 4. Показываем ребенку прием лепки – «защипывания»: пальцами расплюскиваем одну сторону колбаски, формируя гриву лошадки.

«Защипываем» гриву лошадки

Шаг 5. Прилепляем получившуюся верхнюю часть лошадки к туловищу. Чтобы она не отвалилась после высыхания, обмакиваем пальцы в воду и «примазываем» стыки частей поделки.

Лепим голову к туловищу

Шаг 6. Таким же образом, только без сгибания одного конца колбаски, делаем хвост лошадки.

Делаем хвост «защепами»

Шаг 7. «Примазываем» хвост к лошадке. Вот что у нас получилось:

Фигурка лошадки

Шаг 8. Грунтуем лошадку белой краской Настоящую дымковскую игрушку окрашивали в белый цвет специальной смесью молока и порошка из мела, но в детском мк по лепке мы сделаем это с помощью обыкновенной гуаши. Ждем высыхания игрушки и раскрашиваем ее вместе с малышом. Покажите ему приемы дымковской росписи – точечные нанесения пятен, прямые линии и т.д. Придумывая раскраску дымковской игрушки, Ваш ребенок творчески развивается, раздвигая цветовые рамки своего мироощущения. Вот такая лошадка у вас получится:

Лошадка

Делать своими руками игрушки для детей — настоящее удовольствие! Согласны? Компанию глиняной лошадке могут составить вот такие, несложные в изготовлении, куклы и шерстяные игрушки, детские новогодние поделки, фигурки из соленого теста. По такому же принципу можно создать сказочного козлика для светильника в детскую.

Творите вместе с детьми и развивайте таланты, которыми малыши обладают с детства. Это позволит им шире смотреть на мир и делать его чуточку красивее.

Дымковская роспись в детских садах и школах

Основы рисования преподаются во всех начальных образовательных учреждениях, в детских садах. Художественная роспись вятских мастериц как пример народного творчества и образец незамысловатых приемов близка и понятна восприятию ребенка любого возраста.

Наивная и выразительная дымковская игрушка – идеальный образец при проведении занятий по художественному обучению. Правильно составленные занятия решают несколько сложных задач:

  • повышают интерес к декоративно-прикладному народному творчеству;
  • совершенствуют навык создания собственных узоров;
  • знакомят с историей возникновения и развития промысла.

Работа в коллективе сближает детей и пробуждает заинтересованность к творческому процессу на примере изучения приемов народных мастериц.

Дымковский конь. Роспись пошагово с фото для детей

Урок рисования в средней группе

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов, родителей, детей 4-5 лет Этот мастер- класс рекомендуется провести с детьми 4-5 лет.Цель: учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера Задачи: 1. Закреплять умение рисовать тычком, ватной палочкой,зубочисткой 2. Учить ритмично рисовать орнамент, сочетать цвета 3. Развивать мелкую моторику 4. Воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца 5. Прививать любовь к народным промыслам 6. Воспитывать художественный вкус Материал: большой круг из цветного картона (формат картона А4),шаблон дымковского коня,гуашь,тычки,ватные палочки,зубочистки,баночка для воды,кисти,клей-карандаш Дымковская игрушка-это чудо-ремесло. И взрослых,и детей привлекают яркие,забавные игрушки.Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение,раскрывают мир весёлого праздника. В марте мы с ребятишками моей группы работали над проектом «Знакомство с дымковской игрушкой». Мы узнали историю этой игрушки, рассмотрели игрушки и иллюстрации самых популярных игрушек(барыня, крестьянка,уточка, индючок, конь, всадник, побывали на выставке «Яркая дымка» в изостудии нашего сада. А ещё мы рисовали отдельные элементы дымковских узоров, лепили и рисовали дымковскую уточку. Содержание мастер-класса:

Ребятишки! Сегодня мы с вами изготовим красивую тарелочку для украшения вашего дома , но тарелочку не простую, а дымковскую! Хотите? Тогда приступим к делу. Перед нами лежит материал для нашей тарелочки.

Первым дело нужно приклеить шаблон нашего коня на тарелочку

Нам нужно намазать клеем наш шаблон и аккуратно приклеить его по центру тарелочки

А теперь приступим к украшению тарелочки дымковскими узорами. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке коня большие кружочки.Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры, у меня это красный.

Теперь среди больших кружков ватной палочкой нарисуем маленькие кружочки, для них мы выбрали другую краску , контрастного цвета

По периметру круга нарисуем поролоновым тычком большие кружки, не забываем рисовать ритмично , оставляя равные промежутки

А между большими кружками рисуем ватной палочкой маленькие кружочки

Проверим , подсохла ли краска на больших кружках ? Если да, то зубочисткой очень аккуратно ставим в серединке больших кружков маленькую черную точечку.

Аккуратно тонкой кисточкой раскрасим хвост и ушки нашего коня, черной краской раскрасим копыта. Вот такой красавец у нас получился!

А это наша готовая декоративная тарелочка «Дымковский конь». Для того чтобы её можно было использовать для украшения дома, мы приклеим с обратной стороны тесёмочку.

Вот так красиво наша тарелочка будет смотреться на стене

Рекомендуем посмотреть:

Урок рисования в подготовительной группе по теме Зима

Рисование в технике Кляксография в средней группе детского сада Урок рисования в средней группе на тему Весна Нетрадиционное рисование. Средняя группа

Рисование осенних листьев, 1-2 класс

Лепка фигур из пластилина

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня

Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка