- Народные промыслы и ремесла
- Дымковская роспись в детских садах и школах
- Как нарисовать дымковскую игрушку карандашом
- Тряпичные куклы-обереги
- Особенности изготовления оберега
- Мастер-класс: народная кукла своими руками
- Мастер-класс по росписи дымковской барыни
- Доклад Гжель 3 класс
- Вопросы и ответы
- Почему важно развивать речь ребенка
- Раскраски Дымковская игрушка: распечатать шаблоны
- Гуашь
- Матрешка раскраска для детей: распечатать шаблоны
- Игрушки из дерева
- Кухонные доски с росписью. Акрил
- Материалы для работы
- Особенности подготовки основы
- Куклы-обереги
- С чего начинать? С подготовки!
- Поделки из глины
- Игрушечный промысел
- Мастер-класс: дымковская игрушка
- Глиняные поделки
- Виды дымковской игрушки
- Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
- Конспект занятия по развитию речи «Народные промыслы»
- В чем польза развития речи с помощью народного творчества (фольклора)
- Гжель
- Обучение детей в детсаду и младшей школе
- Народные промыслы России
- Немного истории
Народные промыслы и ремесла
Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.
На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.
Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом «гардероба» каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!
Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.
Дымковская роспись в детских садах и школах
Основы рисования преподаются во всех начальных образовательных учреждениях, в детских садах. Художественная роспись вятских мастериц как пример народного творчества и образец незамысловатых приемов близка и понятна восприятию ребенка любого возраста.
Наивная и выразительная дымковская игрушка – идеальный образец при проведении занятий по художественному обучению. Правильно составленные занятия решают несколько сложных задач:
- повышают интерес к декоративно-прикладному народному творчеству;
- совершенствуют навык создания собственных узоров;
- знакомят с историей возникновения и развития промысла.
Работа в коллективе сближает детей и пробуждает заинтересованность к творческому процессу на примере изучения приемов народных мастериц.
Как нарисовать дымковскую игрушку карандашом
Художественная роспись широко известна не только по своим объемным поделкам, но и в виде незатейливых картинок. Нарисовать их может даже ребенок, а для легкости изображения используются самые простые линии. На примере рисунка лошадки можно увидеть несложность исполнения:
- два овала один перпендикулярно другому (туловище и шея);
- третий поменьше – под углом к шее;
- детали соединяют плавными линиями;
- дорисовывают две передние ножки с внешним выгибом, затем заднюю и в середине – четвертую ногу (как бы задний план);
- обводят контур, к нему добавляют гриву, ушки, уздечку, хвост;
- затем приступают к раскраске.
Тряпичные куклы-обереги
Самые распространенные славянские поделки – это куклы-обереги. В них выражаются языческие верования древних славян в силу амулетов и оберегов от злых духов. Каждый вид куклы наделялся определенной специализацией. Одни куклы «отвечали» за счастье, другие оберегали благополучие в семье, третьи – помогали осуществить желания.
Особенности изготовления оберега
Берегиню изготовляли из ткани поношенной одежды. Считалось, что такой материал увеличивает силу оберега. Характерная особенность куклы-защитницы в том, что она безликая. Отсутствие лица делает куклу неодушевленным предметом, не обладающим духом, а значит безвредным для ее хозяйки.
Тряпичная кукла имела простое строение. Чаще всего ей придавали женские формы, наряжали в длинные платья, заплетали косы.
Мастер-класс: народная кукла своими руками
Несложно изготовить народную тряпичная куклу-закрутку вместе с детьми начальной школы. Предварительно необходимо приготовить материалы:
- вата или синтепон;
- белая и цветная ткань;
- нитки;
- ножницы.
Сначала вырезают заготовки. Из каждого вида ткани вырезают по 1 детали размером 20х20 см и еще 1 квадрат из цветной ткани 15х15 см для платка.
Затем делают голову куклы. В центр квадрата из белой ткани помещают вату. Обвязывают ниткой так, чтобы получился небольшой шар.Из двух противоположных углов ткани создают руки. Нужно подвернуть уголки и завязать нитками.
Одеваем куклу в сарафан. Цветную большую заготовку сворачивают вдвое и оборачивают ею куклу под руками. Плотно завязывают нитками. Из тесьмы можно повязать красочный пояс.
На голову повязывают платок из цветного квадрата меньшего размера. Закрепляют его ниткой на уровне шеи куклы.
Можно сделать игровую куклу и нарисовать лицо. Но без него поделка больше будет походить на берегиню.
Мастер-класс по росписи дымковской барыни
Раскрасить уже подготовленную фигурку белого цвета не составит труда даже непрофессионалу:
- карандашом наметить контуры лица и одежды;
- желтым цветом выкрасить кокошник, кофту и оборку на юбке;
- нарисовать красные кружки на юбке;
- после подсыхания на кружках более темным оттенком краски нанести прямые линии от центра – «снежинку»;
- добавить в красную краску немного черной и выкрасить коричневым волосы;
- зелеными линиями отметить контуры кофты, низ рукавов, пояс;
- черным нанести «пуговицы», выделить глаза и брови, красным – рот и румянец;
- золотая отделка – пятнышки на кокошнике и по выступам оборки.
Наглядно познакомиться с процессом создания поделок можно в видео:
Доклад Гжель 3 класс
Гжель – русские народные изделия из керамики и фарфора, а также вид русской народной росписи, известный на весь мир. Слово «гжель» в наши дни набирает популярность. Гжельские изделия привлекают к себе людей своей уникальностью, точной прорисовкой росписи и невероятной красотой изделий.
Гжель или Жгель
История появления названия «гжель» до сих пор вызывает споры. Одни ученые считают, что название произошло от местности богатой глиной в деревне Гжель, другие утверждают, что от названия реки Гжелька, а третьи уверенны, что правильное название «жгель», так как изделия из глины обжигали и жгли.
Как появилась гжель
Первые упоминания о Гжели уходят в далекое прошлое, в XIV век. Гжельские земли были центром по производству фарфора и керамики, а так же славились гончарные мастера своими умениями. Несколько столетий гончары изготавливали кирпичи, детские игрушки, черепицу, обычную посуду. В XVIII веке нашли светло серую глину и освоили новое производство изделий, которое получило название «полуфаянс». Мастера своего дела стали расписывать керамику желтой, голубой, коричневой, зеленой краской, выводя на них различные узоры. Вскоре гончара освоили фаянс, а после обучились делать керамику и майолику.
Кризис и восстановление производства
В XIX веке производство потерпело кризис. Стали закрываться заводы, а которые остались функционировать сокращали производство продукции. Казалось, гжельская продукция исчезнет без следа. В середине XX века начинается налаживание производства. Именно тогда было принято решение пересмотреть дизайн и расписывать на белом фоне синей краской. В те времена среди мастеров не было соперничества, они делились секретами по улучшению керамики, в связи, с чем продукция становилась более качественной и востребованной.
Как делают гжель
Изготовление изделий под гжель требует от мастера невероятной четкости, концентрированности, фантазии. Продукция может быть выполнена из майолики или фарфора. Отличаются они тем, что майолика изготавливается из красной глины и она прочная, а фарфор из белой глины и он очень тонкий и хрупкий. Изготавливать изделие начинают с создания гипсовой модели. После того как модель готова, в нее заливают жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Затем происходит шлифовка изделия для равномерного нанесения краски. После этого готовое изделие обжигают 8 часов. Расписывают изделия, все это происходит только вручную. Каждый мастер на своей работе оставляет автограф. Изделие окунают в парафин, затем в глазурь и снова отправляют в печь почти на сутки.
Гжельские узоры
В XVIII века гончары предпочитали наносить узоры изображающие иконопись, окружающий мир, природу и многие нафантазированные мастером изображения. Сегодня тематика гжельских рисунков делится на три вида:
- Сюжетная — как правило, изображается природа и времена года.
- Орнаментальная – часто встречаемые изображения шашечки, гребни.
- Растительная — считается классической. Выводятся узоры ягод, цветов, трав.
Нередко мастера комбинируют виды рисунков. В каждом нанесении краски кистью есть свой смысл. Гжельская роспись позволяет создавать уникальные и невероятно красивые вещи.
3, 4, 5, 6, 9 класс. Роспись
Вопросы и ответы
О каких народных промыслах России мало кто вспоминает?
Россия невероятно богата промыслами, но многие из них, несмотря на былую популярность, незаслуженно ушли в тень. Это абашевская игрушка, финифть, томская береста, костромская скань, шемогодская резьба. На грани вымирания находятся буткинское ковроткачество, туринская игрушка, богдановичский фарфор.
Сколько видов народных промыслов существует в России?
На сегодняшний день в России работает около 300 организаций промыслов. Но их количество стремительно сокращается. По оценке минпромторга, за последние 30 лет страна лишилась более 200 промыслов.
Народные художественные промыслы России – часть национального наследия и самобытной культуры русского народа. В разных городах действуют музеи и выставочные центры. Особенно интересно посещать их детям. Можно открыть неожиданные таланты и почувствовать себя народным мастером.
Почему важно развивать речь ребенка
Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребенка.
Своевременное развитие речи позволяет малышам активно познавать мир и взаимодействовать с ним.
Специалисты утверждают, что в последнее время качество речи детей резко снизилось. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития (неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого развития — ЗРР и т.д.). Этому есть свои причины:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- уменьшение количества общения с окружающими;
- длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр мультфильмов;
- снижение речевой культуры взрослых (сквернословие, слова-паразиты, неверное употребление значений слов и т.д.);
- отсутствие речевого воспитания в семье.
Детскую речь можно и нужно развивать. Для этого хорошо подходит слушание, чтение и обсуждение детской художественной литературы. Так обогащается словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи, учится эмоциональной и интонационной выразительности.
Существуют и разнообразные стихотворения, песенки и скороговорки, которые не только развивают речь, но и помогают решить логопедические проблемы (например, улучшить звукопроизношение).
Особенно полезной и близкой детям считается детская литература на основе устного народного творчества.
Раскраски Дымковская игрушка: распечатать шаблоны
Дымковская роспись возникла несколько столетий назад, в Дымковской слободе города Вятки (сегодня г. Киров). В те времена технику придумали для росписи игрушек, умеющих издавать разные звуки — грохот, трещание или другой шум. Главное предназначение Дымковской игрушки — отгонять злых духов, которое в наши дни уже не актуально. Не смотря на это, народный промысел сегодня не забыт, а к традиционным изделиям добавились бравые кавалеры и модные барыни. В орнаменте используются круги, полоски, ромбы, зигзаги, полосы. Глядя на дымковскую игрушку можно сказать, что она достаточно проста и незамысловата, но роспись является символичной, ее отличает колорит, яркость, жизнерадостность, завершенность.
Гуашь
Дощечка, которая применяется на кухне – предмет практичный и применяется регулярно. Ее красота способна длительное время радовать глаз, если она расписана по всем правилам. Специальные гуашевые составы для дерева способны сотворить настоящее чудо.
Действия осуществляются в следующей последовательности:
- Доска подвергается шлифовке в случае недостаточной ровности при помощи наждака;
- Для защиты при отсутствии лакового покрытия предстоит произвести обработку морилкой;
- Выполняется грунтовка акрилом наиболее подходящего оттенка. Пробелов быть не должно. После этого раскрашивание будет идти легко и быстро;
- Осуществляется перевод изображения. Можно выполнять его самостоятельно. Начинающим рекомендуется первые орнаменты выбирать менее сложными. До начала раскрашивания в баночку обычно добавляют незначительное количество ПВА, чтобы улучшить сцепку;
- Окончив процесс, изделие предстоит покрыть лаковым слоем. Лучший вариант – акриловым.
Матрешка раскраска для детей: распечатать шаблоны
Матрешка является неофициальным символом России, не смотря на то, что придумали ее японцы. Появившись у нас в 19 веке, она приобрела характерные черты русской национальной культуры и изображает несколько поколений семьи. Доставая фигурки Матрешки одну за другой, можно заметить, что последняя, это младенец, который не открывается. Разрисовать матрешку можно по разному, используя собственную фантазию. Несомненно, разукрашивание этой игрушку, детям будет очень интересно.
Раскраски русские народные промыслы откроют детям удивительный мир художественных изделий и росписей зародившихся много веков назад. Раскраски помогут детям самостоятельно освоить технику рисования, которая отражает культурные, духовные и исторические традиции русского народа. Картинки для раскрашивания можно скачать и распечатать бесплатно в любом формате по отдельности или все сразу в очень хорошем качестве. Обычно самым удобным форматом для раскрашивания является А4, поэтому советуем скачивать раскраски сразу в формате PDF.Картинки раскраски народного промысла включают в себя все виды русской художественной росписи, игрушки, посуду. Хохлома, Гжель, Жостовская и Городецкая росписи знамениты по сей день во всём мире. Матрёшка, Дымковская игрушка являются символами и главными сувенирами, привозимыми из России.Для дошкольников и школьников, раскраски народных промыслов станут отличным учебным материалом и знакомством со старинной техникой художественной росписи. По образцу раскрашенной картинки можно расписать доску, изделие из дерева, глины, гипса и керамики.
Игрушки из дерева
Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.
Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.
Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.
Кухонные доски с росписью. Акрил
Материалы для работы
Краски на акриловой основе признаны наиболее удобными на начальной стадии освоения технических особенностей. Кроме того, они позволяют быстрее ознакомится с тонкостями народного творчества.
У них нужная степень густоты и хорошая возможность смешивания, чтобы изображение получилось наиболее эффектным. Акрил способен создавать надежную пленочную защиту, поэтому необязательно применять дополнительно лаковое покрытие.
В работе обычно применяются:
- Доска (кухонная) с выровненной гладкой поверхностью;
- Подобранные оттенки качественных красок;
- Удобные кисти;
- Трафаретные элементы.
Особенности подготовки основы
Главное условие – идеальная ровность досочной поверхности. Когда на ней обнаружились выступы, стоит заняться шлифовкой с использованием наждачной бумаги. Мастера советуют поле этого осуществить пропитку при помощи акрила белого цвета, тогда следующий эскиз ляжет на доску ровным слоем.
Куклы-обереги
Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:
- «На счастье», — это женский талисман
- «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
- «Крупеничка», — символ достатка
- «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
- «Травница», — защищает дом и создает уют.
Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.
Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.
Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.
Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.
С чего начинать? С подготовки!
Гжель – целое направление российской культуры. Гжельская роспись делается на белом фоне синими, голубыми, лазурными цветами, красками других оттенков. Вряд ли кто-либо не видел предметы, расписанные в этой прекрасной технике. Даже если кто-то не видел, представление можно получить, взглянув на это прекрасное блюдо. Представляете, как оно украсит стол, превратив его из обычного в праздничный?
Обратите внимание: все рисунки в технике гжель состоят из мазков. Специальный гжельский (двойной) мазок накладывается от широкой части к узкой. Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью
Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе
Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью. Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе.
Чтобы научить детей, для начала придется освоить технику самому. В этом очень поможет художественный альбом по гжели согласно ФГОС. Ценность издания – в том, что оно пошагово описывает процесс рисования, показывает его на картинках. А также рассказывает, как научить детей особенностям мазков и последовательности росписи. Практические задания для изучения элементов росписи есть и в альбоме «Россиночка» по гжели. У пособий разные авторы, но оба хороши с практической точки зрения.
Поделки из глины
Гончарное дело было полезным и прибыльным ремеслом. Основная посуда производилась из глины. Наряду с посудой гончары лепили всевозможные глиняные игрушки. Затем изготовлением глиняных игрушек выделилось в отдельное ремесло. Им занимались целыми семьями. В XIX веке в Дымковской слободе было около 40 семей игрушечников.
Игрушечный промысел
До сих пор известны несколько традиций глиняных игрушек: дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская. Каждая из традиций имеет свои отличительные черты по форме, цвету и орнаменту.
Для дымковской игрушки характерны пышные оборки на юбках барышень или на хвостах птиц. В орнаменте преобладают геометрические узоры. Красный, желтый, голубой, синий, зеленый – основные цвета росписи игрушек.
Филимоновские игрушки – это в основном свистульки. Среди фигурок много всадников на лошадях с длинными шеями, всевозможных вариаций птиц. Отличительная особенность – геометрический орнамент в основном малинового цвета, также желтого, синего, зеленого. Характерный элемент узора – полоска.
Глиняные поделки приобрели популярность в России. Чаще использовались для декорации интерьера, чем для детских игр. Фигуркам придавали значение талисмана. Считалось, что птица приносит счастье, лошадь – богатый урожай, медвежата с бочонком полным меда символизируют добро.
Мастер-класс: дымковская игрушка
Знакомство с дымковской игрушкой лучше всего начать с простой фигурки домашнего животного козлика, лошадки или барашка. Мастер-класс по созданию русской народной поделки с пошаговой инструкцией, поможет новичку самостоятельно смастерить симпатичного барашка.
Для творческих занятий с детьми вместо глины можно использовать пластилин. Замена глины на пластилин упростит и ускорит процесс.
Фигурка барашка состоит из нескольких деталей:
- туловища;
- шеи;
- головы;
- ног;
- ушей;
- рожек.
Туловище лепят из одного куска пластилина немного меньше размера кулака. Сначала скатывают шар между ладонями. Затем его раскатывают в недлинный валик.
Голову и шею лепят из одной заготовки, которая тоньше с одного конца. Деталь сгибают, так что узкий конец образует голову фигурки.
Ноги изготавливают из более тонких валиков. Раскатывают две длинных детали. Посередине их разрезают стеком под углом. Это делают для удобства соединения заготовок ног с туловищем.
В заключении, остается вылепить мелкие детали: уши, челка, хвост и рога барашка. Уши поделки лепят из 2 небольших шариков пластилина. Пальцами их сплющивают и получается 2 лепешки. Каждую лепешку заворачиваю в воронку.
Челку делают из двух тонких «колбасок», которые соединяют в короткую косичку. Хвост короткий. Его просто скатать из маленького валика и заострить конец. Рога длинные. Необходимо раскатать два длинных валика средней толщины.
Заключительный этап – соединение деталей. Сначала соединяют ноги и туловище. Затем все детали головы: уши, челка, рога. Примазывают шею с головой к туловищу. Не забыть хвост.
После завершения лепки фигурки приступают к окраске. Первый этап – грунтовка водоэмульсионной краской белого цвета. Наносят несколько слоев. Расписывают фигурку в дымковских традициях гуашью или акриловыми красками.
Глиняные поделки
Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.
Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.
Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, — краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.
Виды дымковской игрушки
Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
Конспект занятия по развитию речи «Народные промыслы»
Конспект занятия по развитию речи«Народные промыслы»Цель
формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.
Задачи.
Учить составлять рассказ по заданной теме, рассказывать связно, полно, выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Использовать в рассказе речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа.
Продолжать учить детей подбирать слова для характеристики качеств и признаков, согласовывать их в роде, числе. Составлять словосочетания с заданными словами.
Упражнять в дифференциации звука .
Закрепить знания о народных промыслах. Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи. Содействовать обогащению словаря, развивать навыки речевого общения.
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного искусства, формировать эстетический вкус.
Продолжать знакомить с народными традициями, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Воспитывать у детей гордость за свою страну.
Оборудование
мяч, письмо, иллюстрации изделий народных мастеров, посуда с гжельской росписью, изделия с городецкой, хохломской росписью, дымковские, филимоновские игрушки.
Предварительная работа.
Беседы о народных промыслах, лепка дымковских игрушек, роспись заготовок филимоновских игрушек, разучивание стихов. Чтение рассказов «Свистулька» А. Митяева, «Про игрушки» Л.Токмакова, «Золотые ложки» Е.Каменевой, «Русская прялка» Л. Токмакова.
Ход деятельности.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Воспитатель
: «Ребята, я рада вас всех видеть. Хочу пожелать вам доброго утра, и чтобы ваш день был наполнен добрыми, интересными делами. Ребята, я предлагаю сказать друг другу добрые и хорошие слова. Мы употребляем слова: друг, подруга, мальчик, девочка. К этим словам вы должны подобрать определения: какой друг, какая девочка. Дети по кругу говорят добрые слова друг другу. (Например, Ваня, ты хороший друг; Наташа, ты заботливая подруга.)
Игра с мячом «Подбери слово».
Воспитатель называет признак предмета, а дети подбирают существительное, согласуя с прилагательным в роде, числе.
Раздается стук в дверь. В группу заносят письмо, дети вместе с воспитателем его рассматривают, читают.
Музей народного декоративно-прикладного искусства.
Ребята, приглашаем вас на экскурсию в наш музей.
Воспитатель. Ребята, а на чем мы можем поехать на экскурсию? (Ответы детей). На автобусе. Проходите, занимайте свои места. А чтобы нам было не скучно ехать, сделаем гимнастику для глаз.
Жук в автобус к нам влетел.
Залетел и запел: ж — ж — ж.
В чем польза развития речи с помощью народного творчества (фольклора)
Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:
- сказки;
- былины;
- песни;
- скороговорки;
- поговорки;
- пословицы;
- потешки;
- загадки;
- считалки.
В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой.
Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается.
Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить.
С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.
Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью.
Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев.
Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.
Гжель
Художник: Мила Лосенко
Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным названием уже с с XVII века производили керамику и фарфор. Этот город тоже считался центром жизни староверов, но расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. Главными цветами гжели стали белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, могли добавить и золотой. Классиками гжельской росписи стали знаменитые художники:
- Азарова,
- Денисов,
- Неплюев,
- Федоровская,
- Олейников,
- Царегородцев,
- Подгорная,
- Гаранин,
- Симонов.
Их работы известны во всем мире.
Обучение детей в детсаду и младшей школе
Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.
Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:
- бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
- потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
- мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.
В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:
- набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
- Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
- прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
- покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.
Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.
Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.
Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.
Народные промыслы России
С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства:
- Кружевоплетение;
- Гончарное дело;
- Кузнечное мастерство;
- Глиняная и деревянная игрушки.
Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. Мы расскажем о самых известных народных промыслах России.
Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.
Немного истории
История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:
- мебель;
- сундуки;
- сани;
- утварь, используемая в помещении.
Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.
После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.
В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.