Как нарисовать скрипку

Устройство скрипки

Струнный смычковый инструмент имеет узнаваемую конструкцию, состоит из корпуса, грифа и четырех струн. Скрипка устроена довольно сложно. Чтобы она могла звучать, подобно «человеческому голосу», передавать мысли и настроение композитора, вызывать эмоции у слушателя, важны все детали скрипки.

Корпус

Характер звучания зависит от величины устройства и качества древесины. Обычно используется ель, которая лучше резонирует и проводит вибрацию струн, чем клен. Состоит из двух дек – задней и передней, соединенных между собой полосой древесины, названной обечайкой. В качестве резонаторных отверстий на верхней деке вырезаются два проема в виде латинской буквы «f», их называют эфами. Форма корпуса напоминает трапецию, верхняя и нижняя грань которой округлена, а в середине сужена. Талия и округлости создают удобство для скрипача во время игры.

На силу звука и тембр влияют толщина древесины, высота обечайки. Чем больше эти показатели, тем звучание ниже, чем меньше – тем звонче «поет» инструмент. Характер звучания определяют и другие детали корпуса:

душка – еще одна деревянная деталь

Она передает высокочастотное звучание на нижнюю деку, очень важно правильно установить ее, чтобы не испортить звучание, поэтому этим занимается только мастер-настройщик.
уголки – служат для определения положения смычка.
струнодержатель – состоит из петли и отверстий по количеству струн, служит для их крепления.
петля – является частью подгрифка, изготавливается из проволоки или части струны.
пуговка – плотно вставленная в отверстие в нижней части корпуса, удерживает подгрифок.. Еще одна важная деталь скрипки – подставка

Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют

Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.

Гриф

Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.

Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.

Самая эффектная часть музыкального инструмента – шейка, за которую скрипач удерживает скрипку. Она может выглядеть просто, как отогнутый конец грифа. Нередко бывает в форме головы какого-нибудь животного. Такая шейка будет являться настоящим украшением «королевы музыки».

Струны

Тембр скрипки зависит от качества изготовления струн. Количество их – четыре, каждая настраивается на определенную ноту: «ми», «ля», «ре», «соль». Во времена возникновения в качестве струн выступали жилы животных. Сегодня их изготавливают из высокоуглеродистой стали или полимерных материалов, оформляя алюминиевой, стальной или серебряной оплеткой. Диапазон скрипки – «соль» малой октавы – ля четвертой и выше.

Как нарисовать скрипку карандашом

А теперь вместе с megamaster.info попробуем создать картинку с помощью простого карандаша, ластика и ручки. При желании готовую картинку можно будет раскрасить. Итак, приступим:

Выводим два овала. Нижний делаем большим, верхний поменьше. Теперь нам их нужно соединить

Обратите внимание, что боковые стороны должны быть вогнутыми внутрь.
Добавим на набросок несколько важных деталей. Примерно в центре изображаем прямоугольную подставку

Прорисуем гриф и струнодержатель. На конце грифа сделаем завиток. На этом же этапе можно добавить прорези в крышке. Они должны быть красивыми и волнистыми.
Теперь можно обвести контуры. А после этого добавить струны. Обратите внимание, что они не должны быть ровными, поэтому лучше провести их от руки. Кроме того, там, где находится подставка струны должны «переломиться».

В верхней части грифа будут колки. Вы уже, знаете, что они рисуются с помощью окружностей и коротких полосок. Добавьте два, с одной стороны, и два с другой.
Чтобы скрипка выглядела реалистичнее, придадим ей объём. В нижней части дугу и выводим боковую сторону. Постарайтесь повторить формы верхней части.
Стираем вспомогательные наброски. Наводим контуры ручкой. Как уже было сказано, работу можно раскрасить. Для этого используем коричневый цвет для корпуса и чёрный для грифа. Готово.

Изготовление скрипок

Вырезается новый свиток скрипки.

Внешний контур новой скрипки, один из наиболее важных аспектов инструмента, разрабатывается скрипичным мастером, а в 2020-х годах обычно используются очертания скрипок старых мастеров. Различные методы изготовления скрипки включают использование внутренней формы, внешней формы или строительство «на спине» без формы.

Подход «внутренней формы» начинается с набора планов, которые включают рисунок внешней формы инструмента. Из этих планов конструируется шаблон, который может быть изготовлен из тонкого металла или других материалов и представляет собой плоскую форму «полукрипки». Шаблон используется для изготовления формы, которая представляет собой кусок дерева в форме скрипки. фанера, МДФ или подобный материал толщиной примерно 12 мм или 1/2 дюйма. Эдвард Херрон-Аллен в 1885 году определил «полную форму» с размерами, равными готовым ребрам (внутренности) скрипки.

Вокруг формы построены стороны (или ребра), которые представляют собой плоские куски дерева, изогнутые посредством тщательного нагрева. Первые скрипичные мастера использовали полоски «тигрового» клена, чтобы подчеркнуть красоту скрипки, и большинство мастеров предпочитали древесину, собранную в Северной Италии. Готовую «гирлянду» из ребер, блоков и подкладок вынимают из формы, чтобы можно было прикрепить отдельно вырезанные верх и спину. Когда туловище готово, гриф, вырезанный из отдельного куска дерева (обычно клена), вставляется в него. паз для завершения основной структуры инструмента, после чего он лакированный. Клен считается предпочтительной древесиной из-за его прочности и способности выдерживать нагрузки, оказываемые на него при игре.

Скрипка снята, через звуковая дыра.

Жизненно важно для звука и играбельности инструмента. настраивать, который включает в себя регулировку угла грифа, если необходимо, установку штифтов так, чтобы они плавно вращались и крепко держались, придание грифа правильной формы, подгонки звуковой стойки и перемычки, регулировку хвостовика и установку насадки, а также натягивание

В это время можно надеть съемную подставку для подбородка.

Затем инструмент начинает процесс «обкатки», поскольку его части подстраиваются под натяжение струны. Говорят, что звук скрипки «раскрывается» в первые недели и месяцы использования, и этот процесс продолжается постепенно с годами. Однако в какой-то момент этот процесс может быть прерван. Если вы положите скрипку на хранение и через некоторое время вытащите ее, то при первой игре вы заметите, что скрипка потеряла громкость (это очень распространенный признак бездействия скрипки) и потеряла качество (это более серьезная проблема). случаи бездействия). Если вы положите скрипку на хранение, вытащите ее через некоторое время и будете играть на ней несколько недель, вы заметите, что звук скрипки снова начинает «открываться». Тем не менее, чтобы увеличить объем скрипки, древесине нужно дать «высохнуть» в течение нескольких месяцев или даже лет перед использованием в изготовлении скрипки. Это поможет «вылечить» древесину, улучшив ее тон, тембр и объем.

Элементарный пример

Начать рисовать этот инструмент лучше именно с этого примера. Он будет понятен даже начинающих. Берём карандаш и приступаем:

Аккуратно не нажимая на карандаш сильно, рисуем две фигуры похожие на арки. Одну разворачиваем влево, другую вправо. Доходим к центру и соединяем эти фигуры.

Внизу чертим большую арку. В центральной части полученной фигуры изображаем две полосы, которые похожи на букву S. Это эфы. Обязательно оставьте место для вертикального прямоугольника.
Теперь выводим гриф, располагаем его между букв S. Эту деталь рисуем на месте прямоугольника.
Добавляем две параллельные линии. Расстояние между ними должно быть таким же, как ширина грифа. Над ним изображаем завиток

Возможно, эта деталь вызовет у вас трудности при рисовании, поэтому уделите ей внимание. Выводим выгнутые линии по сторонам

Добавляем колки их окончания должны быть круглыми. Две колки располагаем, с одной стороны, и две с другой.

На этом этапе можно заняться струнами, они прикручиваются и регулируются колками. Проводим полосы от верха скрипки книзу. Не нужно делать их идеально ровными, но для начала, вы можете воспользоваться линейкой. Все струны должны быть параллельными.
Вернёмся к нашим буквам S. Между ними следует изобразить подставку. Она имеет прямоугольную форму. Под ней чертим вытянутый треугольник, здесь струны будут соединяться. Добавляем к этой фигуре струнодержатели в виде небольших кругов.
Осталось сделать внизу инструмента полукруг. Готово, теперь вы можете раскрасить свой музыкальный инструмент.

Видите, ничего сложно, а работа, как оказалось, очень похожа на гитару. Обязательно попробуйте нарисовать такую скрипку пошагово с детьми. А если нужен красочный вариант, тогда следующий урок для вас.

Происхождение скрипки

Современный, знакомый для всех вид, скрипка обрела в начале XVI века. Своим появлением она обязана множеству этнических инструментов, каждый из которых оказал на нее некоторое влияние. История смычковых насчитывает более двух тысяч лет. О том, где зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. Высказываются предположения, что смычковые появились впервые в Индии, а затем распространились в арабских странах.

Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Предшественниками виолы и, соответственно, скрипки можно считать двое из них: испанскую фидель, а также пришедший с востока ребек.

У ребека было три струны и округлый, грушевидный корпус. В Западную Европу ребек попал из Азии, где получил широкое распространение в X-XII веке. Популярность ребека завоевала ему место и на ярмарках, и во дворцах, и в церкви.
Фидель – смычковый инструмент (в форме гитары) известный в Западной Европе с IX века. В X-XV веках он широко использовался менестрелями. Эти инструменты и стали предшественниками виолы, которая постоянно упоминается в балладах и поэмах средних веков. Играли на виоле стоя. Инструмент удерживали на коленях, позднее – на плечах. Этот вид игры способствовал появлению скрипки. Виола стала популярна в разных слоях общества. Хотя, с появлением скрипки, она стала считаться инструментом привилегированных сословий. Скрипка же, стала инструментом простонародья.

Устройство скрипки

Основные части скрипки:

  • Свиток. Декоративная верхняя часть скрипки. Чаще всего он вырезан в форме свитка, но иногда принимает другие фирмы, например в виде головы человека.
  • Колышки. Четыре деревянных колышка, вокруг которых намотаны струны. Они используются для изменения строя струн инструмента. Затягивание струны повышает ее высоту, ослабление струны снижает ее высоту.
  • Коробка для колышков. Корпус, в котором струны наматываются на колышки.
  • Нат. Маленький кусочек дерева между коробкой для колышков и накладкой. На нем четыре насечки, по одной для каждой струны, выступающей над грифом.
  • Шейка. Часть скрипки между корпусом скрипки.
  • Гриф. Это поверхность, на которой пальцы нажимают на струны. Обычно он сделан из черного дерева.
  • Верхний дек. Передняя часть скрипки. У большинства скрипок верхняя часть сделана из ели, а задняя часть – из клена. Даже такие детали скрипки, как дек, значительно влияют на звучание.
  • Ребра. Тонкие полоски дерева, которые обвиваются по бокам скрипки, соединяя верхнюю и заднюю части, образуют звуковую коробку скрипки.
  • Струны. У скрипки четыре струны, которые настроены с интервалом в пятые доли. От низшего к высшему (слева направо) это G, D, A и E. Струны изготавливаются из различных материалов, включая сталь, синтетические материалы или кишки животных. Они натянуты поверх грифа, от колышков до хвостовой части.
  • Пурфлинг. Тонкая полоска трехслойного дерева, инкрустированная в канал по краю скрипки для защиты инструмента от повреждений. Она может выглядеть как контур, нарисованный по краю скрипки, назначение скорее защитное, чем декоративное.
  • Угловые блоки. Деревянные блоки внутри скрипки, которые стабилизируют конструкцию инструмента.
  • F-отверстия. Два отверстия, из которых выходит звук скрипки. Они имеют форму курсивных букв. Такое строение скрипки, в сочетании с полостью конструкции, дает резонанс.
  • Мост. Декоративный, но функциональный кусок кленового дерева, который балансирует под струнами и передает вибрации от струн в корпус инструмента для создания звука. Мост скрипки не приклеен, он удерживается на месте натяжением. Сила, которую струны оказывают на мост, равна примерно 90 фунтам.
  • Столбик. Деревянный столб, расположенный внутри скрипки, под правой стороной моста. Это имеет решающее значение для передачи колебаний струн в корпус скрипки для создания звука, и его размещение может изменить качество этого звука с точки зрения громкости или качества тона.
  • Тюнеры. Небольшие тюнеры расположены на хвостовой части. Они настраивают скрипку, но с меньшим шагом, чем колышки. Скрипки меньшего размера часто имеют прекрасные настройки для всех струн, но полноразмерные скрипки, как правило, имеют их только для струны E.
  • Хвостовая часть. Треугольный кусок дерева, к которому прикреплены струны на нижнем конце скрипки.
  • Кишка хвостовой части. Шнур, который крепит наконечник к скрипке.
  • Упор для подбородка. Фигурный кусок дерева или пластика, на который опираются подбородком и челюстной костью. Он прикреплен рядом с хвостовой частью.
  • Седло. Блок на внутренней стороне скрипки, который помогает поддерживать заднюю часть и натяжение струн.

Знаменитые скрипачи

Происхождение скрипки и внедрение ее в академическую музыку произошло в эпоху барокко. В 17 веке известнейшим скрипачом был Антонио Вивальди. Сегодня его «Времена года» входят в большинство концертов на самых разных сценах мира.

В 18 веке появились свои виртуозы. Европейцы восхищались мастерством Джованни Баттиста Виотти, а среди русских исполнителей первой знаменитостью стал Иван Хандошкин.

Среди известнейших скрипачей музыканты и композиторы разных времен: Николо Паганини, Генрик Венявский, Леонид Коган, Ванесса Мэй, Вадим Репин. Им удавалось создать уникальный музыкальный текст для скрипки, наполненный эмоцией и душевными переживаниями.

История происхождения скрипки

Возникновению «королевы музыки» предшествовало появление различных струнных щипковых. Изобрести инструмент по разным данным могли Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Древнейшие подобия скрипки были у разных народов. Ученые считают, что ее предшественниками могли стать ребаб, фидель, кротта. Но главный предок – виола, которая была очень распространенным аристократическим инструментом в средневековой Европе.

XVI век ознаменовался разделением двух основных струнных смычковых. В аристократических семьях играли на виолончели, а на улицах звучала скрипка. Эти два представителя одного семейства имели главное различие в звучании. Первый издавал низкий, тихий звук, подходил для раздумий, второй – визжащий, резки, под который простолюдины любили танцевать. Русское название происходит от слова «скрыпати», которое может относиться к старо-славянской группе.

Разница между виолончелью и скрипкой еще и в разных размерах. Первый массивный устанавливали на полу, а второй можно было везде носить с собой и играть, удерживая в руках. Конкуренция между двумя инструментами привела к победе «королевы музыки». Кто первый ее изобретатель установить трудно. Но история скрипки помнит имена таких знаменитых мастеров, как Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Также известно, что родная страна инструмента – Италия. Точный год, когда могли придумать первую скрипку, не определен.

В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.

Скрипичный мастер Мухин и пенопласт

Василий Филиппович Мухин, ленинградский скрипичный мастер, оспаривал эти предположения.

Он доказывал своими работами, что ольха не хуже знаменитой тирольской ели. Из своего опыта изготовление скрипки своими руками, делает вывод, что используя древесину в изготовление скрипки, невозможно создать одинаковые по звучанию инструменты. Чтоб сделать идентичные инструменты, с повторяющимся звучанием, необходимо использовать однородный материал, например корпус скрипки изготовить из твердого пенопласта.

Представьте, какое удивление у музыкантов вызвала изготовленная пенопластовая скрипка своими руками. Любопытство взяло верх, взмах смычка и полилась классическая музыка, всех поразил красивый тембр и мощный звук скрипки. Создатель был доволен изготовленной скрипкой. В то время это был прорыв. На скрипке он не остановился, Ленинградский скрипичный мастер изготовил из пенопласта скрипку, альт, виолончель и контрабас для ансамбля смычковых исполнителей. Где они сейчас?

Однажды, эта история создания скрипки и ее опробование,похожая на легенду случилась на радио, когда там делали запись произведений Моцарта два коллектива, но никто из звукорежиссеров не подписал магнитную пленку. Пришлось обратиться к музыкантам Государственного квартета имени С.И.Танеева для идентификации записи. На удивление по тембру и окраске звука музыкальные произведения звучали одинаково. Было трудно отличить пенопластовые инструменты от обычных. Используя пористый материал, однородный по физическим свойствам и химическому составу, В.Мухин доказал, можно изготовить не только скрипку, но и изготавливать одинаковые инструменты, не уступающие классическим, но не превышающим. Скорее всего, они пригодны более для джаза или обучения, чем для академического использования в симфоническом оркестре. Такую скрипку в музыкальном магазине не купишь, но есть тенденция напечатания электронной скрипки на 3D принтере.

Как нарисовать музыканта со скрипкой. Как нарисовать скрипку карандашом

Скрипка — очень древний смычковый струнный музыкальный инструмент. Скрипка появилась давно, еще в 16 веке. Позже, начиная с 17 века, она широко распространилась по всем странам. Ее стали осваивать музыканты всего мира. И в каждой стране скрипка полюбилась за ее мелодичность и нежность издаваемых мелодий.

Скрипка традиционно изготавливается из дерева. Ее форма напоминает нам цифру восемь, в середине ее корпуса имеется круглое отверстие. А над ним из конца в конец натянуты струны. Их четыре или пять. Обычно четыре. Нарисуем здесь поэтапно всеми любимую скрипку.

Этап 1. Проведем по диагонали альбомного листа прямую линию. В ее нижнем конце начертим длинный овал до середины прямой линии. В овале рисуем контуры скрипки, располагая две части скрипки симметрично относительной прямой оси. Верхняя и нижняя части закругленные. В серединной части имеются плавно показанные края корпуса скрипки. Также рисуем ручку скрипки вверху с округлой верхней частью.

Этап 2. Дополнительной линией по всему контуру скрипки покажем ее объем. Далее, на ручке внизу дорисуем прямойгольный участок. В нижней части корпуса изобразим каплевидную деталь.

Этап 3. Добавим слева от скрипки еще прямую и круг. Затем на скрипке внизу рисуем кружок на каплевидной детали. От этой детали до конца ручки рисуем четыре параллельно натянутых струны. Внизу добавим еще одну деталь.

Этап 4. В круге слева рисуем линии скрипичного ключа. На верхушке ручки скрипки добавляем четыре барашка, которые регулируют натяжение струн. На корпусе с двух сторон рисуем узоры.

Этап 5. Дорисовываем скрипичный ключ. Также показываем смычок впереди скрипки.

Этап 6. Вот и получилась такая скрипочка!

Находим картинку скрипки, ставим перед собой и рисуем.

Проводим центральную ось музыкального инструмента, делаем наброски корпуса скрипки, гриф и его верхняя часть. Внизу корпуса определяем длину детали для крепления струн. На деке рисуем подставку для струн, сами струны.

Прорисовываем все детали скрипки, накладываем тени.

Нарисовать скрипку или похожий на не музыкальный инструмент можно, если хоть немного уметь рисовать.

Возьмите скрипку, поставьте или на стул или положите на стол и делайте карандашом по белому чистому листу наброски, как это показано на примере ниже:

Скрипка, виолончель и контрабас имеют сходство и отличаются друг от друга размерами. Нарисовав один из этих музыкальных инструментов, мы сразу поймем основной процесс рисования.

Рассмотрим, как пример, как нарисовать скрипку
:

Скрипка является народным инструментом многих европейских государств и хоть она и родилась благодаря объединению трех инструментов (ребараба, испанской фидели и британской кротты) в один. Давайте же нарисуем скрипку поэтапно карандашом:

Чтобы нарисовать скрипку, виолончель, контрабас карандашом поэтапно
много времени и сил не понадобится. Эти музыкальные инструменты очень похожи друг на друга и нет большой разницы, что именно рисовать.

И так, для начала рисуем общий контур скрипки. Далее нарисовываем все остальное: струны, место для креплений и так далее. Стираем все лишние линии и раскрашиваем. Более подроная инструкция в видео ниже.

Все эти инструменты, отличаются только размером и очень похожи между собой формами. Есть, такое поэтапное рисование, скрипки.
Сначала, нарисуем верхную часть скрипки

Любопытные факты

С историей и происхождением скрипки связано множество интересных фактов. Знаменитым виртуозом-рекордсменом стал Атхира Кришна из Индии. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса, так как 32 часа подряд играл на скрипке на фестивале Тривандрама. Один час занятий на музыкальном инструменте сжигает около 170 калорий, поэтому ребенку перед уроками лучше поесть.

В Тайвани в 2011 году собрался самый большой ансамбль скрипачей. На стадионе выступило 4645 музыкантов возрастом от 7 до 15 лет. До 1750 года вместо струн на инструменте натягивали овечьи кишки. Родиной этого изобретения была Италия.

У мастеров скрипичных дел есть странное хобби — делать миниатюрные изделия. На юге Китая изготовили скрипку длиной всего 1 см, а в Шотландии был инструмент на 0,5 см больше. На этих изделиях можно играть. А в Швеции и Чехии скрипки делают из камней. Они получаются массивными, но внешне не уступают деревянным изделиям.

Леонардо да Винчи во время работы над «Моной Лизой» приглашал к себе скрипачей, каждый день они играли разные мелодии. Искусствоведы считают, что именно благодаря влиянию музыки разных жанров у художника получилось написать загадочную улыбку. Ученые подтвердили, что скрипка стимулирует развитие интеллекта. Многие знаменитые личности владели этим инструментом.

Самые дорогие изделия принадлежат Гварнери и Страдивари — 18 и 16 млн долларов соответственно. А за смычок мастера Франсуа Ксавье Турта заплатили 200 000 долларов. Самая молодая скрипачка Ванесса Мэй уже в 10 лет выступала вместе с Лондонским филармоническим оркестром. А через год она стала ученицей класса Королевского музыкального колледжа.

Наиболее сложными композициями, которые можно сыграть на скрипке, считаются «Каприсы» и другие произведения Паганини, «Соната Дьявола» Тартини и мелодии Сибелиуса, Чайковского и Брамса. На большой скорости нужно играть «Полет шмеля», эпизод из «Сказки о царе Салтане». Многие виртуозы соревнуются в скорости исполнения этой композиции.

Скрипка — это сложный музыкальный инструмент, обучаться игре на нем трудно и долго. Но если добиться успеха, то можно исполнять любые мелодии, ведь даже современные песни легко интерпретировать под акустическое звучание.

Звучание

Бытует мнение, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче, громогласнее и грубее у него звук. Контрабас уверенно опровергает этот стереотип. Сам он на самом деле довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука, зато его тембр необыкновенен и всегда узнаваем.

Звучание контрабаса — густое, плотное, сочное, а тон его даже иногда напоминает голос человека. Звук этого инструмента самый низкий среди всех оркестровых струнных. Вместе с фаготами и тубой он формирует необходимую гармоническую основу того, что исполняет весь оркестр.

Диапазон звучания у контрабаса неширок – ограничен всего четырьмя октавами, но настоящий мастер способен работать с ними по-настоящему виртуозно, искусно получая и достаточно высокие ноты.

Нотный текст для контрабаса пишется в разных ключах, обычно в басовом. А еще это сегодня именно тот уникальный струнно-смычковый, что строится по квартам, а не по квинтам.

Впечатляющие размеры контрабаса во многом определяют требования к музыканту, который возьмется работать с ним, и саму манеру игры. Контрабасист вряд ли будет больше своего контрабаса, но точно должен обладать большими руками и хорошими, растянутыми пальцами.

Исполнять быстрые пассажи на нем непросто, хотя наиболее талантливые музыканты на это вполне способны – только послушайте, например, «Полет шмеля» или другие известные произведения на этом инструменте.

Николай Римский-Корсаков — полёт шмеля

Интересные факты

При изучении истории контрабаса и его музыкальных свойств можно открыт ещё много удивительных фактов:

  1. Один из первых контрабасов, превышающих стандартные размеры, был создан Жаном Батистом Вийомом в 19 веке: его высота составляла 4 метра. Правда, «октобас» (такое название он получил от мастера) не получил широкого применения.
  2. Те, кто всё-таки решился играть на «октобасе», делают это как минимум вдвоём – один прижимает струны, другой орудует смычком. К тому же такой инструмент весит несколько десятков килограмм.
  3. Техника пиццикато стала использоваться лишь в начале 20 века. Музыкант Б. Джонс, играющий на контрабасе, как-то сломал смычок во время выступления, но не растерялся и стал исполнять партию пальцами.
  4. Далеко не все контрабасы делались из дерева. Так, в США в начале прошлого столетия для изготовления использовали алюминий. Этими инструментами играли военные музыканты.
  5. Рекордный по количеству участвовавших контрабасистов концерт прошёл в Сеуле в 2010-х. Музыканты исполнили симфонию, взяв на себя партии для виолончелей и скрипачей.

Приемы игры

Скрипка – это очень гибкий инструмент. Благодаря смычку можно извлечь звуки невероятных тональностей – от долгих и протяжных (arco), до резких и игривых. Существует еще множество других приемов игры:

  1. Пиццикато – задевание струн пальцами правой руки.
  2. Деташе – извлечение нот или звуков полной длительности, исполняемое с резким ведением смычка в любом направлении.
  3. Коль леньо – прием, позволяющий получить стучащий звук посредством ударов деревка смычка по струне.
  4. Стаккато – прерывистое ведение смычка по струнам вверх и вниз с целью добиться короткое, «острое» исполнение звуков.
  5. Легато – исполнение «на одном дыхании» – непрерывистая связная игра без отрыва струны.
  6. Тремоло – повторение одного звука, чередование смычком двух звуков.

Техника игры на скрипке, приёмы

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

Весьма распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

История создания скрипки

Самые ранние струнные инструменты были щипковыми. Прямым предком всех европейских смычковых инструментов является арабский ребаб, который к 9 веку превратился в византийскую лиру, а затем в европейский ребек. Первые мастера скрипок, вероятно, заимствовали различные разработки византийской лиры. К ним относятся виэль и лира да браччо.

История скрипки в ее современном виде началась в Италии – главной из стран, повлиявшей на происхождение инструмента, который используется и сегодня. Самые ранние изображения скрипок, хотя и с тремя струнами, датируются 16 веком. Одно из самых ранних описаний инструмента, включая его настройку, взято из мюзикла «Epitome». В это время инструмент уже вовсю начала распространяться по Европе.

По сравнению со своими предшественниками, скрипка находится в отдельном классе с точки зрения комплектности. Кроме того, она не улучшалась постепенно с течением времени, а внезапно появилась в своем нынешнем виде. Тем не менее ни одной из этих ранних скрипок сегодня не существует. Эта история происхождения вытекает исключительно из описаний и картин той эпохи.

Два первых скрипичных мастера были родом из северной Италии: Андре Амати из Кремоны и Гаспаро ди Бертолотти из Салона. Благодаря им история скрипки превращается из тумана легенд в неопровержимые факты. Их скрипки существуют и по сей день. На самом деле, самая старая из существующих сегодня скрипок – это инструмент, созданный Андре Амати приблизительно в 1565 году.

К концу 18 века искусство изготовления скрипок исчезло в Италии, когда производство было заменено «производственной линией» с более специализированным разделением труда. Новые материалы, такие как лак, который сохнет быстрее, способствовали новому способу работы, и появились скрипичные фабрики. Во Франции можно было найти ведущих скрипичных мастеров следующей эпохи, например, Николя Люпо.

Потрясения, последовавшие за Французской революцией, также имели далеко идущие последствия в мире музыки. Ответственность за организацию и финансирование музыкальных мероприятий перешла от аристократии к буржуазии, и концерты стали обычным явлением в жизни общества. Поскольку они проводились во все больших залах, требовались более громкие инструменты с более толстыми смычками. Поэтому производители скрипок были вынуждены внести в инструмент те изменения, которые привели к развитию современной скрипки на рубеже 19-го века.

Примерно в 1820 году немецкий композитор и скрипач-виртуоз Луи Шпор стал изобретателем упора для подбородка, облегчавшего скользящее движение левой руки. Эта деталь стала одной из завершающих ступеней «скрипичной» истории.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий