Что такое балалайка, откуда она взялась и как выглядит

Строй и конструкция балалайки XIX века. Приёмы игры

Латри Михаил Пелопидович (1875—1942). Танец с балалайкой. 1930-е.

В середине XIX века в печати впервые появились сведения о различных строях балалайки. «Балалайка — трехструнный инструмент, в котором нижние две струны настраиваются в кварту, а третья — в один тон со второю»,— сообщали «Курские губернские ведомости»8.

По другим источникам, три кишечные струны строили в квинту, то есть первые две струны — в до, а третья — в соль. В Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона мы находим сведения о приемах игры, которыми пользовались балалаечники конца XIX века: «Игра на балалайке производится правою рукою на щипок бряцая, потряхивая кистью, а левою рукою прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для произведения большего эффекта, балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью»9. Там же говорится о коллективной игре на инструментах, когда балалаечники соединяются в хоры и разъезжают по крупным ярмаркам. Хоры эти состоят из мужчин и женщин, которые лихо пляшут под звуки балалайки и хоровое пение.

Исследователь балалаечного исполнительства В. К. Галахов, изучив лубочные картины, запечатлевшие народных музыкантов, писал об их посадке, постановке рук, приемах звукоизвлечения: «При игре сидя музыкант-исполнитель клал инструмент на правое колено, а левой придерживал балалайку за длинный гриф. Игра производилась в низком регистре инструмента около верхнего порожка. Иногда корпус балалайки поддерживался двумя коленями или упирался в длинную рубаху и тогда ноги музыканта были расставлены широко. Корпус инструмента в последнем случае находился поэтому ниже обычного, при длинном грифе с такой посадкой можно было без затруднения играть в среднем и низком регистрах. Существовал еще ряд посадок исполнителя; правая нога лежала на левой (как у современных исполнителей на домре), левая нога помещалась на подставочку (чурочку), инструмент упирался в правое бедро углом, левая рука всем предплечьем лежала на голени левой ноги. Во время игры стоя (пританцовывая) балалайка подвешивалась на веревочке, перекинутой через плечо. Ранние зарисовки исполнителей на балалайке, относящиеся к концу XVIII и началу XIX века, позволяют сделать вывод, что при игре на инструменте большой палец не принимал участия и выполнял функцию опоры. Более поздние лубочные картины говорят о том, что в игре участвовали все пять пальцев левой руки»10.

На протяжении всей истории мы находим подтверждение, что балалайка выступала как ансамблевый инструмент в самых различных сочетаниях с народными музыкальными инструментами — в дуэтах с гудком, или волынкой, или гармонью, или рожком в трио — с барабаном и ложками, в небольших оркестрах (скрипки народные, балалайки, гитары, бубен), в ансамблях с симфоническими инструментами (скрипки, балалайки, флейты) и др. Известно также использование балалайки в оперных спектаклях. Так, в опере М. М. Соколовского «Мельник, колдун, обманщик и сват» ария Мельника из третьего акта «Уж как шли старик со старухой» исполнялась под аккомпанемент балалайки.

Виды балалаек

Сегодня в оркестровой практике применяют следующие инструменты:

  1. Балалайка прима. Настраивается унисонным квартовым методом, оптимальна для сольного выступления. Длина 66–68 см.
  2. Секунда — аккомпанементный инструмент. Подразумевает аккордную, интервальную игру. Размер — 74–76 см.
  3. Альт — вариация, по назначению аналогичная предыдущей. Звучит мягко, густо. Размер инструмента — 80–82 см.
  4. Бас — вариация с низким звучанием в большой октаве. Величина — 114–116 см.
  5. Контрабас — самая крупная вариация, отличается низким тоном в контроктаве. Размер до 170 см подразумевает использование упора, чтобы держать вертикально стоящий инструмент.

Четыре последних разновидности балалаек настраиваются квартовым методом.

