Городецкая роспись. элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

Городецкая роспись. элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

История возникновения

Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.

Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.

Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.

Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену

Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки

Ход деятельности:

Дети входят в группу под музыку (русская народная, садятся на стульчики.

Просмотр театрализованного представления.

Воспитатель: Послушайте сказку.

Жила — была в одном селе девушка по имени Марья.И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали ее за это Марья — Искусница.

Прослышал о Марьи Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. Марья — Искусница превратилась в красивую Жар Птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (показ слайда №1, №2). Дымковские мастера делали игрушки из глины.

Другое перышко упало в Тульской деревне Филимоново. (слайд №3, №4) Очень весело и интересно стало жителям. Стали они делать игрушки из глины, свистульки.

А еще одно перышко упало в древний город Городец. (слайд №5, №6)

И зародилась там.? Как называлась роспись по дереву в городе Городец? (ответы детей).

Рассматривание изделий.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько изделий расписанных городецкой росписью.

— Это городецкая роспись, как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца

Чудо роспись Городца.

— Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (розан, купавка, бутон, листья).

— Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы.)

— Какие цвета используются в росписи? (красный,синий, зеленый, белый, черный.)

— Что такое «оживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора белой краской, оживляет, освежает рисунок.

Практическая часть.

Дети я предлагаю вам побыть городецкими мастерами и расписать посуду. Приглашаю вас пройти в мастерскую. (дети садятся на свои места). Мастера очень серьезно относились к своей работе, не мешали друг другу и выполняли работу аккуратно. (во время работы звучит музыка)

1. Мы должны составить композицию.

Вы можете придумать свой узор, не похожий на другие.

2. Делаем подмалевок для «купавок» и «бутонов»

(обращаем внимание детей на схему поэтапного рисования «купавок»)

— Какие используем цвета для подмалевка? (розовый, голубой).

— Как их получить (ответы детей, смешивание красок на палитре)

Физминутка

Дадим нашим подмалевкам подсохнуть. А сами немного отдохнем

Распускают лепестки

Наши алые цветы. (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (встряхивают кистями рук)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (сцепляют руки над головой)

Головой качают,

Тихо засыпают. (приседают)

3. Далее прорисовываем цветы.

-Что нужно сделать, чтобы кружочки превратились в цветы?

Какую краску используем? (красную, синюю)

4. Рисуем листья.

5. Наносим «оживку»

Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь,напоминая правила:

Краску лишнюю на кисти

Очень долго не держи.

Чтоб не капнула на листик,

О край баночки сними.

Кисть промой водою чистой,

О салфетку промокни,

Новой краски набери.

Выставка работ

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить свои работы.

— Мастера и мастерицы посмотрите, что у нас получилось.

Отметить детей, которые составили свою композицию, аккуратность в работе. Тактично указать на недочеты в работе.

Подведение итогов

— Ребята, какими мастерами мы сегодня были? (городецкими мастерами). (Дети читают стихи)

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Кто рисует — Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы-

Это все для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это все для Городца.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Описание городецкой росписи

Городецкая роспись XIX в. Поволжские мастера долгое время занимались резьбой по дереву: изящной обработкой украшался каждый корабль по задумке Петра I. И военную мощь нужно было показать, считал государь, и художественный талант народа. Но когда кораблестроение переместилось ближе к морским берегам, умельцы с Поволжья принялись искать для себя новую нишу. Одни стали вырезать ложки, другие – миски, чашки, третьи специализировались на прялках. С этих прялок и началась городецкая роспись.

Сначала это была инкрустация деревом, впоследствии же для улучшения товарного вида и экономии расходных материалов, а также облегчения труда, мастера стали подкрашивать прялки. Яичные краски делали прялки яркими, узнаваемыми, а главное, востребованными. Законы рынка работают всегда – так и появилась знаменитая городецкая роспись.

Название закрепилось, так как Городец (вслед за Нижним Новгородом) был главным рынком сбыта расписного товара. Прялки сегодня увидишь разве что в музее, а красивая, радующая глаз роспись и поныне живет. И чаще всего увидеть городецкую роспись можно на разделочной доске.

Особенности промысла:

  • в большинстве случаев мастера расписывали изделия без нанесения предварительного рисунка, но при этом могли они использовать эскизы в цвете;
  • первыми работами художника были плоские столярные изделия (те же разделочные доски);
  • фон изделия – от светло-желтого до темно-красного, строго соответствует замыслу художника;
  • отличают городецкую роспись мелкие, но изящные детали – разживка, легкая штриховка, изогнутые мазки;
  • готовая работа после высыхания закрепляется лаком;
  • общие правила городецкой росписи, тем не менее, не противоречат появлению авторских вариантов.

Сюжетными картинками промысла интересуются историки искусства: по ним виден не только быт русского народа, но и вполне конкретные исторические события.

И, что особенно важно, в ранних работах отмечено свойственное русскому народному искусство решение – гармоничное соединение реальности и фантастики. На досках и донцах прялок могли появляться как вполне реалистичные невесты, так и фантазийные всадники, и даже экзотические пальмы

Познакомиться полнее с городецкой росписью, вы сможете в нашей обзорной статье: «Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей».

Поэтапный разбор росписи

Все рисунки выполняются в несколько этапов, причём в строго определённой последовательности. Не стоит пугаться, потому что на самом деле в городецкой технике всё логично и стройно. Чтобы красиво декорировать изделия, причём не только для себя или в подарок близким, но и на продажу, не нужно быть талантливым мастером. Изделие получится интереснее, если удачно подобрать шаблон разделочной доски для городецкой росписи. Контуры изделия могут повторять форму яблока, груши, баклажана, рыбы, лебедя, поросёнка. Всё это легко нарисовать на бумаге, после чего останется перенести на фанеру и выпилить изделие лобзиком.

Изображение цветов

Достаточно приобрести некоторые навыки, научиться держать кисть и уверенно наносить мазки. Этапы, из которых состоит роспись:

  • подмалёвок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.

Подмалёвок — это и есть круг, на основе которого строится весь рисунок цветка. Для него применяют голубую, красную, розовую, синюю и вишнёвую краску. На картинке преобладают тёплые оттенки, а голубые тона занимают не более четверти.

Лепестки прорисовывают только тогда, когда первый элемент (окружность) хорошо просохнет, иначе краска размажется. Они могут быть светлее или темнее, чем подмалёвок, главное — обеспечить контраст.

Оживки — штрихи, точки и окантовка. Детали названы так потому, что благодаря им картина как бы оживает, становится объёмной и выразительной. Для выполнения оживок применяют беличьи кисточки № 2 и 3. Носики цветков украшают белой окантовкой и такими же точками, а штрихи располагаются произвольно. Оживки обычно белые, реже — чёрные.

Раскраски Гжель детям: распечатать шаблоны

Росписи техникой Гжель, относятся к традиционному народному промыслу, который предполагает использование синих красок разных тонов. Гжельские мастера (Гжель расположена в Московской области) издавна разрисовывали керамические изделия из белой глины, сегодня данная техника используется для оформления открыток, деревянных изделий, сувениров. Техника рисунка выполняется мазками, сначала ворс кисти нужно нажать на поверхность таким образом, чтобы он стал плоским, далее немного завернуть и рисовать узкой частью. Таким образом, получается двойной мазок — от широкой к узкой части рисунка.

Сюжетная роспись

Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.

Всадник символизирует жениха в городецкой росписи

Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто

Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка

Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.

Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.

С чего брать старт

Если вы сами решили упражняться или ваш сын, или дочь желает научиться этому, необязательно посещать какие-либо курсы. Достаточно начать с малого – найти уроки онлайн в удобной для вас форме – это может быть текст с иллюстрациями, где передаётся, как рабочее полотно обретает собственные очертания.

Другие видоизменения – видео, раскраски, трафареты, позволяющие наглядно понять всё, и в итоге понять по ходу.

При проделывании трудов нецелесообразно спешить, пытаясь как можно стремительнее нанести оттенки на поверхность – так только можно получить разводы. Воспользуйтесь карандашом для того, чтобы навести контуры, но не надавливайте.

  • Лоскутное шитье — техника и мастер-класс пошива стильного и красивого шитья своими руками (80 фото)

  • Кукла Тильда — мастер-класс пошива игрушек своими руками. 125 фото лучших моделей игрушек
  • Как сделать из бумаги машину: пошаговое описание как просто и быстро построить качественную машинку (75 фото + видео)

Другая особенность операции – сосредоточение тёмных пятен поверх светлых. Вам остаётся выбрать направление, в котором собираетесь творить, посему и вы освоите городецкую роспись. Живопись для совершенствования своего мастерства можно вначале подбирать в сети, после чего воспроизводить и свои текстуры или лейтмотивы.

Изначально до совершенства далеко, но с постоянным повторением и оттачиванием навыка результат станет качественней, давая право промышлять профессионально и постоянной основе.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Немного исторических фактов

Из-за того, что в основе всех этих техник лежит наивный стиль, многие продолжают путать их между собой, хотя даже при поверхностном ознакомлении становится очевидным, насколько разными они являются. И не последнюю роль в этом вопросе сыграла история возникновения русских народных промыслов, которая полна интересных фактов. Многое известно и о создании городецкого промысла:

  • Первые упоминания о технике появились еще в XIX столетии, тогда как ее родиной стали небольшие русские поселения, раскинувшиеся на берегах Волги. Примечательно, что все они были сосредоточены вокруг маленького городка под названием Городец (в современности, административный центр в Нижегородской области), откуда, собственно, и пошло название самого промысла.
  • Изначально незатейливыми орнаментами, оформленными в самых ярких оттенках, украшались прялки, притом что дощечки с узорами изготавливались отдельно из другой породы дерева, вставляясь в специальное углубление станка в уже готовом виде.
  • Красочная живопись быстро стала популярной, благодаря чему ею начали украшать не только донца прялок, но и другую утварь и даже отдельные элементы кораблей. В итоге начали появляться чашки, ложки, плошки и прочая мелочевка, расписанная незамысловатыми рисунками в красных, желтых, синих, зеленых и коричневых оттенках.
  • На первых порах техника представляла собой деревянную инкрустацию с очень сложной и кропотливой резьбой по дереву. Однако стремительное расширение применения промысла заставило народных умельцев отказаться от тяжелой техники в пользу более легкой и быстрой в выполнении росписи.
  • Рассвет технологии пришелся на 1870 год, когда художник Огуречников взялся обновить иконы в одной из нижегородских деревенских церквей, используя узнаваемые приемы из городецкой росписи и обучая им своих помощников. А вот в начале XX века она, напротив, пришла в упадок и даже на какое-то время полностью перестала применяться народными мастерами.
  • Свое название роспись получила не сразу, а только в 30-годах прошлого века, и доподлинно известно, что ее автором стал истинный ценитель и исследователь народного искусства по фамилии Василенко. Следует отметить, что наименование в честь Городца было выбрано отнюдь не случайно, ведь, помимо географической близости происхождения, техника почерпнула очень многое из быта и привычного уклада этого городка. Тогда же была открыта первая профессиональная мастерская, благодаря которой интерес к росписи начал стремительно возрождаться.
  • В 1960 году на базе мастерской была построена фабрика, в которой выполнялась роспись по дереву, представленному в различных конфигурациях.

Основные приемы техники

Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.

Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:

  • Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
  • Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
  • Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.

После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:

  • Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
  • Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
  • Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.

Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.

Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
  2. Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
  3. Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
  4. Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
  5. Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
  6. В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком. Для такой работы отлично подойдет разделочная доска. 

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

  • Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)

  • Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
  • Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Особенности росписи

Вначале мастера украшали донца резными изображениями. Затем появилась инкрустация – мозаика из кусочков потемневшего дуба, падавшего в разливающуюся реку, и долго пролежавшего там. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие исполнялись резцом. Тогда же начала зарождаться техника городецкой росписи на доске – условность, схематичность письма животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резному присоединяются рисованные сюжеты и раскраска. Композиция становится богаче, сложнее. Появляются ярусные картины – каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году, в село Курцево, для обновления росписи местной церкви, приехал иконописец Огуречников. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи – слоевое наложение краски, оживки белилами. И мастера-резчики становятся художниками. Создаются изделия в иконописной технике. Городецкая работа быстро развивалась. Мастера брались за любую работу, разрисовывали мебель, панно, детские качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Заново возродился в шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, шкатулки, матрешек, посуду.