Национальный казахский узор

Содержание
  1. Орнаменты ковров
  2. Татарский узор: шаблоны великого народа
  3. История узоров и орнаментов
  4. Тайные знаки казахских орнаментов*
  5. Создание лоскутного многоцветья
  6. Трудовое обучение. 3–4 классы
  7. II. Сообщение темы и целей урока
  8. III. Знакомство с основными элементами казахских орнаментов
  9. IV. Практическая работа
  10. V. Итог работы
  11. Ритуальное значение
  12. Орнаментальное различие
  13. Значение цвета в орнаментах и узорах
  14. Презентация на тему: » Казахские узоры и орнаменты Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно.» — Транскрипт:
  15. Значение и смысл казахских орнаментов
  16. В создании корпе пользуются техникой:
  17. Космогонические орнаменты
  18. Презентация на тему: » Казахские узоры и орнаменты Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно.» — Транскрипт:
  19. Узоры для детей: творим вместе с малышами
  20. Традиционные курак корпе

Орнаменты ковров

«Казахские мастерицы издавна знали ткачество. Существует точка зрения, что истоки ворсового ткачества ведут к искусству «аборигенных народов Средней Азии» (парфянских племен, сарматов, аланов и др.). И хотя казахские ковры не стяжали себе такую славу, как, скажем, туркменские, почти каждая хозяйка имела навыки ткачества на горизонтальном ткацком станке ормек, а без различных бытовых предметов, изготовленных на нем, трудно представить себе казахский дом или юрту». Анна Шевцова

Опять же, по словам Узбекали Джанибекова:

«Ковроткачество в степи не было поставлено на производственную основу, работавшую на рынок. Но оно имеет свои давние традиции изготовления ковровых полос – алашы и баскуров, ковровых лент – тангыша, бау, домотканого сукна из верблюжьей шерсти  – шетпена, которые передавались из поколения в поколение».

Эту тему более детально развивает опять же Анна Шевцова:

«Можно выделить две волны, два основных направления заимствования: южно-казахстанское и западноказахстанское, т.е. узбекское и туркменское – соответственно. Об узбекском влиянии здесь говорится в некоторой степени условно, т.к. речь идет, прежде всего, об узбекских туркменах, большую роль в формировании которых сыграли огузы и средневековые туркмены. Казахи Кызылкума Присырдарьинских районов и Южного Казахстана издавна поддерживали тесные экономические и культурные связи с населением Нуратинского района, в том числе с узбеками-туркманами. Почти неотличимы от туркменских ковровых изделий западноказахстанские ковры (племя адай, иначе туркмены-нураты), что вполне объясняется особенностями этнической истории туркменского населения Мангышлака, «оказашенного» в XVIII-XIX вв. Факт заимствования подтверждается еще и тем, что казахские ворсовые ковры не имеют такого композиционного и орнаментального разнообразия, как туркменские. Но меньшая изощренность орнамента, меньшая плотность и тщательность исполнения, некое упрощение форм связаны не с меньшим мастерством, а с подвижным скотоводством как определенным типом хозяйственной деятельности, при котором у мастерицы не было возможности долго оставаться на одном месте (напомним, что самая опытная мастерица, ткавшая весь световой день целый месяц, способна изготовить 1 кв.м ворсового ковра)».

Баскуры (комбинированное кчество) – необычайной красоты и стилизации узорные ленты, стягивающие деревянный каркас юрты по нижнему краю купольных жердей.

Цветовое значение

Структура казахского ковра состояла из несложного обрамления  в виде каймы – корган, коршау (дословно – бордюр) с разделяющими  полосами су (дословно – вода), которые с четырех сторон, обрамляли центральное поле ковра көл (дословно –  озеро).

Это поле состояло из повторяющихся мотивов-розеток геометрического или растительного характера –  кумбез (купол), тобе (окружность), распространенных в присырдарьинских степях, на юге – табак (блюдце) и жулдыз (звезда) и т.д.