Соло балалайки в великорусском оркестре

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива. Выступление оказалось даже более успешным, чем ожидали музыканты: зал долго рукоплескал. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

Вскоре к кружку присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Так, в кружке в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

Балалайкой восхищались короли

Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Из истории инструмента

Балалайка, как и домра, была инструментом ярмарочных скоморохов и народных гуляний. В середине 17-го века вышел указ царя Алексея Михайловича, предписывающий уничтожить народные инструменты как «бесовские». Домры, балалайки, гусли и прочие музыкальные инструменты сжигали, а за ослушание жестоко наказывали. После смерти Алексея Тишайшего нелепый запрет потерял силу. Однако это историческое событие надолго затормозило естественное развитие инструмента. Вплоть до конца 19-го века балалайка оставалась примитивной потехой для сопровождения деревенских посиделок. Вторую жизнь инструменту дал Василий Васильевич Андреев, страстный пропагандист и исследователь народной музыки, талантливый музыкант. Услышав незатейливое бренчание крепостного мужика у себя в имении, Андреев сумел услышать потенциал инструмента. Музыкант принялся осваивать балалайку, но вскоре понял, для ее серьезного концертного будущего необходимо усовершенствовать конструкцию. Василий Васильевич принялся искать музыкальных мастеров, которые согласились бы взяться за эту нелегкую работу. Многие мастера отказывали ему, считая ниже своего достоинства заниматься таким примитивным инструментом. Все же, благодаря упорству Андреева, мастера были найдены. Своим современным видом и техническими возможностями балалайка обязана таким выдающимся мастерам как С. Налимов, В. Иванов, Ф. Пасербский. Вскоре В.В. Андреевым был создан оркестр балалаек, явившийся прообразом современного оркестра русских народных инструментов. Так, благодаря деятельности Андреева и его последователям – Н. Осипову, Б. Трояновскому и др. балалайка зазвучала в концертных залах. В настоящее время балалайка – полноценный концертный инструмент с обширным репертуаром. Оркестры русских народных инструментов и балалаечники – солисты (А. Архиповский и др.) успешно выступают по всему миру. Классы балалайки есть во свех учебных заведениях — от музыкальных школ до консерваторий.

История

Почтовые марки балалайки

Не исключено, что возникновение и эволюция балалайки также были результатом взаимодействия с азиатско-восточными культурами. Помимо европейской культуры, древнерусские государства, также называемые Русь или Руси, также испытали влияние восточно-азиатских культур. Некоторые теории говорят, что инструмент произошел от домра, инструмент из Восточные славяне. в Кавказ, подобные инструменты, такие как монгольский Топшур, используется в Калмыкия, а Пандури используется в Грузия играют. Он тоже похож на казахский домбра, имеющий две строки

Доадреевский период

Ранние изображения балалайки показывают, что она имеет от двух до шести струн, что напоминает некоторые инструменты Центральной Азии. По аналогии, лады раньше балалайки делались из кишок животных и привязывались к шее, чтобы игрок мог перемещать их по своему желанию (как в современных саз, что позволяет играть характерную для турецкой и среднеазиатской музыки).

Первый известный документ, в котором упоминается инструмент, датируется 1688 годом. Журнал охранника из Московский Кремль записывает, что два простолюдины не могли играть на балалайке в пьяном виде. В других документах 1700 и 1714 годов также упоминается инструмент. В начале 18 века термин появился в украинских документах, где звучал как «Балабайка». Балалайка появилась в стихотворении В. Майкова «Елисей» 1771 года. В 19 веке балалайка превратилась в инструмент треугольной формы с грифом, который был значительно короче, чем у азиатских аналогов. Он был популярен в качестве деревенского инструмента на протяжении веков, особенно с скоморохи, что-то вроде свободного мюзикла шуты чьи мелодии высмеивали Царь, то Русская Православная Церковь, и российское общество в целом.

Балалайка образца 1980 г. Летние Олимпийские игры 1980 года в Москва

Андреевский период

В 1880-х гг. Василий Васильевич Андреев, который тогда был профессиональным скрипачом в музыкальных салонах Санкт-Петербурга, разработал то, что стало стандартизированной балалайкой, с помощью скрипичного мастера В. Иванова. Инструмент стал использоваться в его концертных выступлениях. Несколько лет спустя петербургский мастер Пасербский усовершенствовал инструменты, добавив полностью хроматический набор ладов, а также ряд балалаек оркестровых размеров с настройками, которые теперь можно найти в современных инструментах. Одна из причин, по которой инструменты не были стандартизированы, заключалась в том, что люди в отдаленных районах строили свои собственные инструменты, потому что для них было так мало общения. Дорог не было, погодные условия в целом были плохими. Андреев запатентовал дизайн и аранжировал для оркестра множество традиционных русских народных мелодий. Он также сочинил для инструмента корпус концертных пьес.

Виды

Балалайки менялись в угоду времени. Современные изделия делятся на 3 вида в зависимости от назначения.

Академическая

Классический вид, применяемый в современности в оркестрах, на концертных выступлениях, в музыкальных школах. Инструмент оснащен панцирем.

Традиционная

Вид без панциря, чаще всего с металлическими струнами. Порожек находится ниже, что обеспечивает более мягкое звучание. Струны совсем мало отстают от грифа. Инструмент оптимален для выступления соло и для учебных целей. До конца 19 века был 6-струнным.

Электроакустическая

Звучит почти так же, как обычные инструменты, только для воспроизведения звука требуется электропитание. Выглядит инструмент более привлекательно. Звук можно изменить, если подключить специальные эффекты.

Краткая история

Балалайка была популярна еще во времена Московской Руси, она продолжила традиции древнерусского инструмента — домры, и была придумана русским народом в 16−17 столетии.

Название «балалайка» состоит из общей корневой основы — бал (в лексическом словаре по буквам: *b, h, ā). Это звукоподражательная форма — древнеславянское толкование «болтать, говорить», например, в словах балабол, баламут, балакать, балагур. История происхождения названия указывает непосредственно на главное предназначение инструмента — развлекать человека, поддерживать настроение.

После возникновения балалайки ее привычный вид формировался на протяжении нескольких веков. Вначале корпус был полукруглым с довольно длинным грифом, но к XVII-XVIII столетию появилась и широко распространилась конструкция с треугольными формами. Многие региональных традиций создания привели к тому, что до XIX столетия в народе существовало несколько видов инструмента — от редких маленьких балалаек с овальным корпусом до самых распространенных вариантов треугольной формы и большим грифом. Число струн также отличалось — от 2 до 6.

В начале XX столетия балалайку значительно переработала команда музыкальных мастеров во главе с Василием Андреевым. Она начала применяться профессиональными музыкантами на сцене. Вследствие этого новая конструкция закрепилась в производственной практике, и сегодня выглядит балалайка именно так, как ее представляют многие современники.

Балалайка делится на два основных вида: традиционную и профессиональную. В академической среде сложился особый тип конструкции с нейлоновыми струнами, унифицированным квартовым строем, огромным звукорядом. Игра на этой балалайке потребует от музыканта знания нот и владения большим набором приемов извлечения звука.

В народе распространен инструмент артельного (традиционного) изготовления. Он отличается использованием стальных струн, меньшим количеством ладов. Овладеть игрой на этой балалайке очень просто, так как требуется минимум времени и знаний нотной грамоты, поэтому ее часто используют на уроках музыки в детских классах.

Конструкция

Длина современной балалайки (примы) колеблется в пределах 55-75 см, но существуют и модели с пониженным строем, которые могут иметь размер до 2 метров. При этом конструкция их схожа: корпус с закрепленным на нём грифом. Задняя часть корпуса составная, состоит из сегментов, а передняя, дека, плоская, делается из хвойных сортов дерева и служит в качестве резонатора, в ней проделано отверстие, куда попадает звук. К корпусу крепится гриф, который имеет 16 и более ладов – это набитые полоски из стали или другого крепкого материала (например из кости), в верхней части грифа размещаются колки для натяжения струн, применяется червячная передача – как и для многих струнных инструментов.

Головка грифа отогнута назад, эта специфика пришла к нам из древних времен. Струны бывают металлические, а могут быть из пластика, нейлона, жильные и др. В каждом случае существенно меняется звучание инструмента. Некоторые исследователи сообщают, что форма балалайки раньше была округлой, то есть в целом инструмент напоминал домру, но сейчас такие разновидности встречаются крайне редко. Высота струн регулируется специальной подставкой, которая может быть передвинута при надобности.

От исполнителей из народа к народным артистам

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

Интересные факты

Существует несколько гипотез происхождения названия «балалайка». Первая исконно русская, от слова «балаболить». Приверженцы восточного происхождения говорят, что от слова «бала», это на тюркском обозначает — «ребенок».

Другие занимательные факты:

  1. Самая старая балалайка, возрастом около 130 лет, сегодня находится в музее г. Ульяновск.
  2. Это самый популярный у иностранцев сувенир из России после матрешки.
  3. Инструмент часто описан в произведениях Толстого, Гоголя, Достоевского.
  4. Балайкер — это мастер, который изготавливает балалайки.
  5. В США книга Флинна «Как сделать балалайку» имела огромный успех и издавалась 10 раз.
  6. Немаловажную роль в популяризации сыграл Александр III, который являлся инициатором поездки Андреевского оркестра на выставку в Париж, так Европа в первый раз увидела балалайку.
  7. В Японии существует музыкальный коллектив, называющийся «Токийская балалайка». Он создан по образцу российских народных инструментов, но принимают участие здесь только японцы.
  8. 23 июня — официальный День балалайки.
  9. Сегодня в России практически в каждом крупном населенном пункте существует свой оркестр народных инструментов, в котором балалайка играет основную роль.
  10. В 2014 г., в честь празднования 20-й годовщины дружеских отношений, правительство г. Харбин (Китай) подарило Хабаровску огромную скульптуру, которая отображала инструменты двух народностей — балалайку и пипу.
  11. Се Китагава — японский музыкант, в 2008 г. был первым иностранцем-балалаечником, который победил на международном конкурсе музыки в Екатеринбурге.

Настройка

Наиболее часто применяемые настройки:

  • Балалаечная — традиционная, старая. После настройки первой струны под нее подстраивают другие. Среднюю и последнюю струны прижимают на 5-ом ладу, настраивают под первую.
  • Гитарная — наиболее популярная современная настройка. Под первую струну, настроенную на нужную высоту, подбирают другие. Среднюю прижимают на 3-ем ладу, настраивают под первую. А последнюю прижимают на 4-ом ладу, настраивают под среднюю.

Помимо вышеперечисленных, популярны некоторые региональные настройки. Многие балалаечники используют сразу несколько настроек, тем самым создают оригинальные мелодии.

Известные исполнители и коллективы

Рожков Михаил
Конов Владимир
Данилов Михаил
Трояновский Борис
Нечепоренко Павел
Шалов Александр
Осипов Николай
Дмитрий Калинин
Иванец Юрий

Великорусский оркестр В.В.Андреева
Молодежный русский оркестр «Северсталь»
Русский оркестр «Серебряные струны»
Русский оркестр «Перезвоны»
Оркестр русских народных инструментов имени Н.Осипова
Оркестр русских народных инструментов «Метелица»
Оркестр русских народных инструментов «Сибирь»
Оркестр русских народных инструментов «Тула»

Ансамбль «Арт-Контраст»
Ансамбль «Скоморохи»
Ансамбль «Кристалл-Балалайка»
Ансамбль «Колокола России»

Сколько струн должна иметь балалайка, и как они должны быть настроены

Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и т.д. — для игры по нотам не употребляются.

Первую струну балалайки нужно настроить по камертону, по баяну или по фортепиано так, чтобы она давала звук ЛЯ первой октавы.

Вторую и третью струны нужно настроить так, чтобы они давали звук МИ первой октавы.

Таким образом, вторая и третья струны должны быть настроены совершенно одинаково, а первая (тонкая) струна должна давать тот же самый звук, который получается на второй и на третьей струнах, если их прижать на пятом ладу. Следовательно, если у правильно настроенной балалайки вторую и третью струны прижать на пятом ладу, а первую струну оставить открытой, то все они при ударе или щипке должны давать один и тот же по высоте звук — ЛЯ первой октавы.

Подставка для струн при этом должна стоять так, чтобы расстояние от нее до двенадцатого лада обязательно равнялось расстоянию от двенадцатого лада до верхнего порожка. Если же подставка будет стоять не на месте, то на балалайке нельзя будет получить правильных звукорядов.

Какая струна называется первой, какая второй и какая третьей, а также нумерация ладов и ме стонахождение подставки для струн обозначено на рисунке — «Балалайка и наименование ее частей».

Музыка

В 1998 году молодого человека, который виртуозно владел таким специфическим музыкальным инструментом, как балалайка, лично пригласила в ансамбль «Россия» Людмила Зыкина. Их отношения изначально были построены на взаимоуважении: певица, зная о желании Архиповского играть одному, дала ему возможность выступать сольно на каждом концерте. В 2002 году Алексей покинул проект и начал сотрудничать со Стасом Наминым.

Алексей Архиповский — «Золушка»

Виртуоз первым в России применил на балалайке электронные усилители звука, позаимствовав этот метод у гитаристов. Архиповский смело шел на эксперименты, выработал собственный стиль вне жанровых рамок. Алексей резко выделялся на фоне коллег отходом от традиционного фольклорного звучания, в его дискографии народные мелодии причудливо переплетаются с всемирно известными хитами.

В ходе экспериментов по поиску нового звучания исполнитель сознательно ушел от использования нот, он называет такой метод игры на инструменте «закрепленной импровизацией». Визитной карточкой артиста принято считать «Золушку» с альбома «Дорога домой», после первого исполнения композиции на концерте балалаечника стали сравнивать с легендарным гитаристом Джими Хендриксом. Алексей умеет быстро менять тембр, его звуковая палитра необычайно разнообразна.

Архиповский вошел в состав движения «Этносфера», его приглашали на фестивали российской музыки в Европе и Северной Америке. На пик популярности Алексей Витальевич вышел в 2009 году: маэстро сотрудничал с Дмитрием Маликовым, открывал конкурс «Евровидение», выступал на правительственных концертах. Кроме того, виртуоз работал в Русском доме на Олимпийских играх в Ванкувере, его игра на балалайке как магнит притягивала иностранцев.

Репертуар

Из народной музыки в профессиональное музыкальное общество балалайка пришла благодаря В. Андрееву и его коллегам. Это произошло после ее усовершенствования, примерно в конце девятнадцатого века. Теперь балалайка используется не только соло, но и в составе ансамблей и оркестров. Множество коллективов различных направлений часто используют звучание балалайки в своих выступлениях и на концертах.

Если изначально репертуар балалайки не был так широк: чаще всего ее использовали для исполнения переложений из классической музыки, то рост ее популярности привел к появлению композиторов, создававших специально для балалайки произведения более крупной формы: концерты, сонаты, сюиты. Такую музыку создавали Ю. Шишаков, М.Ипполитов-Иванов, Ю.Речменский и другие.

Балалайка оркестр

Сувенирный стиль

Конечным результатом трудов Андреева стало создание оркестровой народной традиции в царской России, которая позже переросла в движение внутри Советский союз. Оркестр балалаек в полном составе состоит из балалаек, домры, гусли, баян, Владимирские пастушьи рога, гармошки и несколько видов ударных инструментов.

С установлением советской системы и укреплением пролетарского культурного направления культура рабочего класса (в том числе и сельских рабочих) активно поддерживалась советским истеблишментом. Концепция балалаечного оркестра была безоговорочно принята Советским правительством как нечто явно пролетарское (то есть от рабочего класса) и также считалась прогрессивной. Значительное количество энергии и времени было потрачено на поддержку и развитие формального изучения балалайки, в результате чего высококвалифицированные ансамблевые группы, такие как Осиповский государственный оркестр русских народных инструментов появился. Виртуозы балалайки, такие как Борис Феоктистов и Павел Нечепоренко стали звездами как внутри, так и за пределами Советского Союза. Движение было настолько мощным, что даже известные Хор Красной Армии, который изначально использовал обычный симфонический оркестр, изменил его инструментарий, заменив скрипки, альты, и виолончели с оркестровыми балалайками и домры.

Картина из Николай Петрович Петров в 1861 году. Сцена изображает старинную русскую традицию невеста пока играет балалайка.

Устройство инструмента

Состоит из следующих элементов:

  • корпуса, треугольного, плоского спереди, округлого, имеющего 5-9 клиньев сзади;
  • струн ( количество всегда равное– три штуки);
  • голосника – круглого отверстия посередине корпуса, с лицевой стороны;
  • грифа – деревянной длинной пластины, вдоль которой расположены струны;
  • ладов – тонких полосок, расположенных на грифе, изменяющих тон звучащих струн (количество ладов – 15-24);
  • лопатки – детали, венчающей гриф, с прикрепленным механизмом для натягивания струн.

Строение балалайки и гитары имеет схожие признаки. Оба инструмента – струнные, щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

  • форма корпуса;
  • количество струн;
  • габаритные размеры;
  • манера исполнения;
  • различие строя.

История балалайки

Историю возникновения балалайки невозможно рассказать однозначно. Существует разные версии возникновения. Официальное упоминание датируется XVII веком, появилась народная любимица гораздо раньше.

Одна теория связывает историю происхождения с азиатскими странами. Там существовал подобный инструмент – домра, схожий размерами, звучанием, внешним видом, строением.

Вероятно, во времена татаро-монгольского ига жители Руси заимствовали принципы создания домры, несколько переиначив, получив принципиально новый предмет.

Вторая версия гласит: изобретение исконно русское. Кто придумал – неизвестно. Название соответствует понятиям «балакать», «балаболить» (быстро разговаривать). Специфические бренчащие звуки действительно напоминают бойкий разговор.

Отношение к предмету было несерьезное, вызывало ассоциации с безграмотным мужицким сословием. Царь Алексей Михайлович предпринимал попытки изжить народную забаву. Идея провалилась: после смерти государя «балаболка» моментально распространилась среди крестьян.

Старинные устройства внешне отличались от современниц, выглядели зачастую нелепо. Крестьяне мастерили инструмент подручными средствами: корпусом служили ковши, струнами – жилы животных.

Популярность народной любимицы в XIX веке сменяется забвением. Второе дыхание музыкальное изделие обрело усилиями удивительного человека – дворянина В. Андреева, музыканта по профессии. Мужчина создал семейство балалаек, включающее пять представительниц. Андреевым изобретена современная балалайка привычного сегодняшнего вида.

Выступление ансамбля балалаечников, устроенное Андреевым, ознаменовало эру возрождения инструмента. Известные композиторы писали музыку специально оркестру народных инструментов, концерты балалаечников пользовались успехом, народникам, наряду с Россией, рукоплескала Европа. Бывали на концертах мировые знаменитости, стоя аплодировавшие русским виртуозам.

С тех пор балалайка укрепляет позиции, оставаясь востребованным инструментом.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий