Украинский народный костюм

Украшения и аксессуары

Одежда всех слоёв населения на Руси отличалась одинаковым покровом и стилем. Отличались только украшения. Распространённые украшения в русском костюме:

  • кружева — состояли из плотной ткани с вышивкой;
  • пуговицы разных форм и размеров — украшались драгоценными металлами и камнями, выполнялись в виде голов животных и других природных символов;
  • нашивки — полоски с петлями для пуговиц, украшались кисточками, плетениями, узорами;
  • ожерелья — нарядные воротники, которые пристёгивались или пришивались к одежде;
  • колты — подвески на головной убор, крепятся к вискам;
  • гривна — шейный обруч, был не только украшением, но и знаком отличия.

Расцветка и декор

Основные цвета украинского народного костюма – белый (рубашка), красный или синий (штаны), красный, черный, коричневый (юбки). Кроме них, использовались оттенки этих же цветов, а также зеленый, серый, голубой, реже желтый. Различие в цвете особенно заметно в вышивке.

В каждом регионе было предпочтение определенных тонов, стилей и техник вышивания. Например, в Полтавской, Черниговской областях вышивка одноцветная (белыми нитками по светлой ткани), в центральной Украине – двуцветная (преимущественно красно-черная). В западных, южных областях использовалось многоцветное декорирование (в основном сочетание красного, зеленого, желтого оттенков).

В старину вышивка нередко выполняла не только декоративную, но и социальную роль – по ней можно было определить статус человека в обществе, его семейное положение. А для тех, кто верил в магические силы, вышиванка служила еще оберегом, призванным защитить владельца от влияния недобрых людей. Для национального костюма характерны растительные и геометрические узоры. Из них получались разнообразные орнаменты, также специфичные для каждого украинского региона.

Мужская славянская одежда

Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:

  • Простой рубахи;
  • Порток или штанов;
  • Свитки или кафтана.

Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.

Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.

Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Татарский костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Обратите внимание, что наши современные конфликты также требуют крови. Ссылаясь на концепцию Янки Сова — придерживаясь традиционных непроверенных мифов, мы оторваемся от современной критики, которая позволила бы нам взглянуть на то, в каких обстоятельствах эти мечты, фантазии возникли; Как развивался символизм и что кормили? Отсюда идут проекты, связанные с конституцией нашей идентичности, в том числе, глядя на орла или флаг современным и критическим способом, пересматривая то, что до сих пор было принято некритически

Вопрос в том, имеем ли мы право обсудить это? Такие вещи, как орёл и флаг, покрываются юридическим ограничением? Мне кажется, что в искусстве мы подвергаем их анализу не формально-политическим, а просто художественным. Магдалена Лара: Доктор, профессор Кламан упомянул о фантазиях, мифах. Являются ли мифы только стереотипными, обобщающими?

Историческая справка

Одеяния русского народа за многие годы практически никаких изменений не претерпевали. В то время такого понятия, как мода, по сути, не было. Соответственно, несколько поколений могли носить одну и ту же модель, не переживая о том, что она окажется неуместной.

Менее популярной стала русская народная одежда лишь в восемнадцатом веке. Тогда Петр Первый делал все возможное, чтобы государство стало более современным и запретил древнерусские одеяния. Вместо них начали носить предметы гардероба, выполненные в немецком, французском и венгерском стилистических направлениях. Для того же, чтобы данное новшество смогло прижиться, царь решил ввести пошлину, которую нужно было платить в случае ношения традиционных костюмов.

Таблица коренных народов России

В этой таблице предлагаем вам изучить коренные народы России, узнать их численность, входящие народности и место проживания.

Название коренного народа Численность Регионы проживания Наличие народностей внутри этноса
Даргинцы 589 000 человек. Республика Дагестан, Ставропольский край, Калмыкия. Кайтагцы, кубачинцы.
Удмурты 552 000 человек. Удмуртская республика, Пермская, Свердловская, Кировская и Тюменская области.
Марийцы 547 000 человек. Республика Марий Эл, республика Башкортостан, Кировская и Свердловская область, Татарстан. Горные, лугово-восточные, северо-западные.
Осетины 528 000 человек. Северная Осетия, кавказский регион. Дигорцы, иронцы.
Кабардинцы 516 000 человек. Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Ставропольский край.
Кумыки 503 000 человек. Республика Дагестан, Чечня, Северная Осетия.
Якуты 478 000 человек. Республика Саха, Амурская и Магаданская область, Таймырский район Красноярского края, Сахалинская область.
Лезгины 473 000 человек. Южная часть Дагестана.
Буряты 461 000 человек. Иркутская область, Читинская область, республика Бурятия.
Ингуши 444 000 человек. Республика Ингушетия, Северная Осетия-Алания.

Таблица 11. Численность коренных народов России
Буряты в национальных костюмах

В этой таблице народов России дан далеко не весь перечень коренных народов России, мы собрали только самые крупные, на самом деле их намного больше.

История становления

Наряд славян в период с V по IX века нашей эры походил на одежду ближайших соседей – сарматов и скифов. Это были добротные рубахи из грубой шерсти, войлока, кожи рыб и меха животных. С развитием торговых путей и появлением новых, более изящных, тонких тканей национальный костюм начал меняться. Большое влияние на богатство русской одежды оказала римская культура, позже внесли свой вклад и греки.

В Х веке, после Крещения Руси, в костюме появились элементы византийских платьев. В одежде этого времени уже преобладали элементы торжественности, ее стали украшать золотом, серебром, изделиями, покрытыми эмалью, чернью. Простой люд продолжал носить традиционную одежду, которая в большинстве своем была накладной (надевалась через голову). Изредка встречалась распашные вещи.

XII и XV века оставили немного источников о том, как одевались люди древней Руси. Благодаря изображениям в книжных миниатюрах, на иконах, фресках, современный человек имеет определенное представление об одеждах того времени. В этот период русский быт был изолированным. Костюм претерпел трансформацию – стал более солидным. Появились тяжелые, долгополые шубы, длинные кафтаны, висячие рукава.

В XVI-XVII веках и у мужчин, и у женщин появились новые элементы в одежде – кафтаны и зипуны. Поверх них зажиточные люди надевали шубы из дорогих мехов. Кафтаны представляли собой длинные, как платья, одеяния, к которым пришивали стоячие козыри (воротники). Чтобы показать свою состоятельность, их расшивали золотом, серебром, жемчугами. Кафтаны надевали на разные мероприятия – траурные, праздничные, в поездки. У женщин разнообразия практически не было. Их верхней одеждой были опашни (широкие вещи с полами, у которых капюшон оторачивался мехом). Рукава национального костюма были узкими, длинными, потому набирались на руки.

До восхождения на престол Петра I национальный русский костюм менялся медленно, новые фасоны осваивались десятилетиями. Но царь, побывав в Европе, решил облагородить облик подданных и в январе 1700 года издал указ «О ношении платья на манер Венгерского». За образец была взята французская национальная мода. Мужчин обязали носить короткие обтягивающие штаны – кюлоты, сочетая их с белыми чулками и камзолом. На ноги предписывалось надевать массивные башмаки с пряжками, а голову прикрывать напудренным париком. Женщины осваивали новую моду более охотно: широкие юбки на каркасе скрывали недостатки фигуры, туфли на высоком каблуке делали походку соблазнительной, а приталенная верхняя часть платья с глубоким декольте выгодно приподнимала грудь.

В конце XVIII–начале XIX века в холодное время года мужчины носили армяки из серого сукна, шубы (овчинные нагольные), шапки и кожаные варежки. В лютые морозы могли укрыть шею платком. Летом тоже надевали армяк, но понитковый, полукафтаны, под ними – рубаху. На ногах были порты, на головах – шляпы. У русских крестьянок теплой одежды почти не было. Летом они ходили в поневе (юбке) с рубашкой или в сарафане с рубашкой. Сверху, как и мужчины, надевали шушпан, армяк или сермягу.

Главные особенности русского костюма

Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:

  • Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
  • В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
  • Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.

Презентация по ИЗО на тему «Народный праздничный костюм»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

НАРОДНЫй праздничный костюм ТЕМА

2 слайдОписание слайда:

http://vserisunki.ru/publ/raznoe/ostalnoe/kak_narisovat_russkij_narodnyj_kostjum_karandashom_poehtapno/66-1-0-278

3 слайдОписание слайда:

Этап 1. Сперва проведем начальные линии женской и мужской фигур. Два круга — головы, шеи, четырехугольники – тела, линии рук и ног.

4 слайдОписание слайда:

Этап 2. Начинаем обводить круги плавными линиями, постепенно придавая контуры лицам. Показываем линии щек, подбородков, ушей, и начала шеи.

5 слайдОписание слайда:

Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной линией внутри круга, показываем глаза с ресницами, над ними брови, очертания носа с ноздрями и губы в приветливой доброжелательной улыбке.

6 слайдОписание слайда:

Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую заплетенную косу, спадающую вперед, голову обведем полукругом — кокошником — русским национальным головным убором. Из-под кокошника видны кружева, обрамляющие лоб. На ушках покажем красивые сережки в форме ромба, конец косы украшен атласным бантом. На голову парня наденем фуражку с козырьком, на боку которой прицеплена розочка.

7 слайдОписание слайда:

Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На ней — рисуем воротничок-стойку, грудной отдел сарафана и поясок под грудью. На шее две нити бус, рисуем их кружочками. На нем — рубаха с воротничком-стойкой, рубаха довольно длинная, закрывает верх шароваров, подпоясана ремнем.

8 слайдОписание слайда:

Этап 6. Покажем на правой руке рукав от рубашки, схваченный внизу у кисти манжетой. У парня также рукав рубахи закрывает саму руку. Этой же рукой он держит национальный музыкальный инструмент — балалайку. Рисуем треугольник, от которого отходит ручка балалайки, на ней струны.

9 слайдОписание слайда:

Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей. У девушки в пальцах зажат платочек. Левой рукой парень держит ручку балалайки, зажимая струны.

10 слайдОписание слайда:

Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая подол сарафана и брюки. Сарафан расклешенный книзу, собран складками. Брюки — шаровары, довольно широкие, заправлены в сапоги. Ноги рисуем вдоль прямых из этапа 1.

11 слайдОписание слайда:

Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры — линии вертикальные и горизонтальные. Посередине ряд пуговиц. Шаровары парня делаем полосатыми.

12 слайдОписание слайда:

Этап 10. Кокошник девушки украшаем затейливым орнаментом (см. в увеличенном виде). А также украсим и рубаху парня. Это узоры из завитков и листочков впереди на груди, по воротнику и низу рубахи. ом поэтапно

13 слайдОписание слайда:

Этап 11. Раскрасим наши русские народные костюмы. В основном для наших костюмов девушек приняты ткани в красных, желтых, оранжевых цветах. Рубахи белые. У парней рубахи часто красного цвета, сапоги темные, брюки часто серые.

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:
ДВ-180606

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Символическое значение украинской вышиванки

Традиционная вышиванка – это типично славянский элемент одежды. Данная рубаха несёт в себе сакральный смысл. Славяне, независимо от места их проживания, считали, что символы и узоры, которые вышиты на рубашке, способны защитить своего владельца от нечистой силы. Эти поверья уходят своими корнями в языческое прошлое славянских народов.

Для мужских рубах характерны строгие узоры геометрической формы. Цветовое сочетание данных орнаментов тоже должно соответствовать значению. Правильно подобранная вышивка символизирует мужественность, силу и смелость.

Женские узоры на вышиванках более тонкие и филигранные. Они часто имеют обрамления в природных мотивах. Как правило, женские узоры символизируют любовь, целомудрие, красоту и молодость.

В настоящее время украинские тенденции в моде невероятно популярны. Одежда в украинском стиле гарантирует своему владельцу уникальность и заметность на любом мероприятии.

Традиционная обувь и головные уборы украинцев

Традиционная украинская обувь, особенно у простых украинцев, отличалась от обуви русских славян. Вместо лаптей, украинцы носили кожаные ботинки, хотя во времена Киевской Руси многие славяне использовали лапти.

Так же как и на Руси, самым желанным приобретением для украинской женщины были красные сапоги с высокими голенищами. Но их цена была слишком велика, поэтому носить их могли только представители богатых и знатных родов. Именно «красные черевички» фигурировали в бессмертном произведении Гоголя. Простые люди ходили в обычных «морщунах» — это простейшая обувь, сделанная из кожи, которая регулировалась по размеру на ноге системой кожаных тесёмок. Вся украинская обувь подобного типа имеет много общего с моделями, распространёнными по всей средневековой Европе.

Мужской костюм настоящего украинца

Традиционная одежда украинских мужчин всегда выделялась своей красочностью и необычностью на фоне одежды других славянских народов. Мужской костюм удобен и комфортен, вместе с тем, он вызывающий. Главное отличие мужской одежды от той же русской или белорусской – это широкие шаровары, имеющие штанины в форме мешка. Такие штаны носили степные воины, так как они очень удобны при верховой езде. В некоторых старинных (как правило, польских) документах штаны украинцев именуются словом «гачи».

Так как в древности большинство украинцев были воинами, их шаровары делались из ярких цветастых тканей. Как правило, использовался синий или красный цвет материи. Штанины были настолько широкими, что были похожи на мешки, и красиво раздувались на ветру. Рабочие варианты изготавливали из простого холста или сукна, а штаны для войны или праздников могли быть изготовлены из дорогого шёлка, добытого в ратных походах.

Не мешали шаровары и во время традиционного танца гопака. Некоторые историки считают, что традиционный украинский танец гопак построен на элементах рукопашного казачьего боя, который включал в себя неожиданные прыжки и акробатические удары ногами, которым бы позавидовали японские ниндзя. Шаровары были так широки, что не мешали выполнять даже такие сложные движения.

А вот в Западной Украине шаровары были непопулярны. Местные жители, которых называли гуцулами, носили брюки с зауженными штанинами. Зато местная одежда отличалась огромным количеством вышивок, украшений и прочего декора. Жители данной области одевались в свои красочные костюмы не только в конце 19, но и до начала второй половины 20 века.

Вместе с тем, главным элементом украинского мужского костюма (как и любой традиционной одежды славянских народов) является вышитая рубаха. Она по своему крою очень напоминает русскую косоворотку, только разрез выполнен по центру. Воротник, который завязывался специальной тесёмкой, украшался красочной вышивкой. В отличие от русских, украинцы всегда заправляли рубаху в штаны.

Что касается мужских головных уборов, то они имели разнообразную форму и шились как из меха, так и из тканей. Наиболее популярными считаются следующие модели:

  • Малахай;
  • Кучма;
  • Кабардинка и прочие модели.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой»…

Методические разработки » Русский народный костюм»

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному… Декоративн…

Светлана Вохринцева — Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Светлана Вохринцева — Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Автор серии раскрасок «Россиночка» — Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази…

  • закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях;
  • учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные типы женской одежды в зависимости от региона (север, юг, центр России, Москва и область), семейного положения;
  • развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма;
  • воспитывать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского на-рода, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Материалы: иллюстрации из альбома «Русское народное искусство ХVIII-ХХ веков», репродукции картин А.Венецианова, В.Васнецова, народные костюмы: рубахи, сарафаны, созданные руками воспитателей; ручная вышивка, кружево, народные костюмы, созданные художниками-модельерами из ателье «Детская мода и театр», лоскутные коврики, платки, рисунки детей, бумага для акварели белая 35×24 см, 42×30 см., акварель, восковые мелки, гуашь, масляная пастель.

Ход занятия:

Вопросы к детям:

1. Что такое музей?
2. Что мы можем там увидеть?
3. Какие бывают музеи?

Дети входят в «музей» русского костюма в детском саду, рассматривают экспонаты. Появляется кукла Настенька, у нее есть сундучок, подаренный бабушкой. Русская одежда хранилась долго и передавалась по наследству, особенно праздничная. Дети рассматривают одежду из бабушкиного сундучка, называют знакомые предметы, наряжают Настеньку. Отмечают, что основу русского народного костюма
составляет рубаха, украшенная у горловины и на рукавах, понизу. Сверху надевается понева, собранная сверху на бечевку или тесьму, сверху поневы — фартук, расшитый тесьмой и кружевом. На голову — кичка с сорокой, наушниками и позатыльником. Дети рассматривают, как украшен налобник — бисером, вышивкой.

Вопросы к детям:

1. Что составляет основу русского костюма?
2. Как украшалась рубаха?
3. Что такое понева?
4. Какие головные уборы носили русские красавицы?
5. Что такое кичка с сорокой?
6. Что можно узнать о человеке по костюму и головному убору?

Рисование

Воспитатель предлагает детям нарисовать подружек для Настеньки в народных костюмах.

Анализ. Вопросы:

Расскажите, как вы нарядили своих красавиц.
Какие декоративные элементы использовали для украшения одежды?

Рисунки на мольбертах выставляются полукругом, дети надевают народные костюмы, водят хоровод, поют русские песни «Ой, выходили девицы красны…».

Е.ДОРОХОВА,
руководитель изостудии ДОУ № 1191 г. Москвы

Материалы

Раньше для изготовления национальной одежды использовали натуральные ткани: льняную, конопляную, шерстяную. Из такого недорогого, часто домотканого материала шили вещи для повседневной жизни. Богатые и знатные люди носили наряды из китайского шелка, атласа, бархата, парчи, украшенных золотыми и серебряными нитками.

Выглядят современные традиционные украинские костюмы не менее роскошно, чем те, что носили в прошлые столетия. Что касается аксессуаров, то тут разнообразие поражает: украшения делают не только из полудрагоценных камней, стекла, дерева, как это было раньше, но и из современных материалов. Главное, чтобы они максимально напоминали этнические и подходили по стилю к костюму.

Таблица некоренных народов России

В состав народов России входят не только коренные, но и некоренные народности. В таблице, представленной ниже, собрана основная информация по ним.

Название некоренного народа Численность Регионы проживания Наличие народностей внутри этноса
Казахи 647 000 человек Омская, Оренбургская области.
Азербайджанцы 603 000 человек Республика Дагестан, Москва, Санкт-Петербург, Тюменская и Ростовская, Саратовская и Свердловская области, ставропольский и Краснодарский край.
Афганцы  человек. Москва
Немцы 394 000 человек. Алтайский край, Омская область. Менноиты.
Узбеки 289 000 человек. Дальний Восток, Сибирь.
Таджики 200 000 человек. Москва, Подмосковье.
Грузины 157 000 человек. Москва. Аджарцы, ингилойцы, лазы, мегрелы, сваны.
Евреи 156 000 человек. Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области.
Молдаване 156 000 человек. Москва, Тюменская и Московская области, Ростовская область, Краснодарский край.
Корейцы 153 000 человек. Сахалин, Приморский край, Хабаровский край, Ростовская область.

Таблица 12. Численность некоренных народов России
Парень и девушка в грузинских национальных костюмах

Праздничные и свадебные русские народные костюмы

Национальный праздничный костюм русского мужчины практически не отличался от свадебного. Одним из основных атрибутов жениха был головной убор. Венчаться в церкви обязательно нужно было в шапке, только когда начинался пир, ее можно было снять. Обычно это был нагольный аксессуар (из шкуры кожей наружу), либо с меховой оборкой, редко – простой круглый. В некоторых регионах русские мужчины надевали красный плат, который складывали по диагонали, заправляли булавкой. Невеста шила жениху рубаху и порты.

Свадебная национальная одежда жениха состояла из красной рубахи, которая вышивалась по манжетам рукавов, вороту и подолу. Узоры были не только украшением, но и оберегом: охраняли хозяина или хозяйку от разных бед. Праздничным украшением национальных рубах были богато вышитые съемные зарукавья и оплечья, воротник. Под них русский мужчина надевал белую сорочку (нижнюю, нательную). Порты были не такими яркими, расцветки – скромными, орнамент почти не делали.

Обязательно нужно было быть подпоясанным кушаком (кожаным или тканевым). В зимнее время сверху знатные мужчины надевали охабень (вещь с длинными декоративными рукавами, которые завязывали на спине) и ферязь. Последняя представляла собой национальную одежду, которая застегивалась на груди накладными петлями, отличалась наличием длинных рукавов: правый надевался в сборку на руку, а левый свободно свисал. Русским женщинам по праздникам полагалось надевать два наряда – женский и девичий. Между собой они отличались наличием дополнительных атрибутов.

Русскому праздничному наряду присуща многослойность. Женщины надевали:

  1. Сорочицу, нижнюю рубаху. Это простой базовый вариант национальной вещи. Белый цвет считался признаком невинности. По подолу ее могли украшать обережной вышивкой.
  2. Вторую рубаху – из более дорогой ткани. Рукава у нее были длинными, чтобы можно было сделать из них оборки и украсить обручами или манжетами с пуговицами.
  3. Национальную поневу или сарафан.
  4. Передник.
  5. Пояс и подвески на него.
  6. Шубку (тулуп).
  7. Муфту (в зимнее время).
  8. Головной убор (венец, повязку), кичку, сороку, кокошник.

Русские костюмы обязательно было украшать различными знаками. Верхний мир (небо) символизировал головной убор. Его орнамент состоял из солярных (солнечных) знаков, крепили также нитки с жемчугом или бисером (дождь). Средний мир (воздух) – рубаха, нижний (земля) – подол. Нередко последний украшали ромбами (как символ поля, плодородия).

Традиционный украинский женский костюм

Женский украинский костюм имеет множество вариантов. И это зависит не только от этнографического региона, но и от того факта, для какого события такой костюм шили. В зависимости от этих факторов женский наряд мог отличаться силуэтом, кроем, отдельными частями одежды и даже способами ее ношения, цветовой гаммой, декором, украшениями.

Традиционным украинским считается женский наряд Среднего Приднепровья, тогда как в Полесье сохранились наиболее архаичные элементы народного костюма. На Подолье можно заметить значительное влияние молдавской культуры на формирования одежды этого региона, а на северо-западе Украины — польской.

Главной составляющей женского наряда является вышиванка, которую еще называют кошулей или сорочкой. Она была немного длиннее, ежели мужская вышиванка , и состояла из двух частей: нижняя шилась из более плотной ткани, ежели верхняя. На Закарпатье эти две части шились отдельно, тогда как в других регионах более популярными были цельные рубашки (укр. додільні), которые считались праздничными.

В восточной части страны носили вышиванки без воротника, которые считаются более древними, а вот в западных регионах — с воротником, чаще всего с отложным.

Традиционно вышивкой украшался подол рубашки, воротник и рукава, особенно на месте соединения с плечом. Поверх вышиванок женщины одевали жилетки или жупаны.

Молодые девушки вплоть до замужества носили только подпоясанные вышиванки, а вот женщины должны были убирать рубашку в поневу. Понева являет собой шерстяную юбку из нескольких кусков ткани. В некоторых областях даже существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка уже посватанная и скоро перейдет в разряд женщин.

Юбка

Украинские женщины носили три разновидности юбок: запаска, дерга и плахта.

Запаска была повседневной одеждой и не имела рисунка или каких-либо элементов декора. Чаще всего запаски шили из красной, синей или зеленой шерстяной ткани. Женщины носили две запаски разных цветов — “попередниця” и “позадниця”. К верхним углам запаски часто пришивали тесемки, которые обвязывались вокруг талии.

Дерга также была разновидностью повседневной одежды и состояла из трех длинных кусков ткани, которые плотно обхватывали корпус женщины. Ширина дерги — 3 м, длинна — 60-70 см. Традиционно эта часть гардероба шилась из плотной черной материи и обвязывалась широким поясом.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий