- Как рисовать пальчиковыми красками?
- Ладошками и пальчиками
- Губкой или кусочком поролона
- С помощью трафарета
- Рисуем штампами
- Как рисовать пальчиковыми красками
- Но, как выбрать пальчиковые краски для малышей?
- Пальчиковые краски для детей — популярные производители:
- Основные виды
- Гелиевые
- Сенсорные
- Флуоресцентные
- Техники рисования пальчиками для детей 1-3 лет – чем можно рисовать?
- Проводят первые уроки так:
- Рисовать красками с детьми можно, используя любые подручные средства:
- Техника пальчикового рисования
- Как рисовать с ребенком 1-3 лет
- Идеи рисования пальчиками и ладошками с детьми 1-3 лет
- 1. Рисунок ладошками «Солнышко»
- 2. Рисунок пальцами «Дождь»
- В результате развивается:
- 4. Рисунок «Подводный мир»
- 4. Рисунок «Морковка»
- 5. Тюльпаны
- 5. Праздничный салют
- 6. Елочка
- Предварительная подготовка
- Предварительная подготовка
- С какого возраста можно использовать пальчиковые краски?
- Описание техники
- Рисование пальчиками
- Что такое мелкая моторика?
- С рождения до 2 месяцев
- С 2 до 6 месяцев
- С 6 до 12 месяцев
- С года до двух
- С двух до пяти лет
- Советы педагогов
- Чем рисовать с ребенком
- Популярная продукция
- Рисование пальчиками – первое знакомство
- Подготовка к процессу
- Как рисовать пальчиковыми красками
Как рисовать пальчиковыми красками?
К краске не прилагается инструкция, родители сами должны объяснить ребенку, каким способом можно нарисовать сюжет. Существует несколько основных приемов.
Ладошками и пальчиками
Налейте краски в одноразовые пластиковые тарелки, чтобы ладошка малыша полностью помещалась в емкость.
Покажите малышу, как делать отпечатки всей ладонью, боковой поверхностью, закрашивать рукой поверхность листа.
Ладони годятся не только для создания абстракций. Дорисовывая карандашами недостающие элементы, продемонстрируйте ребенку, как легко из отдельных пятен можно создать полноценный рисунок:
- Добавив к оттиску сомкнутого кулачка хвост и плавники, можно получить силуэт рыбки.
- Мелкие отпечатки пальчиков станут камешками на морском дне, ладошка с оттопыренными кверху пальчиками – водорослями.
- Такая же ладошка, развернутая пальчиками вниз, с нарисованными глазками и ротиком очень похожа на осьминога.
- Пальчиками можно рисовать зеленую лужайку с пышной травкой, солнышко, цветы, бабочек и жуков.
Губкой или кусочком поролона
Если ребенок боится окунать ручки в краску, можно пользоваться поролоном. Предложите ему кусочек обычной губки для мытья посуды. Покажите, что можно окунуть его в краску и провести по листу бумаги разными способами – отрывисто, с нажимом, смешивая цвета.
Губка позволяет закрасить большую площадь, быстро оформить зеленую полянку или голубое небо.
С помощью трафарета
Рисование с помощью трафарета позволяет создать разнообразные картинки и сюжеты. Интересные картинки-шаблоны можно скачать или нарисовать самостоятельно.
Распечатайте образцы, вырежьте фигурки. Малыш с удовольствием будет наносить яркие пятна краски, получая изображения кошечек и собачек, рыбок и китов, стрекоз и бабочек. Можно приобрести готовую раскраску, это прекрасное пособие можно использовать многократно, краска легко удаляется со страниц. Эта техника больше всего нравится малышам.
Рисуем штампами
Большинство наборов красок продают в комплекте со штампами.
Дополнительные штампы можно вырезать из подручных материалов:
- сырого картофеля,
- плотного поролона,
- школьного ластика.
Используйте формочки для печенья, крупные пуговицы с выпуклым рисунком. Продумайте приспособление, в котором можно прочно закрепить самодельные штампы, чтобы ребенку было удобно держать его в руке.
Как рисовать пальчиковыми красками
Когда все готово, можно приступать к самому процессу рисования.
- Обмакните палец в краску и покажите ребенку, что это абсолютно безопасно. Проведите пальцем по бумаге.
- Если ребенок заинтересовался, обмакните его пальчик и также проведите по бумаге.
- После этого позвольте малышу проявить инициативу – пусть он сам выберет нужную краску и сделает несколько штрихов.
- Не забывайте повторять название цветов – так ребенок лучше запомнит их.
- Когда ребенок хорошенько познакомится с красками, можно рисовать определенные картинки. Покажите малышу, как нарисовать солнышко. Пусть это будет простая желтая клякса в верхней части ватмана — хвалите ребенка и его творчество.
- Маленькие детки могут успешно рисовать дождь или снег. Вам нужно нарисовать тучку и показать, как прикладывать пальчик и говорить «Кап-кап». Рисовать такой дождь синего цвета будет очень увлекательно.
- Испробовать все цвета можно при помощи рисования радуги. Просто проводите рукой крохи по одной траектории, поочередно макая пальчиками в разные цвета.
- Можно сделать букет из отпечатков ладони. Для этого смочите ладошку в одной краске и сделайте отпечаток этой ладошки на бумаге. Точно так же повторите отпечатки другими цветами. Потом пририсуйте к импровизированным ладошкам стебли и листочки, у вас получится обворожительный букет.
- Сделайте на память отпечаток ручки и ножки ребенка. Впоследствии эту картинку можно высушить и сохранить на долгие годы вперед. А еще можно делать отпечаток по мере роста ребенка – вы сможете воочию убедиться, как быстро и интенсивно растет ваш малыш.
- После рисования высушите картину и повесьте ее на видное место. Ребенок будет гордиться своим творчеством. А еще это прекрасный подарок для бабушки или дедушки от маленького карапуза. Покажите картину вечером папе, чтобы он обязательно похвалил своего юного художника.
Изготовить пальчиковые краски можно самостоятельно – смешайте воду, масло и муку так, чтобы получилась густая смесь. В качестве красящего пигмента можно взять насыщенные овощные и фруктовые соки. А чтобы отбить у ребенка желание пробовать краску, в нее добавляют большое количество соли.
Пальчиковые краски – это возможность для ребенка выразить свои эмоции и чувства. Дайте своему малышу свободу творчества – позвольте ему рисовать!
как научить ребёнка играть самостоятельно
Но, как выбрать пальчиковые краски для малышей?
Нужно обращать внимание на следующие факторы:
1. Возраст ребенка. Детям, в возрасте от года до трех лет подходят нетоксичные краски со специальным горьким пищевым компонентом. Попробовав один раз их на вкус, малыш больше не захочет повторять попытку. Краски, которые рекомендуются детям от трех лет тоже считаются нетоксичными, но, пробовать их не рекомендуется.
2. Состав красок. Основу их должны составлять пищевые красители и вода, в составе не должно быть вредных компонентов.
3. Форма и емкость. Наиболее популярными сегодня считаются гелевые краски, они не сушат кожу и отличаются яркими цветами. Чаще всего такие краски продаются в баночках, но есть специальная гуашь для рисования пальцами рук, которая продается в тубах.
4. Количество цветов. Стандартный набор включает 4-6 цветов. Их, как правило, достаточно для того, чтобы сотворить шедевр.
5. Объем. Если Вы впервые покупаете такие краски, берите не очень большой объем. Если ребенку понравится, Вы всегда сможете докупить их.
6. Цветовая гамма. Избегайте «кричащих» неоновых цветов и с другой стороны – блеклых, тусклых. Найдите золотую середину.
7
Обратите внимание на информацию о краске. А именно: кто изготовитель, правила безопасного использования, дату изготовления и срок годности
Пальчиковые краски для детей — популярные производители:
1. Crayola (Англия) – легко смываются с рук и отстирываются с одежды. Безопасны, даже если ребенок решит попробовать их на вкус. Яркие оттенки, хорошая цветопередача.
2. Jovi (Испания). Тоже легко смываются и отстирываются, но, немного отличаются по консистенции. Хотя рисунки получаются довольно яркими.
3. Ses (Нидерланды). Подходят даже для детей-аллергиков. Единственный минус у этих красок – не все цвета легко отмываются и отстирываются.
4. Развивашки (Китай). Тоже не плохие краски. Хорошо смываются с кожи и отстирываются, яркие цвета.
5. Цветик (Россия). Рисунки этими красками получаются яркими, но смываются и отстирываются они не так легко, как предыдущие.
6. Оранжевый слон (Китай). Когда краски находятся в баночках, выглядят яркими, а когда начинаешь рисовать, получается тускло. Хотя отстирываются и отмываются они хорошо.
7. Малыши (Россия). Очень плохо отстирываются с одежды. Имеют непонятную консистенцию, липнут к рукам.
8. Каляка-маляка (Россия). Эти краски заметно уступают по качеству всем вышеперечисленным.
А знаете ли Вы, что пальчиковые краски можно приготовить самостоятельно? Тогда Вам не придется сомневаться в их качестве и безопасности.
Основные виды
Существует несколько разновидностей «ручных» красок.
Гелиевые
Гелиевые колеры великолепно смешиваются друг с другом, образуя новые, сочные оттенки. После того, как рисунок полностью высохнет, изображения остается ярким в течение длительного времени, а также приобретает глянцевый блеск. За счет плотной гелиевой структуры состав не растекается по бумаге или при случайном падении баночки.
Сенсорные
Главное отличие сенсорного типа — это мелкие натуральные крупинки, входящие в состав. По ощущениям от соприкосновения они сравнимы со среднедисперсным песком. Во время творческого процесса малыши будут изучать консистенцию, перетирая необычные частицы между ладошками и пальчиками, что неоспоримо способствует развитию мелкой моторики.
Флуоресцентные
Флуоресцентные колеры по консистенции очень похожи на гелиевые. Они светятся в темноте, за счет присутствия небольшого количества фосфора, безопасного для детей.
Техники рисования пальчиками для детей 1-3 лет – чем можно рисовать?
Начинать рисовать ребенок может с грудничкового периода — после того, как стал хорошо сидеть. Первые уроки рисования может провести сама мама — даже если она считает, что не имеет художественных способностей.
Детям младшего возраста очень легко даются приемы рисования пальчиками и ладошками.
Проводят первые уроки так:
- Для начала ребенку можно дать несколько цветов. Хватит 3-4 основных.
- Маленький альбомный листик для рисования ладошками совершенно не подходит. Здесь понадобится большой ватманский лист, либо кусок обоев.
- Ребенка следует одеть в такие вещи, которые не жалко, либо, если в помещении достаточно тепло — раздеть до трусиков. Юный художник обязательно вымажется и что-либо попробует изобразить на себе.
Первые шаги ребенка в искусстве будут напоминать картины художников – абстракционистов. Добиваться от малыша выполнения определенных задач не стоит. Рисовать аккуратно он не сможет, поскольку еще не достаточно хорошо владеет своими собственными руками.
В возрасте от года до двух чадо может рисовать пальчиками по рассыпанной на подносе манной крупе. Материал для рисования предварительно можно подкрасить — и рассыпать по разным баночкам. Перед занятием крупу высыпают небольшими горками по разным краям подноса, и предлагают ребенку смешивать ее, как песок, ладошками. Затем по получившейся разноцветной поверхности провести пальцами, оставляя след. Предложить ребенку повторить действие.
С ребенком от 2 лет игру с изобразительными средствами можно немного усложнить. В начале занятия плоскость покрывают неокрашенным материалом. Затем мама ребенку показывают, как проводить линии пальцами, а затем — струйкой окрашенной манки. Для этой цели цветную крупу насыпают в свернутые из бумаги кулечки, в которых остается снизу маленькое отверстие.
Рисовать красками с детьми можно, используя любые подручные средства:
- Мятую бумагу.
- Зубные щетки.
- Природный материал (листья, веточки туи, травинки).
- Кусочки меха.
- Ватные палочки.
- Лоскуты ткани.
Годовалые дети не способны рисовать идеально ровные геометрические фигуры и сложные предметы. Рисунок малыша состоит из набора черточек — линий, каракулей и пятен.
Чем чаще ребенок рисует, тем сложнее и интереснее становится его произведение.
Техника пальчикового рисования
Рисовать лучше на полу или за письменным столом – стульчик для кормления вызывает устойчивые ассоциации с едой.
Мама рассказывает малышу, чем они сейчас будут заниматься – не важно, что кроха пока не понимает смысл слов. Подготовка к процессу должна вызывать у него приятные ассоциации и предвкушение радости, которые он проявит доступным ему способом
Для первых занятии с малышом до 10 месяцев используйте не больше 2 цветов одновременно. Пусть кроха сам выберет, какая краска ему нравится на этот раз.
Будьте готовы к тому, что во время первых занятий малыш будет знакомиться с новым для него материалом – мять краску в ручках, хлопать по ней, разбрызгивая вокруг, попытается попробовать на вкус – в это случае стоит кроху отвлечь и мягко объяснить, что краски не еда.
Не нужно учить ребенка рисовать с первых занятий – мама выступает в роли активного наблюдателя. Это означает, сидит рядышком, подбадривает, наблюдает, но не вмешивается.
Постепенно, по мере освоения нового объекта ребенком, мама может подключиться к творческому процессу – на отдельном листе бумаги рисуйте и проговаривайте, что делаете. Техника рисования и количество цветов меняется с возрастом малыша.
Важно! Никогда не водите детской ручкой по бумаге – если так поступать регулярно, вместо творческого развития вы разовьете в малыше неуверенность в собственных силах и пассивное отношение к жизни
Как рисовать с ребенком 1-3 лет
В статье про аппликации я рассказывала о книге Е.А. Янушко. У этого автора также есть книга «Рисование с детьми раннего возраста» (Лабиринт). Это прекрасное методическое пособие для родителей и педагогов, также к нему прилагается CD-диск с демонстрационными материалами.
В книге представлена методика проведения занятий рисованием с детьми 1 – 3 лет. Многие идеи я беру как раз из нее.
Прежде, чем вы начнете рисовать с вашим ребенком, вот несколько простых советов от меня:
- Показывайте ребенку различные техники рисования (тычки, мазки, штампирование и т.д.) постепенно, начиная с самых простых.
- Очень рекомендую купить или изготовить самим мольберт для рисования. Он актуален как только ребенок научится ходить.
- Рисуйте как можно чаще.
- Используйте самые разные материалы для рисования.
- Старайтесь сразу научить ребенка держать правильно кисть и карандаш. Но если ребенок упорно отказывается это делать, не настаивайте.
- Предоставляйте ребенку максимум свободы. Пусть ребенок рисует что хочет и как хочет. Никогда не требуйте, чтобы он рисовал как вы того хотите. Ниже я расскажу о различных техниках рисования с детьми, но если ребенок отказывается что-то делать, не настаивайте.
Идеи рисования пальчиками и ладошками с детьми 1-3 лет
Первые уроки рисования должны длиться от 5 до 10 минут
Малыши очень быстро устают, им трудно концентрировать свое внимание на одном виде деятельности
Любая образовательная деятельность с дошкольниками проводится в форме игры — тем более это правило касается детей самого младшего возраста.
Во время занятия родители показывают ребенку, что нужно делать. Первыми окунают палец в краски — и проводят им линии. Все действия должны сопровождаться пояснениями.
1. Рисунок ладошками «Солнышко»
Занятие можно проводить с детьми от 1 года.
Эту работу выполняют на листе голубой бумаги либо картона.
В начале занятия мама сажает малыша к себе на руки. Затем в самом центре листа она своей ладонью рисует желтый круг. Стилизованные солнечные лучи рисует своей ладонью ребенок. Чтобы рисунок получился, мама придерживает и направляет руку малыша.
После того, как солнечный круг с лучами будет готов, мама рисует пальчиками малыша веночек и лицо солнцу.
2. Рисунок пальцами «Дождь»
Рекомендуется для детей от 1 года до 2 лет.
Для выполнения этой работы достаточно одного синего или голубого цвета. В процессе занятия мама показывает малышу, как изобразить падающие капли дождя при помощи пальцев.
Трудно ждать от ребенка идеального выполнения задания. Главная задача — научить его рисовать пальчиками полоски в одном направлении.
В результате развивается:
- Моторика рук.
- Координация движений.
- Зрительная память.
4. Рисунок «Подводный мир»
Эта работа рекомендуется для детей от 2 до 4 лет. На первом этапе родители вместе с ребенком создают фон, его легко покрыть синей краской при помощи:
- Кусочков губки.
- Мятой бумаги.
- Ватного диска.
Каменистое дно создается за счет коротких мазков пальцами. Цвет камешков может быть любым, в зависимости от фантазии детей и их родителей. Вертикальными длинными волнистыми линиями зеленого и красного цвета мама рисует несколько водорослей — и предлагает малышу повторить ее движения.
После того, как фон полностью нарисован, можно приступить к изображению рыбок. Взрослый человек предлагает ребенку обмакнуть ладошку в одно из приготовленных блюдец с краской.
После этого в любом месте рисунка оставляется отпечаток ладони малыша. При этом, направление пальцев должно быть горизонтально относительно нарисованного дна. Большой палец, отпечатавшись на бумаге, будет изображать плавник рыбы, а остальные пальчики оставят след, похожий на ее хвост.
Все рыбки должны быть разного цвета, глаза и рот им прорисовывается в конце работы пальцем ребенка.
4. Рисунок «Морковка»
Самое простое занятие. Можно проводить с детьми в возрасте до 1 года.
Корнеплод родители прорисовывают по шаблону, либо от руки. Верхняя зеленая часть растения рисуется ладонью ребенка.
В процессе работы мать проговаривает названия используемых цветов.
5. Тюльпаны
Это занятие обучает элементам аппликации и рисованию ладонями. Рекомендуется для детей от 1 года до 3 лет.
Отпечатки ладони ребенка желтого и красного цвета изображают цветочные чашечки.
Стебли и листья цветка мама вырезает из зеленой бумаги — и наклеивает вместе с ребенком.
5. Праздничный салют
Рисунок выполняется при помощи ватных кусочков, туго связанных нитками в форме шарика, (для этой цели подойдет полиэтилен, губка). Для каждого цвета должен быть свой ватный шарик.
В качестве основы берется черный лист бумаги либо картона.
Первые мазки ватными штампами мама делает сама, Затем предлагает ребенку повторить ее действия. Когда цветных шариков изображено уже достаточно, пальцами прорисовывают несколько слегка наклоненных от центра вертикальных линий.
Рисунок готов.
6. Елочка
Занятие проводится с детьми от полутора лет.
Мама при помощи линейки расчерчивает основу для елочки (ствол и ветки). Ветви располагаются строго горизонтально к стволу. Затем ребенку предлагают вдоль линий пальчиками проставить отпечатки зеленого цвета.
Задача этого занятия состоит в том, чтобы научить малыша координировать свои движения.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами
Нам очень важно знать Ваше мнение!
Предварительная подготовка
На упаковках с красками написано, что они рекомендованы для детей старше 2–3 лет. Многие родители на собственном опыте убедились, что можно приступать к рисованию гораздо раньше.
Чем меньше малыш, тем серьезнее надо подойти к подготовительному процессу, чтобы увлеченный ребенок не разрисовал все вокруг. От первого занятия зависит, полюбит ли малыш рисование. Убедитесь, что ребенок сыт, не хочет спать, у него хорошее настроение.
Прежде чем усадить кроху за столик, подготовьте все необходимое:
- Переоденьте юного художника в одежду, которую не жалко запачкать.
- Наденьте передник из клеенки.
- Подготовьте лист плотной белой бумаги. Ее вполне можно заменить остатками обоев, используя обратную сторону.
- Отберите понемногу краски разных цветов, переложите ее в небольшие емкости, например пластиковые крышки или игрушечные чашки.
- Подготовьте влажные тряпки, салфетки.
Самое удобное место для занятий для самых маленьких – столик для кормления. Ребенку комфортно сидеть в нем, есть специальные выемки для красок, чтобы малыш ненароком не смахнул их на пол.
Предварительная подготовка
На упаковках с красками написано, что они рекомендованы для детей старше 2–3 лет. Многие родители на собственном опыте убедились, что можно приступать к рисованию гораздо раньше.
Чем меньше малыш, тем серьезнее надо подойти к подготовительному процессу, чтобы увлеченный ребенок не разрисовал все вокруг. От первого занятия зависит, полюбит ли малыш рисование. Убедитесь, что ребенок сыт, не хочет спать, у него хорошее настроение.
Прежде чем усадить кроху за столик, подготовьте все необходимое:
- Переоденьте юного художника в одежду, которую не жалко запачкать.
- Наденьте передник из клеенки.
- Подготовьте лист плотной белой бумаги. Ее вполне можно заменить остатками обоев, используя обратную сторону.
- Отберите понемногу краски разных цветов, переложите ее в небольшие емкости, например пластиковые крышки или игрушечные чашки.
- Подготовьте влажные тряпки, салфетки.
Самое удобное место для занятий для самых маленьких – столик для кормления. Ребенку комфортно сидеть в нем, есть специальные выемки для красок, чтобы малыш ненароком не смахнул их на пол.
С какого возраста можно использовать пальчиковые краски?
Рисование пальчиками – доступный и увлекательный вид занятий с малышом. Приступать к рисованию можно в том случае, если ваш ребенок хорошо сидит, способен заниматься одним делом несколько минут.
Детские психологи уверены, что к 10–11-месячному возрасту ребенок готов рисовать пальцами. Но все это очень индивидуально, с некоторыми детками можно начинать занятия по достижении ими 8 месяцев. В этом возрасте малыш понимает, что след на бумаге оставляет его ладошка, он уже способен сосредоточиться на одном занятии непродолжительное время, новые яркие предметы вызывают живой интерес. Четко определить, с какого возраста можно начинать занятия, могут только родители.
Неудивительно, что ребенок захочет попробовать краску на вкус. Поэтому для маленьких художников используйте вместо красок сок вареной свеклы, моркови, шпината, черной смородины и специальные безопасные краски. А для детей 3–4 лет, которые уже понимают, что краски нельзя тянуть в рот, можно приобрести набор пальчиковых красок – разнообразие цветов расширит палитру юного художника.
Описание техники
Рисование ладошками относится к нетрадиционным техникам. Далеко не все дети любят работать кисточкой и карандашом. К тому же, в младшем возрасте выверенные движения даются сложно. Рисовать ладошками много легче: нанес краску на руку, приложил к бумаге – и рисунок готов!
Необходимые материалы:
- набор гуаши;
- кисточка;
- стаканчик с водой;
- альбомная бумага.
Техника рисования:
- Ребенок опускает пальчик в гуашь и наносит на бумагу точки.
- Для отпечатка всей ладошки краска наносится на нее кисточкой, и рука прижимается к альбомному листу.
- Не обязательно раскрашивать ладони в один тон. Цветов может быть много: разноцветные пальцы, радужный окрас, пятна и узоры на ладошках.
- Чтобы получить интересные фигуры, некоторые пальцы можно подгибать, растопыривать или, наоборот, собирать вместе.
- По окончании творческого занятия ладошки вытирают влажной салфеткой или моют под краном с мылом.
Рисование пальчиками
При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге. Конечно же, маленькие дети приходят от этого восторг.
Для рисования пальчиками можно приобрести специальны краски
Данная техника предполагает два основных приёма. Это образование точечного следа на бумаге (пятна божьей коровки или шляпки мухомора) и проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).
Что касается тематики занятий, то педагог может использовать те же темы, что и при рисовании ватными палочками. Только след от пальчика будет крупнее, чем от ватной палочки, поэтому можно предложить ещё такую тему, как «Бусы для куклы».
Я, например, работая с детьми младшей группы, предлагала малышам коллективную композицию «Кусты клюквы в зимнем лесу». На листе ватмана я изобразила деревья и кусты в снежных сугробах. Основа была расположена на мольберте, и ребята по очереди подходили к ней и рисовали пальчиками ягодки на кустиках.
Рисование пальчиком очень полезно для развития мелкой моторики
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это способность к точному выполнению мелких движений пальцами и кистями. В работу включаются мышечная, нервная, костная и зачастую зрительная системы.
Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Движения могут быть простыми (хватание игрушки) или сложными (письмо и рисование). Мелкая моторика очень важна в гармоничном развитии ребенка.
С рождения до 2 месяцев
В этом возрасте движения подчинены врожденным рефлексам. Малыш двигает пальчиками непроизвольно, то есть без причин или отвечая на внешние раздражители. Например, если надавить ему на ладошку пальцами, он довольно крепко их обхватит.
Это так называемый «хватательный рефлекс», который достался человеку от предков, когда детеныши обезьян удерживались на шерсти матери за счет хватания. В норме к концу двух месяцев малыш уже тянется ручками к вещам, может ухватить вас или себя за палец.
С 2 до 6 месяцев
В этот период начинает формироваться первичная координация — ребенок подключает к движениям рук зрение. Такое осознание — большое достижение. Малыш вполне может хватать предметы, находящиеся в его поле зрения и умело засовывает их в рот. Подолгу может рассматривать свои руки.
Ручки во рту — попытка избавиться от зуда при появлении зубов. Сидеть ребенок пока не умеет, но можно давать ему трогать разные поверхности для развития тактильных ощущений.
С 6 до 12 месяцев
Во вторые полгода жизни у ребенка улучшается зрение, мышцы становятся более крепкими. Начинается усвоение захвата — сначала пинцетного (пальцы щепоткой), затем щипкового (задействованы большой и указательный).
Ребенок пытается перекладывать предметы из рук в руки. Если он хочет получить что-то, но не может дотянуться, вытягивает ручку и показывает на вещь пальчиком.
В 8–12 месяцев малыш способен брать предметы и складывать их в коробку. Как правило, для этого он уже использует щипковый захват. Он может повторять движения за мамой, например, если она толкает машинку, он будет тоже это делать. Появляется первый интерес к рисованию, но неосознанно.
С года до двух
В этот период уровень развития уже значительно выше — ребенок берет предметы и изучает их. Он начинает различать размеры, формы и вес. Пытается дозировать свои усилия.
В 1,5 года умеет держать в руках ложку, может сам развернуть конфету. Пытается строить башню из нескольких кубиков.
Ближе к 2 годам уже не ворошит все страницы в книге сразу, а может переворачивать по одной странице. С интересом отвинчивает и завинчивает крышечку пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке, специально разработанную для этих целей.
С двух до пяти лет
В этот период уже освоен статический захват, когда ребенок захватывает вещь и держит ее в руках. Идет изучение динамического — умение работать с предметом в руках, например, рисовать карандашом, резать бумагу.
- В 3–5 лет мелкая моторика более развита у девочек, поэтому, если мальчик отстает, это можно считать нормой. У детей появляются навыки ухода за собой — пользование зубной щёткой, расчёской. Многие уже сами могут одеваться, застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
- В 2–3 года ребенок может заниматься лепкой. Свободно открывает ящики стола, достает содержимое. Рисует пальцами простейшие фигуры.
- В 3 года малыш может нанизывать бусы на проволоку, собирать ложкой крупу и пересыпать ее в стакан. В 3,5 с удовольствием занимается лепкой, но может делать только шарики и колбаски, рисует линию без отрыва руки, знает что такое замочки и липучки.
- В 4 года ребенок обводит контуры и может строить высокие башенки из кубиков.
- В 4–5 лет раскрашивает картинки, рисует карандашом. При этом рисунки более осознаны — на доме труба, окна и т.д.
Советы педагогов
Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.
Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.
Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь.
Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.
Чем рисовать с ребенком
Чем больше разных материалов для изобразительного творчества вы используете, тем лучше.
Начинать надо с самых простых в освоении (например, пальчиковых красок), в итоге доходя до обычных карандашей.
Рисуем мы на:
- обычной бумаге,
- старых обоях,
- мольберте,
- магнитной доске,
- гипсовых фигурках для раскрашивания,
- дереве, фанере,
- ткани,
- плитке в ванной и в самой ванне.
Для рисования с детьми 1 – 3 лет можно использовать следующие материалы:
- пальчиковые краски;
- гуашь, акварель (а соответственно и кисточки разных размеров);
- фломастеры (на водной основе и обычные);
- мелки (восковые и обычные);
- восковые карандаши;
- сухую пастель;
- карандаши (желательно выбирать мягкие);
- гелевые и шариковые ручки;
- поролон, губки;
- ватные палочки и вату;
- штампики;
- манку;
- пену для бритья.
Также вам понадобится стаканчик для воды (желательно непроливашка) и палитра для смешения красок.
Популярная продукция
Самые известные фирмы пальчиковых красок находятся в Европе:
Djeco (Джеко) – французская фирма, производящая оригинальные детские развивающие игрушки с 1954 года. Один из её товаров – краски для рисования пальчиками, которые подойдут как детям до года, так и юным художникам от 6 лет. Наиболее сложные модели имеют красивые пластиковые трафареты в виде смешных животных, прикрепленных к крышечкам, чтобы маленькие детальки не потерялись. Пальчиковые краски djeco – это отличный выбор, ребёнок будет в восторге от их сочных цветов, а родители от того, что малыш уже создаёт свои первые художественные шедевры.
Краски jovi (Джови) – пользуются не меньшей популярностью среди молодых мам, потому что компания хвалится тем, что отличается от других разнообразием высококачественных товаров, чьи продукты можно увидеть на полках супермаркетов, как минимум в 50 странах! Краски jovi для детских игрушек уже 78 лет на мировом рынке товаров для творчества и самовыражения. Яркие цвета краски jovi нравятся всем без исключения детям. А их родителям приятна невысокая цена и хорошее качество красок jovi.
Помните, что лучше всего покупать краску у проверенных производителей. При выборе обязательно читайте состав. Вот список фирм, качество товаров которых всегда находится на достойном уровне:
- Crayola;
- «Луч»;
- Эрих Краузе;
- SES;
- «Оранжевый слон»;
- «Каляка-Маляка»;
- Artberry.
Любая из них может быть использована детьми как краска для деревянных игрушек.
Рисование пальчиками – первое знакомство
Подготовка к процессу
- Выберите поверхность для рисования. Чем больше, тем лучше. Хорошо подойдет лист ватмана, идеально, если найдется кусок старых обоев. Отпечатки будут интересней благодаря его фактуре, а занятия плодотворнее. Рисовать можно в ванной. Еще один интересный вариант – клеенчатая скатерть.
- Одевайте на ребенка те вещи, которые не жалко испортить. Краска будет повсюду. Отстирать ее можно, но разве вам хочется тратить лишние силы на удаление пятен? Лучше выделить комплект одежды специально для занятий рисованием.
- Размещайтесь подальше от мягких диванов, кресел и других предметов мебели и декора, которые трудно постирать.
Как рисовать пальчиковыми красками
Возможность рисовать руками без специальных инструментов предоставляют широкий простор для творчества. Отпечатки делаются пальчиками, ладошками, ножками ребенка. Для детей до 3 лет рисование будет стихийным. Дайте малышу творить, не задумываясь о форме и названии. Покажите малышу, каким образом он может оставить отпечатки пальцев на листе бумаги, как можно провести линии или смешать цвета. Начинайте обучение с одной баночкой краски, постепенно увеличивая число цветов для рисования.
Также для рисования можно использовать трафареты и штампы. Обычно штампы продаются в одном наборе с пальчиковыми красками. Можно дополнить творческий набор самостоятельно: трафарет вырежьте из картона и отрежьте небольшой кусочек губки. Приложите трафарет к листу бумаги и дайте ребенку губку, предварительно окунув ее в краску.
Еще из губки можно вырезать фигурные штампики. Обычно рисование губкой приводит малышей в полный восторг.
Разные отпечатки получаются от смятой бумаги, ткани, целлофанового пакета. Игра с фактурой сделает занятие рисованием еще более увлекательным.
Помогут сориентироваться на листе бумаги шаблоны для пальчикового рисования.
Другой вариант – специальные картинки для пальчиковых красок.
Думать о том, как научить ребенка рисовать пальчиковыми красками реальные предметы самостоятельно: цветочки, солнышко, домик, животных, маму, папу, следует не ранее 3 лет. Не привязывайтесь к шаблонам. В воображении детей цветок может выглядеть совсем иначе, чем в преставлении взрослых.