Кочевой образ жизни требовал иной подход к созданию ковров. Так появилось безворсовое ткачество. Их шили из отдельных полос – алаша. Ворсовые, наиболее трудоемкие, ковры появлялись на юге Казахстана и в Семиречье, где складывался оседлый и полуоседлый образ жизни. Их развитию способствовал Великий Шелковый Путь и более ранние коммуникации, через который происходили контакты с районами развитого ковроделия – Ирана и Восточного Туркестана. На это указывает наличие у казахов, как и у туркмен, ворсового ковра – калыклема.

Таким вот чудесным образом происходили взаимовлияния соседствующих культур друг на друга, пишет Узбекали Джанибеков.

Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты — одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные — для каждого события есть свой платок, и для каждого платка — свой особенный узор. Вот такая красота — татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах

Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.

Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

История узоров и орнаментов

Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века. Об этом рассказывает доктор исторических наук Шайзада Тохтабаева в уникальной серии книг о казахских украшениях.

Казахские национальные орнаменты и узоры за основу берут наблюдения предков за окружающим миром. Например, в XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего – тюльпаны. Причиной тому было большое количество этих цветов в степях. А когда человек впервые отправился в космос, мастерицы сумели отразить это в орнаментах – они вышивали ракеты и звёзды.

Кстати, специалисты отмечают, что часть орнаментов предназначена исключительно для посуды, часть – только для ковров. Такие узоры нельзя наносить на одежду. Есть рисунки, которые не могут находиться выше головы человека – на национальных головных уборах. Конечно, нынешние умелицы не знают всех правил, но строго соблюдают те тонкости, которые им известны.

Тайные знаки казахских орнаментов*

В казахских орнаментах, как и в народных мифах и сказках, таятся смыслы и знаки, идущие из глубины веков. Некоторые из них были утрачены, а иные, передаваясь от поколения к поколению, народными мастерами и мастерицами, дошли до нас в своем первозданном виде. Их предназначение не только в дословном переводе – «украшать» утварь, одежды и другие предметы народно-прикладного искусства. Изначально, совсем в недалекие времена, когда и наши предки обладали магическими знаниями, и жили в единении с природой, орнаменты служили им оберегами, были способны притягивать удачу и счастье своему хозяину.

Рассматривая сказочные орнаментальные мотивы, вышитые на тускиизах, вытканные на баскурах и клемах (коврах), вытесненные на коже, вырезанные на предметах домашнего обихода и выгравированные на культовых сооружениях и памятниках, мы чувствуем необычайную мощь и силу народного духа,  тепло мозолистых рук народных творцов мастеров-зергеров и вышивальных мастериц, творящих свой знакотканный мир.

*Орнаменты – (ornamentum – в переводе с латинского украшение, убранство, по-казахски – «oю-өрнек» – от слов “ою”  выкройка и “орнек” – узор)

Создание лоскутного многоцветья

В казахском лоскутном шитье применяется сочетание ярких и жизнерадостных цветов. Подобная цветовая гамма взята из природы.

  • Весенняя цветущая степь невероятно красивое зрелище.
  • Красный цвет в традиционных изделиях олицетворяет солнце и любовь.
  • Синий цвет символизирует небо, зеленый — молодость и проявление ростков новой жизни, желтый — мудрость, белый — истину.

В отличии от квилтов амишей, о которых рассказывала казахские лоскутные произведения очень яркие, жизнерадостные. Да и названия блоков певучее, красивое. Например блок «алаша». Но, лучше посмотрите сами, оно того стоит:

И еще не всегда применяют стежку, а собирают узор сразу на бязевой основе, Да и ковриком для резки и роликовым ножом не часто пользуются. Линейка и ножницы и получаются удивительной красоты шедевры.

В Вам понравились яркие изделия и техники казахских Мастериц?

Трудовое обучение. 3–4 классы

Тема. «Создание казахского орнамента».

Цели. Познакомить учеников с основными
элементами казахского орнамента, историей их
появления; научить изготавливать элементы
казахского орнамента, составлять из них рисунок
национального ковра; воспитывать интерес к
родному краю.

Оборудование. Выставка изделий казахского
искусства: пиалы, тарелки, части казахского
костюма (тюбетейки, жилет); виды рогообразных
орнаментов; образцы изготовления рогообразного
орнамента; цветная бумага, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель.

(О. Гуртовская)

– Ребята, рассмотрите предметы быта казахов,
представленные на нашей небольшой выставке. Что
общего во всех этих предметах?

Дети. Все предметы украшены рисунками,
орнаментами.

У. Да, действительно, это так. Казахи
украшают орнаментом разнообразные предметы
быта: юрты, ковры, одежду, обувь, посуду. Сегодня
на уроке мы познакомимся с основными элементами
казахского орнамента, будем учиться
изготавливать подобные орнаменты из бумаги,
сделаем рисунок ковра из полученных элементов.

III. Знакомство с основными элементами
казахских орнаментов

У. Рассмотрите орнаменты, украшающие
вещи. Что они вам напоминают?

Д. Рога.

У. Как вы думаете, почему казахи в
орнаментах изображают рога?

Выслушиваются ответы детей.

Основным элементом являются рогообразные
силуэты как отражение жизни казахов:
животноводов, охотников, земледельцев и
кочевников.
Как утверждают ученые, это древние орнаменты, и
потому в них присутствуют элементы, отражающие
жизнь кочевников и скотоводов. За основу
рогообразных орнаментов народные умельцы брали
рога барана, архара, козы, коровы, оленя, антилопы,
сайгака. Все они очень красивы и своеобразны,
каждый имеет свое название. Встречаются не
только элементы-рога, но и следы животных и
человека, крылья птиц, ожерелья. Из этих
элементов рождаются композиции.
На сегодняшний день известно около 200 видов.

В орнаментах выделяют такие элементы: бараний
рог, рог архара, олений рог, сломанный
рог, пара рогов, один рог, горбатый рог,
крестовина, верблюжий след, один
каблук, парные ожерелья, ожерелье, птичье
крыло, утиный след
и т. д.

Учитель показывает детям образцы
перечисленных элементов орнамента:

Народные мастера постоянно варьируют
орнаменты, обогащая их другими формами,
дополняют изделия новыми замыслами и добиваются
самобытной и содержательнойкомпозиции.

Очень важна в орнаментах симметрия: обе стороны
элемента орнамента должны быть одинаковыми.

IV. Практическая работа

Этапы работы

1. Лист бумаги в форме квадрата
складываем пополам по вертикали, затем – по
горизонтали (рис. 1).

2. Складываем заготовку по диагонали (рис. 2).

3. На получившийся треугольник
наносим карандашом рогообразный орнамент
(например, один из предложенных вариантов) (рис.
3 а, б, в
).

4. Вырезаем фигуру по линии карандаша.
Разгибаем бумагу – на ней получился законченный
орнамент из элементов рогов.

5. Полученный узор наклеиваем на
контрастную по цвету бумагу.

Работу можно выполнять в парах. Изготовление
орнамента в квадрате повторяется еще три раза.
Получившиеся 4 экземпляра изделия складываем в
«ковер» и приклеиваем на контрастную бумагу.

V. Итог работы

У. Какой тип орнамента чаще всего применяют
казахские художники?

Д. Рогообразный.

У. Назовите запомнившиеся вам виды
рогообразных орнаментов.

Д. Бараний рог, пара рогов, крестовина, рог
архара, птичье крыло.

У. Как называются элементы, которые вы
использовали при изготовлении поделок?

Д. Бараньи рога.

У. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети анализируют выставленные работы,
отмечают наиболее удачные.

– Ребята вы хорошо справились с заданием.
Ваши работы украсят наш класс.

Ученик.

Ритуальное значение

Кадры из документального фильма «Декоративно-Прикладное Искусство Казахов – вышивка и орнамент» 

Вот что пишет, к примеру, А.П.Таженова в своей статье «Истоки казахского народного орнамента» (Казахстанско-Российский университет, Астана):

«Орнамент в древности имел ритуальное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами символами солнца, луны, неба, которым они поклонялись. Орнаментированный талисман был знаком магии, символом счастья и благополучия, окружением религиозных представлений. Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. В вышивке мастерицы выкладывали какой-то определенный смысл. Например, у казахов существовал такой обычай: девушка, вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылала своим родственникам подарки. И это был не просто подарок, а «весточка» о том, как живет молодая невеста. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним полный и маленький, то это означало, что живет девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живет в чужом доме как вольная птица. И после этого радостного известия родители невесты устраивали той.

Кадр из документального фильма «Декоративно-Прикладное Искусство Казахов – вышивка и орнамент» 

Если одежда украшалась орнаментом «туетабан» (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы и незави­симости, то дарил вещь со знаками «кусмурын» (птичий клюв), «кусканат» (птичье крыло). Девушки и теперь носят «кусмурын жузик» или «шынжырлы блезик» – брасле­ты на цепочке, где одно кольцо – это «птичий клюв», другое – «птичье крыло». Древние считали одежду индивидуальным домом для тела, которая могла защитить их от воздействия таинственного и опасного мира. Орнаментами в защитных целях украшались самые «уязвимые» участки одежды – отверстия, т.е. горловина, низ изделия и низ рукавов, а также места соединения отдельных полотнищ тканей, швы особенно тщательно и богато украшались».

«Орнамент, расположенный над пологом двери юрты, благословлял: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!». Детали убранства лошади украшались орнаментами, которые, как считалось у степного народа, принесут удачи всаднику, быстроту и неутомимость коню. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь; красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро — честность и правдивость, бирюза — верность и вечность, прозрачный топаз — чистоту» (Джанибеков У., «Эхо веков», – Алматы: Өнер, 1991г.).

Орнаментальное различие

Различие в орнаментальном декоре у казахов, как считают знатоки, определяется не по родовым, а по региональным признакам. Скажем, на севере, где Казахстан граничит с Россией, орнаменты были строже и лаконичней, там больше употреблялось сукно и ситцы, так как они завозились из России. В этом регионе предпочитали вышивку серебряным галуном и украшения с металлическими монетками. А на юге, на границе с Узбекистаном, где проходил когда-то Великий Шелковый Путь, популярны были шелка, атлас и бархат. Здесь из-за персидско-узбекского влияния излюбленным мотивом было шитье с золотой канителью.

Покрывало постели тосек жапкыш мастерицы второй половины XIX в. Т.Чонаевой (Талдыкурганская обл.). Шитье золотистыми нитями по черному бархату, 64х205, фрагмент. ГМИК.

Значение цвета в орнаментах и узорах

Хитросплетения узоров и орнаментов в нарядах или на предметах быта, конечно, имеют большое значение. Но очень важны цвета и даже их порядок! Каждый цвет имеет определённый смысл. Голубой цвет – это небо, красный – солнце, чёрный – земля. Зелёный цвет символизирует весну и молодость, а жёлтый – разум и печаль. Поэтому, когда для орнамента выбирается какой-либо цвет, определяется значение узоров. Кроме того, в оттенках отражается эстетический вкус, представление об окружающем мире и национальные особенности. Так, жители Казахстана, перед глазами которых постоянно находятся жёлтые пески пустынь, очень привязаны к узорам голубого цвета.

Современные красители можно разделить на две категории: химические и натуральные. Состав химических интереса не вызывает, а вот изготовление натуральных красок имеет множество секретов. За основу мастера берут охру, глину, минералы и растения, затем дополняют их самыми невероятными добавками. Это глина – красная, чёрная, жёлтая, белая, зелёная, соки различных плодов – прекрасно подходят боярышник, шиповник, белладонна, смородина, земляника. Самые опытные мастера могут даже выпаривать краски из листьев, коры и корней растений!

Получить оранжевый или коричневый цвет, чтобы нанести казахские орнаменты и узоры, можно из коры граната, тальника, абрикоса и винограда. Для этого в начале осени кору снимали с деревьев, мололи её с помощью небольшой ручной мельницы. После кору измельчали до мелкого порошка в ступе. Этот порошок нужно варить, процеживать и снова варить. Закрепляли цвет готового раствора нашатырём, солью или воском. Краски получали их косточек абрикоса, сливы, пшеничных зёрен, скорлупы грецкого ореха.

Презентация на тему: » Казахские узоры и орнаменты Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно.» — Транскрипт:

1

Казахские узоры и орнаменты Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно и творчески. Способы изготовления казахских узоров чем-то напоминают древнее японское искусство оригами, но кроме складывания разными хитрыми способами материала, из которого делается узор, происходит еще вырезание. При разворачивании такого «оригами» возникают весьма интересные узоры. Но нельзя сказать, что они случайны. В этих узорах проявляется своебразный образный мир казахов. Тут можно встретить и «След верблюда» (Туьйе табан), и «Бараний рог» (Кошкар муьйiз), «Кость» (Жiлiншiк) и «Позвоночник» (Омыртка), и «Собачий хвост» (Ит куйрык. Кроме зооморфных узоров попадаются и элементы окружающей природы, такие как «Зигзаг, Вода» (ирек, су), «Цветок» (гул) и т.д. Часто встречаются древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, как утверждают, указывающие иногда на принадлежность к роду или жузу. Прямые линии, круги, ромбы, чередующиеся треугольники довольно часто встречаются в изделиях народных мастеров. Казахские орнаменты весьма красивы и, как говорят, обладают свойствами отгонять злых степных духов. Насчет духов не знаю, но практическое применение орнаментов в современном творчестве, как мне кажется, вполне оправдано и необходимо. Нужны только умеренность и вкус.

3

Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено». Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта.

4

Орнамент традиционен в быту казахов. Его смысловая наполненность масштабна, вбирает в себя отношение к окружающей действительности, к миру. Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов.

6

Виды узоров Растительные Зооморфные Космогонические геометрические

8

Элементы зооморфного узора

11

Первые письменные упоминания о казахском декоративном искусстве и орнаменте относятся к началу XVI века. казахи «производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами». Описывая передвижные юрты на колесах, этот же автор восклицает: «Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве. Остов таких домов делался из дерева, сверху дом покрывался войлоком». Дома были до того превосходны, что у автора «разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».

Значение и смысл казахских орнаментов

Национальные узоры Казахстана имеют не просто «украшательное » значение.

В казахских узорах прослеживаются типичные для всех культур мира символы солнца, земли и звезд: круг, спираль, крест.

лоскутные узоры

лоскутные узоры

Самым важным орнаментом у казахов считаются бараньи рога (кошкар муыз). Это символ жизненной силы, достатка и благополучия. Как их производное можно считать орнаменты — парные рога(кос муыз), и один рог (сынар муыз). Еще к зооморфным мотивам относят воронью лапку, птичий клюв и птичье крыло. Часто используются растительные мотивы и геометрические фигуры.

В создании корпе пользуются техникой:

  • аппликации,
  • вышивки по бархату или плюшу,
  • лоскутным шитьем с мозаичным, растительным, зооморфным и геометрическим орнаментом.

Каждая мастерица использует свои традиционные орнаменты, характерные для той или другой области.

Космогонические орнаменты

Распространены орнаменты и узоры казахского народа, связанные с изображением звёзд и планет. Их ещё называют космогоническими. Специалисты говорят, что их возникновение стало возможным в результате наслоения различных культур. Основные элементы – солярный круг («донгелек»), крестовина («торт кулак»), спираль («шимай»). Эти узоры символизировали четыре стороны света, да и вообще – мировое пространство. Популярны космогонические узоры, именуемые «айшик гуль» (полумесяц), «ай гуль» (лунный цветок), «кун саулеси» (солнечные лучи).

Кстати, с космогоническими узорами неразрывно связаны и орнаменты, символизирующие природу. Двумя главными стихиями, которым поклонялись казахские скотоводы, считаются вода и земля. Воду изображали с помощью зигзагов, называемых «су». Землю можно было показать с помощью «тобе» – холмов. Самый популярный узор, кстати, – «тогыз тобе» – девять холмов.

Презентация на тему: » Казахские узоры и орнаменты Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно.» — Транскрипт:

1

Казахские узоры и орнаменты Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно и творчески. Способы изготовления казахских узоров чем-то напоминают древнее японское искусство оригами, но кроме складывания разными хитрыми способами материала, из которого делается узор, происходит еще вырезание. При разворачивании такого «оригами» возникают весьма интересные узоры. Но нельзя сказать, что они случайны. В этих узорах проявляется своебразный образный мир казахов. Тут можно встретить и «След верблюда» (Туьйе табан), и «Бараний рог» (Кошкар муьйiз), «Кость» (Жiлiншiк) и «Позвоночник» (Омыртка), и «Собачий хвост» (Ит куйрык. Кроме зооморфных узоров попадаются и элементы окружающей природы, такие как «Зигзаг, Вода» (ирек, су), «Цветок» (гул) и т.д. Часто встречаются древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, как утверждают, указывающие иногда на принадлежность к роду или жузу. Прямые линии, круги, ромбы, чередующиеся треугольники довольно часто встречаются в изделиях народных мастеров. Казахские орнаменты весьма красивы и, как говорят, обладают свойствами отгонять злых степных духов. Насчет духов не знаю, но практическое применение орнаментов в современном творчестве, как мне кажется, вполне оправдано и необходимо. Нужны только умеренность и вкус.

3

Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено». Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта.

4

Орнамент традиционен в быту казахов. Его смысловая наполненность масштабна, вбирает в себя отношение к окружающей действительности, к миру. Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов.

6

Виды узоров Растительные Зооморфные Космогонические геометрические

8

Элементы зооморфного узора

11

Первые письменные упоминания о казахском декоративном искусстве и орнаменте относятся к началу XVI века. казахи «производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами». Описывая передвижные юрты на колесах, этот же автор восклицает: «Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве. Остов таких домов делался из дерева, сверху дом покрывался войлоком». Дома были до того превосходны, что у автора «разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов — способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор, это может быть рамка для текста или оконтовка для любого рисунка. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

Выполнить следующий набросок.

Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.

Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.

Далее, постепенно подбирая нужные краски или карандаши, закрасить полученный узор.

Вот и вся хитрость. Дальше уже можно использовать более сложные эскизы. Стоит потренироваться на создании единичных элементов.

Орнаменты и узоры украсят будни. Особенно, если они изготовлены своими руками. Стоит только посмотреть на них и настроение улучшится. Попробуйте сами это увлекательное и красивое искусство, добавьте в повседневность нотки новизны, и жизнь заиграет новыми красками. Попробуйте рассмотреть все виды орнаментов, например русско народные, алтайские, тувинские, их можно росписать на тарелке.

Традиционные курак корпе

Должны быть в каждом казахском доме. Их шьют в соответствии и с определенной цветовой гаммой, и делают общепринятый для данного региона орнамент. На праздники в доме обязательно готовят праздничный обед, на котором вся семья, и гости собираются в традиционной обстановке сидя на специальных матрасах и подушках. Одеяла и подушки кладут поверх текемет — войлочного ковра ручной работы.

Выходя замуж невеста приносит с собой приданое. Обязательными предметами приданного казахской невесты должны быть:

  • большие одеяла (жымылги корпе),
  • одеяла с узорами (ою корпе),
  • матрасы для сидения (жер корпе),
  • подушки (копшик),
  • личная подушка (матрас) невестки шай-корпе с размерами 0,75 на 0,75 метра, на которой может сидеть только сама невестка, разливая во время чаепития чай гостям.

Чем больше матрасов и одеял приносит с собой невеста, тем выше ее статус.

Все матрасы и одеяла казахи изготавливают в определенных цветах. Как правило, используются очень яркие сочетания. В матрасах и подушках это обычно два цвета: темный и светлый, черный и белый. Каждой области соответствует определенный орнамент.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий