- Особенности пейзажа
- Первая выставка и доработки Васнецова
- Встреча с Аленушкой
- Сочинение описание картины Аленушка Васнецова
- Сказочные мотивы Васнецова
- (в сборнике русских сказок Афанасьева – №262)*
- Образ девочки-сиротки
- История создания
- Популярные сочинения
- Жажда
- Козни ведьмы
- Символичность природы
- Атмосфера грусти и тишины
- Заслуга Васнецова
- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями
- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
- Как нарисовать козлёнка и раскраска козлёнок
- Рисуем козлёнка – урок 1
- Как нарисовать козлёнка – урок 2
- Особенности пейзажа
- Почему же дурочка?
- Ход занятия:
- Общее настроение и роль фрагментов
- Общее настроение полотна
- Судьба произведения
- Идея и создание картины
Особенности пейзажа
В картине «Алёнушка» природе отведена важная роль. Большую часть полотна занимают ели. Композицию дополняют камни, берёзы, камыши и одинокие листья, сиротливо лежащие на водной глади. Заметно, что близится осень, а главная героиня легко одета. Детали расположены таким образом, что образуют единый ритм: Алёнушка понурила голову, а впереди неё склонилась трава. Над головой свисает ветка, наклонившаяся под весом ласточек.
Приём, использованный Васнецовым, известен как «пейзаж настроения». Он заключается в том, что нужная атмосфера достигается с помощью мелких деталей, прописанных краткими мазками, и определённой цветовой палитры. Впоследствии этот же подход использовали в своих картинах Левитан и Нестеров. С одной стороны, лес как будто взял девушку в плен, окружил её, отрезав пути к бегству. С другой — птички, камыши, вода и ели печалятся вместе с главной героиней, разделяют её тоску. Героиня безмолвно жалуется на своё горе всему живому и в то же время надеется, что ей, возможно, что-то поможет.
Пейзаж на полотне Васнецова передан очень натуралистично, можно рассмотреть каждую травинку, и это придаёт картине мягкость. Наряду с тревогой девушка испытывает прямо противоположные чувства, что всегда было свойственно русскому человеку. По-девичьи милое лицо отражает целую гамму эмоций. О чём думает Алёнушка на картине Васнецова, можно понять не сразу, а только после нескольких минут вдумчивого созерцания. Не случайно художник несколько раз вносил исправления в шедевр.
Первая выставка и доработки Васнецова
Как отмечал сам Васнецов, в чертах лица его Алёнушки можно заметить явное сходство с дочерью Саввы Мамонтова, Верой. Художник умышленно вглядывался в детали портрета, чтобы написать девушку, похожую на дочь московского мецената.Вера полностью соответствовала требуемому образу. Впрочем, в итоге всё равно получился некий собирательный портрет женских персонажей русских сказок.
К зиме 1881 года картина была завершена, после чего автор отправил её на выставку художников-передвижников. Как ни странно, но изначально успеха работа не получила. О сказочном сюжете публика тоже не догадывалась, поскольку Васнецов упомянул об этом значительно позднее.
Более того, на выставке у картины было несколько иное название – «Дурочка Алёнушка». В данном контексте слово «дурочка» не стоит воспринимать как обидное прозвище. В те времена так называли сирот, а потому изначально полотно просто показывало сиротку Алёнушку, погрузившуюся в безрадостные мысли.
Эскиз картины «Аленушка»
В процессе создания картины «Алёнушки» Васнецов несколько раз делал дополнения и доработки на картине. Долгое время все эти нюансы не были известны, однако благодаря современным технологиям, использованию рентгена, специалисты смогли установить, что же именно добавлял на своё творение художник.
На картине, что известна нам, мы видим лицо, плечо и руку девушки, что изначально выглядели несколько иначе. Значительно доработать живописцу пришлось и цвет работы, поскольку изначальная версия вызвала немало критических отзывов коллег.
Встреча с Аленушкой
Благодаря необыкновенному стечению обстоятельств, свою Аленушку Васнецов случайно увидел именно в Ахтырке. По воспоминаниям самого художника, молодая местная жительница поразила его воображение. В глазах девушки таилась огромная печаль, одиночество и тоска. Как выразился Васнецов, от ее фигуры «веяло особым русским духом». Ни о какой сказке об Иванушке и его сестре Виктор Михайлович даже не заикался. Скорее всего, художник хотел передать в лице одной девушки трагизм всего русского народа.
Как бы то ни было, Васнецов зарисовал свою новую знакомую. Причем, в первоначальных этюдах девушка не находится на камне возле пруда, а просто сидит на траве. И сказочного в этих набросках крайне мало. Впоследствии художник много раз дорабатывал картину, пока она не приобрела знакомые нам черты. Примечательно, что в 1881 году готовое произведение Васнецов подписал: «Аленушка» и в скобках: «Дурочка».
Сочинение описание картины Аленушка Васнецова
Практически все работы Виктора Михайловича были написаны с любовью к русскому фольклору. Вот и полотно «Аленушка» не стало исключением, его он написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1880 году.
Главной героиней данного полотна является молодая девушка, которая тяжело работала, не смотря на юный возраст. Одеяние у девушки простое, не броское, ноги у нее босые. Все указывает на то, что девушка из бедной крестьянской семьи. На девушке светлая кофта и сарафан, из-под которого можно увидеть нижнюю сорочку. Так одевались на Руси раньше. Художник показывает девушку со слегка растрепанными волосами. Складывается впечатление, что девушка уже не один день сидит на берегу пруда и всматривалась в водную гладь.
И до сих пор она смотрит в воду и пытается увидеть ожидаемое, положив голову на руки, лежащие на коленях. Созерцая данное полотно, очень хочется, чтобы все злое скорее развеялось в воздухе, и девушка счастливая ушла домой. Но темная цветовая гамма картины, дает понять своему зрителю, что этому не быть.
Весь пейзаж картины так же пропитан грустью до самой глубины. Сзади Аленушки виднеется лес, изображен он в темно-зеленых тонах, именно это и дарит ему загадочный вид.
Вода в пруду просто окутывает своим холодом все окружающее и вызывает мурашки у своего зрителя. Смотря на картину можно увидеть, что пруд будто живой, настроен негативно к юной Аленушке. Единственное, что может хоть как-то подарить надежду в лучшее – камыш со своими зелеными листьями вблизи героини. Так же можно увидеть осинки, березы которые так же вносят немного ярких и оптимистических красок в полотно. Кажется, что от легкого дуновения ветра, шорох опадающих листьев говорит Аленушке о том, что все будет непременно хорошо и не стоит печалиться.
Глядя на эту картину, можно прочувствовать, как грусть пробегает внутри и вызывает сочувствие к беде Аленушки. Зрителю становится ее жаль, что часть ее боли хочется взять на себя, дабы сиротке стало легче. Художник смог все передать в полотне с полной чувствительностью и реалистичностью.
Кажется, что художник изобразил Аленушку не просто так, а для того, чтобы люди помнили о таких качествах, которые были у нее. Она обладала: добротой, умением любить, трудолюбием, терпением, сопереживанием и самое главное – она умела заботиться о близком человеке. Художник якобы говорит нам о том, что каждый из нас должен иметь эти качества.
Сказочные мотивы Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов — талантливый русский художник XIX века. Ещё в детские годы он увлекался русскими народными сказками. Когда Васнецов стал художником, то стал изображать сказочные сюжеты на своих полотнах. Они стали продолжением известных народных и литературных историй. Вот его знаменитые шедевры:
- «Иван-царевич на Сером Волке»;
- «Царевна-Лягушка»;
- «Три царевны подземного царства»;
- «Ковёр-самолёт»;
- «Спящая царевна»;
- «Царевна Несмеяна» и многие другие.
Большую известность получила сказочная картина автора «Алёнушка». В 5 классе ученики пишут сочинение по репродукции, некоторые пытаются сделать рисунок со своей Алёнкой.
(в сборнике русских сказок Афанасьева – №262)*
Жили сестрица и братец, и пошли они в лес по ягоды. Шли-шли; вот на дороге лежит лошадино копытце с водицей; вот братец и говорит:
— Сестрица, я пить хочу; я в этом копытце напьюсь.
— Нет, не пей, братец, коняшка будешь.
Ещё шли-шли, коровье копытце стоит.
— Сестрица, сестрица, я пить хочу!
— Нет, не пей, бычок будешь.
Шли-шли; стоит овечье копытце.
— Сестрица, сестрица! Я напьюсь.
— Нет, не пей, баранчик будешь.
Шли, шли; стоит козино копытце.
— Сестрица, сестрица, я напьюсь!
— Нет, не пей, а то козельчик будешь.
Пошли дальше; он не утерпел, отвернулся и напился, и обратился козельчиком, бежит и блеет.
— Я говорила тебе: не пей!
Идут; барин едет и говорит:
— Продай, девушка, козельчика.
— Нет, он у меня не продажный; это мой братец, а не козельчик!
Барин взял обоих их, увёз и на девушке женился и козельчика ласкал.
Вот барин уехал, а эту жену его, Алёнушку, дворовые ненавидели, взяли привязали ей на шею камень большущий и бросили в реку, а вместо её другая убралась в её платье. Барин приехал и не узнал. Эта другая жена хотела известь и козельчика и велела барину зарезать его.
— Я. — говорит, — хочу козлиного мясца.
Барин велел слугам зарезать козельчика. Козельчик почуял, приходит к барину и говорит:
— Барин, барин! Пусти меня на речку водицы испить, кишочки промыть, твоей барыне лучше будет кушать!
— Ступай, да не уходись.
Он пошёл, на бережку сел и стал кричать:
— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!
А она ему говорит, выныривая из реки:
— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!
Козельчик пошёл домой, полежал и опять у барина просится на реку; барин пустил и послал следом слугу посмотреть, зачем он часто ходит туда. Козельчик сел на бережку и опять закричал:
— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!
Она ему говорит:
— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!
Пришли домой, слуга ничего не сказал барину; а козельчик немножко повернулся и опять просится у барина на речку водицы испить, кишочки промыть. Барин отпустил и сам пошёл следом. Козельчик сел на бережку и стал опять кричать:
— Алёнушка, сестричушка, меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!
И она выныривает из реки и говорить стала:
— Иванушка, родимый мой!..
Как барин то угадал, да вдруг кинется и вытащил её; узнал обо всём, всех пересёк, а которая на место её сделалась (ту) прогнал; а с этой начал жить-поживать по-прежнему, и козельчику стало хорошо.
===
КОНЕЦ
*Записано в Тамбовской губ.
Прочтений: 738
Образ девочки-сиротки
По всему облику главной героини видно, что у неё сложная судьба. Рыжие волосы неубраны и с одной стороны свободно свисают, лицо уставшее, а в глазах — безысходность. Над головой Алёнушки сидит стайка птиц — они даже не боятся её, не пытаются улететь, настолько беззащитна героиня. Автор не случайно изобразил ласточек — в фольклоре они издавна символизировали надежду. Благодаря птицам создаётся впечатление, что девушка в глубине души всё же надеется на благополучный исход: брат будет найден, и жизнь изменится в лучшую сторону.
Образ Алёнушки — ясный и чистый, видно, что она ещё ребёнок, хотя уже знакома со смирением и отчаянием. У неё израненные ноги — этой деталью художник подчёркивает, что Алёнушка немало прошла в поисках брата. Она притомилась и села на камень, чтобы отдохнуть, а слёзы капают прямо в пруд. Состояние природы вторит мыслям и чувствам сиротки: кажется, что вот-вот пойдёт дождь, и вся природа застыла в ожидании.
История создания
Летом 1880 года художник проживал в усадьбе Ахтырка, где часто работал над этюдами. Там и началась история картины Васнецова «Алёнушка». Он встретил девушку, которая поразила необычайной красотой и грустью, затаившейся в глазах. Так у Виктора Михайловича впервые возникла мысль о создании картины, на которой была бы изображена героиня русской сказки. Девушка, послужившая прототипом, выглядела очень одиноко и казалась воплощением исконно русской печали.
Художник сразу принялся за работу, ведь он уже ясно представлял себе, какой будет картина. Васнецов задумал незамысловатый сюжет, однако в работе над полотном не всё шло гладко. Прежде чем мастер приступил к созданию общего произведения, ему пришлось нарисовать несколько эскизов:
- «Пруд в Ахтырке»;
- «Алёнушкин пруд»;
- «Осока».
Работу над картиной художник завершил зимой 1881 года. Сразу после этого Васнецов отправил полотно на выставку художников-передвижников, организованную в столице. Сначала произведение не привлекло особого внимания. Только со временем зрители оценили «Алёнушку» по достоинству.
Популярные сочинения
Сочинение про Снегопад Не все любят снегопад. Автомобилисты, владельцы собственных домов, дворники, дорожные рабочие дружно восклицают, как только начинает идти снег: «Опять повалил!» Их можно понять, ведь снегопад для них – это лишние заботы и хлопоты:
Сочинение Чем люди живы? (рассуждение 11 класс) Человек — существо социальное
Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.
Образ Русской земли в Слове о полку Игореве 9 класс Образ Русской земли занимает важное место в произведении «Слово о полку Игореве», ведь герои произведения защищали родную землю. Русская земля — это то, на что направлено действие персонажей произведения.
Жажда
Народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» продолжилась тем, что спустя время жара еще сильнее стала их мучить, а на дороге появилось лошадиное копытце с водой, и братец опять начал просить Аленушку дать ему попить из него. Аленушка попросила его еще немного подождать и не пить из копытца, чтобы не стать жеребеночком. Тяжко вздохнул Иванушка, и они опять продолжили путь.
Но через некоторое время Иванушке было уже совсем невтерпеж, и он, увидев тут же, на дороге, козлиное копытце с водой, не послушал сестрицу свою Аленушку, напился из него и превратился в козленка.
Когда позвала Аленка Иванушку, то на ее зов прибежал беленький козленок. Увидав его такого, села она под стожок и заплакала горькими слезами. А козленочек возле нее так и скачет.
Сказка «Аленушка и братец Иванушка», таким образом, учит младших всегда слушаться старших.
Козни ведьмы
Ведьма быстро прознала об этом и стала купца уговаривать зарезать козленка. Но купец не торопился с этим делом, привязался он к милому козленочку. А ведьма все не унимается и наконец-таки уговорила купца, костры запалила, чугунные котлы поставила и точит ножи.
Козленочек подошел к своему названному отцу и просит, чтобы отпустил он его в последний раз на речку водицы испить, ведь ему на этом свете жить недолго осталось. Тот согласился.
Козленочек изо всех сил бросился бежать к речке и жалобно стал звать Аленушку, чтобы та пожалела и заступилась. Но сестрица лежала на глубоком дне, откликнулась она, но поделать ничего не могла, так как тяжел был ее камень на шее, трава ноги опутала, песок на грудь лег.
Но на этом Сказка «Аленушка и братец Иванушка» не закончилась.
Символичность природы
Девочка, сидящая в поле или на лугу – картина не такая задушевная, не такая трепетная. Без леса дремучего, озера мрачного от сказки ничего не останется. Природа грустит и живет вместе с Аленушкой. Фоновый пейзаж картины наполнен атмосферой тишины и грусти. Отлично дались автору водная гладь пруда, осока, камыши, ели, упавшие осенние листья: все неподвижно, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, слегка. Медленно плывут облака. Печальное уединение, усиленное образами природы. Темный лес обступил Аленушку со всех сторон и не хочет выпускать из своего плена. Каждая деталь пейзажа подчеркивает глубину сущности картины, предоставляя почву для размышлений. Создается впечатление, что девушка находит утешение на берегу пруда, сама становится частью пейзажа. Вот осина справа стоит: тихая, задумчивая, чуть трепещет, ветку к воде склонила, будто сочувствие выражает, помочь хочет. Дерево и так невеселое: на Руси оно считалось печальным, трагическим. Люди говорили: «Одна ягода – горькая рябина, одно дерево – горькая осина», «Дрожит как осиновый лист» (считается, что листья осины дрожат даже в тихую погоду).
Атмосфера грусти и тишины
У Васнецова отлично получилось передать спокойствие, тишину и минорный настрой. Водная гладь выглядит неподвижной, ветки не колышутся, камыши направлены вверх. Только травинки немного поникли, но не от ветра, а потому, что пришла пора увядания. Детально прописан румянец на лице девочки, и с ним контрастируют пёстрые цветы на сарафане. В эту палитру гармонично вписываются тёмно-зелёные оттенки леса.
Роль цветовых акцентов играют жёлтые листья и несколько проблесков на небе, по которым можно понять, что солнце скрыто за тучами. День близится к закату, а в народе издавна существовало поверье, что в это время между природой и человеком устанавливается особая связь. Душевное и простое полотно оставляет ощущение недосказанности. Кажется, что сказка через мгновение продолжится: Алёнушка найдёт братца, и всё закончится хорошо.
Заслуга Васнецова
Главная заслуга художника заключается в том, что он сумел передать не только великолепие природы, но и одухотворённость простого русского человека. Образы на картине получились очень убедительными, они показывают любовь художника к народу. Милая девушка находится в гиблом месте, и от этого выглядит очень беззащитной, хотя на лице у неё нет ни тени испуга. Отсылка к сказочному сюжету достигается с помощью деталей:
- Алёнушка бедно одета;
- на ногах нет обуви;
- водная гладь очень тёмная и мрачная.
В целом место выглядит мрачным, и благодаря этому создаётся ощущение безнадёжности. Хотя в сказке нет такого момента, его легко себе представить: девушка тоскует о брате, который находится на дне омута. Полотно раскрывает всю суть русского характера, его покорность, жертвенность и способность терпеть то, что кажется непереносимым. Это молчаливый рассказ о бедах и страданиях русских людей, который вызывает тяжёлое чувство.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями
Рейтинг: / 15
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Русские народные сказки в пересказе Алексея Николаевича Толстого
Жили — были старик да старуха, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни — одинёшеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли — шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле нее скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чем, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёнок будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и так ласково начала звать ее купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьёт, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок…
Узнала об этом ведьма и стала просить купца — зарежь да зарежь козлёнка…
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает,- делать нечего, купец согласился.
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названному отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну сходи.
Побежал козлёночек на речку, встал на берегу и жалобно закричал:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок.
- Костры горят высокие,
- Котлы кипят чугунные,
- Ножи точат булатные,
- Хотят меня зарезать!
Алёнушка из реки ему отвечает:
- — Ах, братец мой Иванушка!
- Тяжёл камень на дно тянет
- Шелкова трава ноги спутала,
- Жёлтые пески на груди лежат.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёнок и жалобненько зовёт:
- — Алёнушка, сестрица моя!
- Выплывь, выплывь на бережок.
- Костры горят высокие,
- Котлы кипят чугунные,
- Ножи точат булатные,
- Хотят меня зарезать!
А из реки ему отвечают:
- — Ах, братец мой Иванушка!
- Тяжёл камень на дно тянет
- Шелкова трава ноги спутала,
- Жёлтые пески на груди лежат.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала еще краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.
Похожие по содержанию произведения раздела:
Шат и Дон Толстой сказка с иллюстрациями …ШАТ И ДОН ТОЛСТОЙ Л. Н
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был …
Чудесный клад Молдавская сказка …ЧУДЕСНЫЙ КЛАД
Молдавская сказка
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был …
Что дороже Осетинская сказка …ЧТО ДОРОЖЕ
(Осетинская сказка)
Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, …
Четыре брата Пермяк сказка с иллюстрациями …Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хорошо удались сыновья, только друг дружку …
- < Заяц — хваста — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями
- Мальчик с пальчик — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями >
Как нарисовать козлёнка и раскраска козлёнок
Это очередная статья из серии «рисуем детёнышей животных», и сегодня учимся рисовать козлёнка. Умение это нам пригодится не раз – ведь козлята встречаются и в стихах и в сказках. Вот давайте вспоминать: «Волк и семеро козлят», «Алёнушка и её братец Иванушка». И в потешке упоминаются:
Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор.Сам на лошадкеЖена на коровкеДетка на теляткахА внуки на козлятках.
Так что надо нам не просто научиться рисовать козлёнка, а по идее хорошо бы много разных козлят и в движении. Сегодня будем рисовать двух.
И ещё сразу поясню, что второе по частоте ключевое слово «раскраска козлёнок» и это будет подтема. То есть: учимся рисовать козлёнка и в конечном итоге получаем раскраску Козлёнок – два-в-одном.
Рисуем козлёнка – урок 1
Первый козлёнок спокойно стоит. При иллюстрировании сказок художники нередко рисуют козлят ходящими на двух ногах – ну, сказочная реальность, но сначала нам надо освоить реальную реальность и научиться рисовать как в жизни. Козлёнок, которого мы собрались рисовать – маленький, миловидный и очень пушистый, шерсть на нём сильно скрадывает очертания тела. Козлёнок стоит боком к зрителю и нам сразу бросается в глаза то, что круп поднят высоко – значит, задние ноги значительно длиннее передних. Они крупные и с выраженными сгибами и узловатыми суставами. Передние ножки прямые, но тоже с шишковатыми суставами.
Сначала сделаем эскиз карандашом:
Начинаем рисовать с самого большого – с туловища:
Шея недлинная, голова повёрнута анфас. Козлёнок ещё очень юн, и рога и борода у него не начали расти .
Я всегда стараюсь избегать геометрических сравнений, но мордочку козлёнка иначе как треугольной не назовёшь: высокий и широкий лоб с торчащими в стороны крупными ушами по бокам головы, широко расставленные глаза, длинный нос с щелевидными ноздрями ,под ним маленький рот.
Вот , у нас готова первая раскраска Козлёнок
Как нарисовать козлёнка – урок 2
Второй козлёнок наклонился и щиплет травку.
Нам эта поза пригодится для иллюстраций к тому эпизоду в сказке, когда козлёнок бегает по берегу озера и зовёт сестрицу Алёнушку. Итак, голова наклонена, спинка сгорблена.
Ножки рисуем так же как и на предыдущей картинке. Вытянутая шея довольно длинна.
При взгляде в профиль так же сразу бросается в глаза то, что у животных в отличие от человека лицевая часть черепа значительно больше мозговой: мордочка большая, ушки на макушке и за ними очень немного затылка. Так вот и второй рисунок -раскраска Козлёнок нарисовался:
Как нарисовать козлёнка вам рассказала Марина Новикова.
Про то как рисовать детёнышей животных и птиц читайте ещё:
Нарисуем щенка мопса
Нарисуем поросёнка
Рисуем ослика
Барашек
Рисуем цыплёнка
Как нарисовать утёнка
Особенности пейзажа
В картине «Алёнушка» природе отведена важная роль. Большую часть полотна занимают ели. Композицию дополняют камни, берёзы, камыши и одинокие листья, сиротливо лежащие на водной глади. Заметно, что близится осень, а главная героиня легко одета. Детали расположены таким образом, что образуют единый ритм: Алёнушка понурила голову, а впереди неё склонилась трава. Над головой свисает ветка, наклонившаяся под весом ласточек.
Приём, использованный Васнецовым, известен как «пейзаж настроения». Он заключается в том, что нужная атмосфера достигается с помощью мелких деталей, прописанных краткими мазками, и определённой цветовой палитры. Впоследствии этот же подход использовали в своих картинах Левитан и Нестеров. С одной стороны, лес как будто взял девушку в плен, окружил её, отрезав пути к бегству. С другой — птички, камыши, вода и ели печалятся вместе с главной героиней, разделяют её тоску. Героиня безмолвно жалуется на своё горе всему живому и в то же время надеется, что ей, возможно, что-то поможет.
Пейзаж на полотне Васнецова передан очень натуралистично, можно рассмотреть каждую травинку, и это придаёт картине мягкость. Наряду с тревогой девушка испытывает прямо противоположные чувства, что всегда было свойственно русскому человеку. По-девичьи милое лицо отражает целую гамму эмоций. О чём думает Алёнушка на картине Васнецова, можно понять не сразу, а только после нескольких минут вдумчивого созерцания. Не случайно художник несколько раз вносил исправления в шедевр.
Почему же дурочка?
Название полотна Васнецова никого не смутило. Даже сама жительница Ахтурки узнай об этом, вряд ли затаила бы обиду на художника. Дело в том, что раньше значение слова «дурочка» весьма отличалось от современного, как впрочем, не имели «дурочки» нечего общего и с «дурами». Дурнями и дурами и тогда называли недалеких, неумных людей, а вот дурочками и дурачками ласково именовали тех, кто остался без попечения родителей, а попросту сирот. Видимо, желая объяснить тоску главной героини картины, Васнецов и указал, что Аленушка является сиротой.
Второе слово в названии шедевра русской живописи вскоре исчезло и осталось только одно — «Аленушка». Тем не менее, сама картина и ее смысл от утраты «дурочки» не пострадали: холст и без того напоен грустью. Кроме того, со временем зрители стали связывать «Аленушку» с персонажем русской сказки, которая и в самом деле потеряла отца и мать, а также брата Ивана.
Ход занятия:
Разные народы живут на земле. У каждого народа есть свои сказки. Но русские народные сказки легко можно отличить от других, потому что в русских сказках есть особенные сказочные слова, песенки и повторы. Внимательно послушайте сказку. Только отгадайте о ком будет сказка. (показываю картину «Аленушка»
). Какое лицо у Аленушки?(грусное, печальное) . Давайте вспомним знакомую вамсказку, которую придумал русский народ она называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и постарайтесь заметить такие слова. (выразительно читаюсказку, по ходу показываю крупные иллюстрации, закрывая чистым листом бумаги парную страницу. Выдерживаю паузу после чтения.) После чтения задаю вопросы:
Как называется сказка? Как вы думаете, почему ее так назвали? Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они? Кто вам не понравился и почему? Какие сказочные слова вы заметили? Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке? Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой и почему? Расскажите, как ведьма обманула Аленушку? Чем закончилась сказка?
В сказкевстречались новые для вас слова и выражения: «мочи нет»
. Как вы понимаете это выражение?(сил нет) (аналогично разбираем выражения«все было ведомо» ,«откуда ни возьмись» )
А теперь давайте рассмотрим иллюстрации из книжки. (показываю и комментирую словами из сказки даю начало предложения, направляя высказывание ребенка
– «…Старик со старухой умерли,
«… И просит Иванушка Аленушку (мочи нет…»;
«Как увидела Аленушка …. (зашлась слезами)
»;
«…Один раз, когда купца не было дома. (откуда ни возьмись. ;
«…Увидел козленочек и (голову повесил)
»);
«…Побежал козленочек на речку и «жалобнехонько просит (жалобно)
Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло.А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему научила вас эта сказка? (оставляю книгу в книжном уголке)
Конспект НОД по развитию речи. Чтение сказки «Три поросенка» Цель: познакомить детей с английской сказки «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделить слова передающие страх.
Конспект по развитию речи в первой младшей группе. Чтение сказки «Курочка Ряба» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшего возраста по развитию речи Чтение русской народной сказки «Курочка.
Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворений о зиме Конспект занятия по развитию речи (чтение художественной литературы в старшей группе) Тема: «Чтение стихотворений о зиме» Программные задачи:.
Конспект занятия по развитию речи чтение русской народной сказки «Теремок» во второй младшей группе Цели: познакомить с русской народной сказкой»Теремок»; вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки; воспитывать на примере.
Сценарий к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Сценарий спектакля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Образовательные цели: стимулировать эмоциональное восприятие детьми.
Выпускной утренник «Аленушка и братец Иванушка» Действующие лица: Ведущая – взрослый Дети: Весна Аленушка Иванушка Под торжественную музыку в зал входят выпускники, ведущая объявляет.
Занятие по развитию речи по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
Занятие по развитию речи в младшей группе. Чтение сказки «Колобок» АНЯТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА. ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЛОБОК» Образовательные области: «Коммуникация»,.
Источник
Общее настроение и роль фрагментов
При взгляде на картину у зрителя возникает ощущение тихой грусти и спокойного восхищения красотой природы. В центре композиции — печальная девушка, склонившая голову так низко, как только возможно. Основная тема произведения — тоска Алёнушки по потерявшемуся брату. В то же время, лицо героини выражает надежду на счастливое будущее, которое, конечно же, обязательно наступит.
Минорный настрой полотна подчёркивают неподвижные ели, тёмная вода и хмурое небо. Отлично показана связь, существующая между природой и человеком. Кажется, что всё живое сопереживает Алёнушке и как бы старается её утешить. Все фрагменты полотна не диссонируют с общим настроем, а лишь дополняют и подчёркивают его. Каждая деталь навевает грустные мысли и заставляет испытывать щемящую тоску.
Общее настроение полотна
Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова «Аленушка» представлена ниже.
Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы — облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.
Судьба произведения
Сначала художник решил назвать полотно «Дурочка Алёнушка», причём это наименование не несло негативного подтекста. Дело в том, что на Руси «дурочками» именовали блаженных, юродивых — тех, кто, как считалось, был ближе всего к Богу. Иногда такое прозвище давали сиротам. Но через некоторое время Васнецов решил изменить название, в результате оно стало явно перекликаться с известной русской сказкой. По поводу того, почему Васнецов отказался от первоначального варианта, исследователи высказываются по-разному. По одной из версий, смена названия была обусловлена критикой со стороны коллег и знакомых мастера.
Жанр, в котором написано полотно, — романтизм. Учёные установили, что картина не сразу получилась такой, какой её знают зрители. Художник несколько раз вносил корректировки. Детали, которые были переработаны:
- шея;
- лицо;
- руки.
Цветовая гамма тоже подверглась серьёзным изменениям. Исследователи полагают, что первый вариант был встречен множеством критических замечаний, поэтому художник решил подкорректировать работу. Сейчас «Алёнушка» находится в Третьяковской галерее, однако сначала меценат не воспринял её как что-то стоящее. Интересный факт: после выставки произведение приобрёл Мамонтов, заплатив за него 500 рублей.
Идея и создание картины
Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов сделал огромный вклад в создание картин, посвящённых народных преданиям и сказкам. Идея написания «Алёнушки» появилась у живописца после знакомства со сказкой «О сестрице Алёнушке и её братце Иванушке».
Далеко не всем известно, что прототип девушки с картины был абсолютно реальным. Милую красавицу, исполненную тоски, Васнецов встретил в 1880 году в усадьбе Ахтырка, где и начинается создание его шедевра. Я думаю, образ встреченной девушки сразу же навеял художнику воспоминания о сюжете известной сказки.
Сам же Васнецов рассказывал, что в этой крестьянке он увидел «море одиночества и печали русской души». Последние слова хочу выделить особенно, потому что «Алёнушка» выходит далеко за пределы фольклорного сюжета.
Итак, в 1880 году Васнецов приезжает в Ахтырку, где и начинает свою новую работу. Сначала он писал пейзажи, стараясь запечатлеть красоту пруда этой местности, колоритные особенности тихой заводи. Место, живописно изображённое на картине, очень напоминает берег Вори в Абрамцеве. Появлению знаменитого полотна предшествовали несколько творений – «Осока», «Пруд в Ахтырке». Все они стали ступенями к созданию запоминающейся картины.