- Краткое содержание
- Краткое содержание сказки
- Популярные сказки
- «Теремок» в кукольном театре и мультипликации
- Главные персонажи
- Кто такой Колобок?
- Сравнение персонажей сказки
- Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Русская народная сказка «Теремок» в обработке Е. Чарушина
- Колобок как олицетворение качества человека
- Хлебная символика
- Особенности «Теремка»
- Читательский дневник по русской народной сказке «Теремок»
- Характеристика главных героев:
- Краткое содержание сказки «Теремок»
- Основная мысль сказки «Теремок»
- Чему учит сказка
- Краткий отзыв о сказке «Теремок» для читательского дневника
- Пословицы к сказке
- Основные характеристики
- Как играть?
- Почему внучка, а не сын или дочь?
- Главные герои в сказке теремок
- Сказка «Теремок» в картинках
- Характеристика героев
- Сказка «Теремок» в обработке А. Н. Толстого
- Сказка «Теремок мышки» в пересказе К. Д. Ушинского
- Сказка-пьеса С. Я. Маршака «Теремок»
- Сюжет
- Русский народный сюжет (оригинал)
- Сюжет А. Толстого
- Сюжет Д. Буторина (встречается часто)
- Сюжет И. Огорельцев (встречается крайне часто)
- Сюжет В. Сутеева
- Сюжет В. Бианки
- Главные персонажи
- Пословицы, поговорки и выражения сказки
Краткое содержание
Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.
Кратко план сказки можно представить так:
- Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
- В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
- Последним в «Теремок» приходит Медведь.
- Теремок не выдерживает и разваливается.
Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.
Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.
Краткое содержание сказки
Посреди поля стоял теремок. Поселилась в нем мышка, к ней попросилась жить лягушка, потом прибежал зайка. Лисичка увидела теремок, захотела в нем жить. Друзья и ее к себе взяли. Потеснились обитатели теремка – пустили к себе и волка. Набрел на теремок медведь, тоже захотел в теремке жить, только места для него не оказалось. Решили, что косолапый поселится на крыше. Сел медведь сверху на теремок – теремок развалился. Стали звери вместе новый строить. Новый теремок получился прочнее и краше. Живут в нем теперь все звери в дружбе и согласии. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Популярные сказки
Наибольшей популярностью среди детей пользуются герои сказок Пушкина, Андерсена, «Колобок», «Теремок» в картинках. Для каждого ребенка сказка – это не просто фантазия писателя, а особая реальность в мире чувств.
При прослушивании сказки дети глубоко сопереживают персонажам. У них пробуждается импульс к оказанию помощи нуждающимся, к их защите. Для дошкольника восприятие сказки является его специфической деятельностью, выражающейся в игровой форме. Это позволяет ему свободно фантазировать, мечтать.
Картинки героев народных сказок «Колобок», «Теремок», повествований Пушкина, Андерсена, персонажей мультфильмов нашли широкое применение в развивающих играх для детей дошкольного возраста.
«Теремок» в кукольном театре и мультипликации
Вряд ли вы найдете хоть один детский сборник сказок, где бы не присутствовала сказка «Теремок» в чьей-либо обработке. Народная мудрость, которую выражает эта незатейливая история, твердит о том, что все должны жить в мире и согласии друг с другом. Иногда даже противоположности привыкают и приспосабливаются.
Чтобы не нарушить покой, важно быть толерантным. Очень часто воспитатели в детских садах делают постановку сказки «Теремок» на сцене
Ведь персонажи ее очень яркие. По сюжету истории было снято три мультипликационных рисованных фильма с одноименным названием. В 1995 году сняли кукольный мультфильм. А композитором Александром Кулыгиным была написана детская одноименная опера.
Главные персонажи
Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром)
Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности
После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).
Кто такой Колобок?
По своей сути это и есть маленький ребенок, который желает поскорее узнать устройство жизни. Ведь дорожка в лесу, по которой он катится это и есть жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок, который выносят дети из этой сказки это то, что нельзя не спросив разрешения у взрослых уходить из дома. Как и сделал сказочный герой сказки. Поэтому для колобка и сказка плохо закончилась. Ребенок представляет, что мир огромен, и очень хороший, но в нем существует и опасность. Поэтому нужно быть внимательным и слушаться старших тогда и опасность обойдет стороной
При прочтении сказки следует обратить внимание ребенка на то, что речь у колобка слишком самоуверенная. А самоуверенность всегда лишается бдительности и обязательно попадает в опасность. К тому же колобок на протяжении всей сказки использует одну и ту же модель поведения со всеми другими персонажами сказки, так как она была успешной
Но в определенный момент колобок из-за своих успехов потерял бдительность, т.е. не смог разглядеть в лисе опасность — и был съеден. Жизненный урок сказки должен давать определенное развитие ребенку в том направлении, что необходимо вовремя сориентироваться и сменить выбранную позицию на другую, оптимальную для новых условий. Но с другой стороны, предназначение колобка и было в том, чтобы его съели, ведь для этого его бабка и испекла. А колобок его и выполнил. Ребенок должен вынести также из этой сказки то, что у каждого есть свое предназначение, и он должен ему следовать. Но, уже для более взрослого ребенка (младшего школьника) к этому уроку добавляется еще один: придет время ребенок сам отправиться исследовать мир, и ему на пути будет встречаться разные типы людей. Сказка его предупреждает, что есть люди-волки, люди-зайцы, люди-медведи, но и также есть очень сложные — люди-лисы. Сказочные персонажи формируют у ребенка внимательность к изучению людей. Подсказывают, что общаться можно со всеми, но с конкретной жизненной позицией и обязательно держать свой стержень
К тому же колобок на протяжении всей сказки использует одну и ту же модель поведения со всеми другими персонажами сказки, так как она была успешной. Но в определенный момент колобок из-за своих успехов потерял бдительность, т.е. не смог разглядеть в лисе опасность — и был съеден. Жизненный урок сказки должен давать определенное развитие ребенку в том направлении, что необходимо вовремя сориентироваться и сменить выбранную позицию на другую, оптимальную для новых условий. Но с другой стороны, предназначение колобка и было в том, чтобы его съели, ведь для этого его бабка и испекла. А колобок его и выполнил. Ребенок должен вынести также из этой сказки то, что у каждого есть свое предназначение, и он должен ему следовать. Но, уже для более взрослого ребенка (младшего школьника) к этому уроку добавляется еще один: придет время ребенок сам отправиться исследовать мир, и ему на пути будет встречаться разные типы людей. Сказка его предупреждает, что есть люди-волки, люди-зайцы, люди-медведи, но и также есть очень сложные — люди-лисы. Сказочные персонажи формируют у ребенка внимательность к изучению людей. Подсказывают, что общаться можно со всеми, но с конкретной жизненной позицией и обязательно держать свой стержень.
Сравнение персонажей сказки
Действующие лица сказки – дикие животные (медведь, волк, ёж, заяц, лиса), птицы (петух), насекомые (муха, комар). Лесные, полевые и болотные твари-жители теремка играют роль слабых персонажей. Но этого нельзя сказать о последнем герое-медведе. Когда в сказке один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного.
Мы всегда в сказках встречаемся с огромной силой медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Так его тяжести не выдержал и хрупкий теремок-дом, в котором мирно жили зверюшки. «Я всем пригнётыш»,-говорит медведь о себе. Звери в страхе разбегаются.
А вот С. Я. Маршак в своей сказке показал, что сюжет может развиваться и по-другому. Его герои – лягушка, мышь, петух, ёж – сильные герои. Они смогли защитить свой домик и прогнать злых воров в лице медведя, лисы и волка.
Каждый из персонажей – это образ определённого животного. Характеристика действующих лиц основана на наблюдениях за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом.
Петух – криклив, самоуверен; волк – хитрый и опасный, но его легко обмануть. Медведь – очень ловкий, неустрашимый, но в сказке он – неповоротлив, неуклюж, можно сказать, бестолковый. Лиса – разбойница, «кума» медведю и волку, но она умнее и хитрее всех остальных зверей. Лиса уступает в силе и размерах волку и медведю. Но она тем не менее легко обманывает их. Лиса – лицемерка. Она стремится сохранить добрые отношения и с медведем, и с волком. Лестью она может добиться своего.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Коллектив – большая сила.
- Согласие крепче каменных стен.
- Из общего котла щи вкуснее.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки
Чему учит русская народная сказка «Морозко» — сюжет, мысль и идея
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Теремок — анализ сказки
По жанровой направленности произведение является детской народной сказкой, рассказывающей о животных.
Персонажами сказки являются зверюшки в виде традиционных действующих лиц русских народных сказок (зайца, мышки, лягушки, лисы, медведя), которые знакомы всем маленьким читателям, а поведение животных при определенных обстоятельствах представляет собой пример доброжелательных и искренних взаимоотношений, демонстрирующих дружбу, взаимовыручку, понимание и согласие в решении важных вопросов.
Отличительной особенностью произведения является отсутствие описания характерных черт героев сказки в виде заячьей трусости, лисьей хитрости, лягушачьей жадности, за исключением медвежьей неуклюжести.
Своеобразие сказки заключается в использовании фольклорных названий героев в виде мухи-горюхи, комара-пискуна, лисички-сестрички.
В сказке поднимаются важные вопросы, возникающие в человеческой жизни, в виде проявления зависти, чувства меры, преодоления конфликтной ситуации и решения непреодолимых проблем.
Как и всякое сказочное произведение «Теремок» имеет собственную мораль, заключающуюся в народной поговорке о том, что лучше жить в тесноте, но без обид. Тем самым смысл сказки выражается в необходимости обучения детей коллективному общению, проявлению заботы об окружающих, оказанию помощи близким людям.
Русская народная сказка «Теремок» в обработке Е. Чарушина
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
Никого в тереме нет — никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— Я лягушка-квакушка!
— Иди ко мне жить!
Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить- поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка! А ты кто?
— А я заяц — на горе увёртыш!
— Иди к нам жить!
— Хорошо, приду.
Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лисичка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш! А ты кто?
— А я лисичка-сестричка!
— Иди к нам жить!
— Сейчас приду.
Забралась лиса в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит,
У дверей остановился и кричит:
— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш!
— Я лисичка-сестричка! А ты кто?
— А я волк — из-за кустов хватыш!
— Иди к нам жить!
Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю медведь бредёт,
У дверей остановился и ревёт:
— Уф! Уф! Уф! Уф!
Уф! Уф! Уф! Уф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш!
— Я лисичка-сестричка!
— Я волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?
— А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!
Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.
Где ему, такому косолапому!
Колобок как олицетворение качества человека
В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок. Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок»
Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава
Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.
Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним – умением говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.
Хлебная символика
Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:
Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.
кадр из м/ф «Колобок»
Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.
Особенности «Теремка»
В сказочном теремке присутствует особенная обстановка с гостеприимностью, уступчивостью. Читателю не описывается форма, внешний вид домика. По тексту нельзя определить, как он выглядел внутри и снаружи. Чтобы больше заинтересовать детишек и заинтриговать, каждому персонажу дано ласковое прозвище ( Мышка-норушка, Лисичка-сестричка, Зайчик-побегайчик, Лягушка-квакушка).
Все персонажи в сказке выстроены по размеру и весу. Сначала речь идет о самой маленькой мышке, а заканчивается история приходом медведя. Интересно, что внутреннее пространство домика сильно преувеличено. А медведя ребятишки видят разрушителем. Кстати, появление и разрушение теремка в сказке совсем не описывается, но можно ли ее назвать безобидной?
Между прочим, само название истории указывает на национальность ее героев. Ведь домик назван не дворцом, не сараем, не хоромами, а теремом. А это слово мадьярское. Данный народ живет в Венгрии и теремом называет комнату. Мадьяры отличаются трудолюбием, дружественностью, гостеприимностью.
Читательский дневник по русской народной сказке «Теремок»
Жанр произведения: сказка о животных. Главные герои: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волчок, Медведь.
Характеристика главных героев:
Мышка, Зайчик, Лягушка, Лисичка, Волчок — дружные звери.
Вместе поселились в одном домике и его отстраивали.
Трудолюбивые и гостеприимные.
Медведь — огромный и нелепый.
Не понимал, что своим весом и ростом раздавит маленькую избушку.
Помог зверям построить новый домик.
Краткое содержание сказки «Теремок»
Нашла мышка теремок и стала в нём жить.
К ней присоединились лягушка, зайчик, лиса, волк.
А потом пришёл медведь и сел на крышу теремка.
Но звери построили новый теремок, лучше прежнего.
Основная мысль сказки «Теремок»
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нём.
Основная идея произведения в том, что лучше жить в тесноте, да всем вместе.
Чему учит сказка
Сказка учит нас доброте, открытости и отзывчивости.
Учит нас ценить своё жильё и стараться делать его лучше, комфортнее.
Учит нас, что не стоит отчаиваться и грустить, а пытаться сделать что-то новое.
Краткий отзыв о сказке «Теремок» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что в компании всё делать интересней и веселей, чем в одиночку.
Вот и зверям было весело вместе, а когда дом сломался, они легко отстроили новый.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней рассказывается, как стали жить все вместе различные звери.
Мне понравилась мышка, потому что она первая нашла теремок и никому не отказывала, кто просился к ней жить.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, хорошие ли мы хозяева.
Радуемся ли мы гостям, как это положено?
Пословицы к сказке
В тесноте, да не в обиде.
Знает сорока, где зиму зимовать.
Домик чем беднее, тем люднее.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Где дружба и совет, там и свет.
Основные характеристики
- Наделение внутреннего пространства теремка некоторой активностью (гостеприимство, уступчивость).
- Равнодушие к особенностям теремка: его форме, предыстории и т. д.
- Безразличие к происходящему внутри и снаружи теремка.
- Обязательное присутствие прозвищ персонажей.
- Выстраивание персонажей по весу, от самого маленького — к самому большому.
- Гиперболизация вместимости внутреннего пространства теремка.
- Медведь в роли разрушителя.
- Ограниченность сюжета сказки моментами появления и разрушения теремка (сказочное действие располагается между этими точками); безразличие к судьбе персонажей до и после этих границ.
Как играть?
Например, рассмотрим дидактическую игру «Угадай-ка сказку». Ее основной задачей является закрепить у ребят навыки угадывать сказку по указанным признакам, а также находить и описывать героев. Перед детьми в разных местах расставляют картинки с изображением разных сказок. Каждому из них раздают картинки персонажей мультфильмов, героев русских народных сказок, например, «Колобок», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок», сказок Пушкина и Андерсена. Вначале дети их внимательно рассматривают, а затем выстраиваются по очереди один за другим. При этом держат в руках свои картинки. Потом воспитатель загадывает загадки. А когда задает вопрос: «Что это за сказка?», каждый ребенок подбегает к картинке с изображенной соответствующей сказкой. Затем дают всем несколько минут, чтобы подготовиться и дать четкие ответы на вопросы о героях сказки и какие действия они в ней выполняют. Необходимо дать каждому из них определенную характеристику.
С картинками героев сказок можно играть несколько по-другому. У ведущего игрока находятся герои русских сказок в картинках. А у всех остальных — шесть больших листов с изображением шести сказочных персонажей. Сначала дети называют этих персонажей, а затем переходят к самой игре. Ведущий игрок берет любую картинку, положенную вниз изображением, и называет персонаж. Тот, у кого находится лист лото с этим персонажем, берет картинку и накрывает на нем соответствующее изображение. Тот, кто первым закроет все изображения на лото, и будет считаться победителем. Начинайте играть в данные игры с детьми, начиная от трех лет и до школы.
Почему внучка, а не сын или дочь?
Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.
Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.
Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.
Главные герои в сказке теремок
ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7
Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8
Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
>Русская народная сказка «Теремок»
Сказка «Теремок» в картинках
Здравствуйте, друзья! У нас блоге снова сказочная тема) И на этот раз это сказка «Теремок» в картинках. Это одна из самых первых и любимых сказок для самых маленьких деток.
Когда-то мне её рассказывали бабушка и мама, затем я рассказывала её своей дочери, не сомневаюсь, что и в будущем эта традиция сохранится. При этом всегда интересно не только слушать, но и видеть то, что происходит в повествовании.
Предлагаемые картинки к сказке «Теремок» нарисованы для детей очень красочно и изображают все происходящие события поочередно. Чтобы увидеть их в полном размере и сохранить просто кликните по ним мышкой.
Кстати, внизу, под изображениями вы найдете старый, добрый одноименный мультфильм от Союзмультфильма. В итоге можно сделать целое занятие: сначала просмотреть с малышом мультик, а затем попросить его пересказать что видел, и изображения в этом деле здорово помогут.
Характеристика героев
Сказка «Теремок» в обработке А. Н. Толстого
В теремке поселяется муха-горюха; комар-пискун; мышка-погрызуха; лягушка-квакушка; заюнок-кривоног; лиса-при беседе краса; волк-волчище-из-за-куста-хватыш; последний герой-медведь-всем пригнетыш.
Сказка «Теремок мышки» в пересказе К. Д. Ушинского
В домике первой начинает жить мышка-норушка; затем селится лягушка-квакушка; за ней – заяц-на-горе-увёртыш; лисичка-сестричка, везде поскокиш; волк-из-за-кустов-хватыш; последний герой тоже медведь: «Я всех вас давши».
Сказка-пьеса С. Я. Маршака «Теремок»
С. Я. Маршак создал добрую сказку. В его теремке живут вместе лягушка-квакушка; мышка-норушка; петушок-золотой гребешок; «серый ёжик, ни головы, ни ножек, горбом спина, на спине борона». Это добрые герои.
Но в этой сказке есть и злые герои – это: волк-зубами щёлк; «кумушка-лиса-рыжий хвост, глаза как свечи»; медведь-Михаил Иваныч.
В первых двух сказках звери живут дружно в теремке. Но вот приходит медведь и всё нарушает: нет домика, звери напуганы. Но в сказке С. Я. Маршака жители теремка дают отпор злым врагам в лице волка, лисы и медведя. Их теремок остаётся цел и невредим.
Сюжет
Русский народный сюжет (оригинал)
Построила муха терем и стала там жить. Далее к ней подселяются блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище — серый хвостище. Но тут приходит медведь косолапый, который не помещается в теремке и поэтому решает жить на крыше, вследствие чего домик рушится. Остальные звери еле спасаются. Стали звери жить в лесу.
Сюжет А. Толстого
Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетела муха-горюха и стала там жить. К ней присоединяются комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног, по горке скок, лиса — при беседе краса, волк-волчище — из-за куста хватыш. Однако вскоре приходит медведь и давит горшок, тем самым распугивая зверей.
Сюжет Д. Буторина (встречается часто)
В поле стоит теремок. Мимо пробегает мышка-норушка и решает, что теперь это её домик. Вскоре с ней вместе начинают жить лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Однако мимо проходит медведь косолапый и разрушает теремок. Звери остаются целы и невредимы, начинают строить новый теремок. И выстраивают лучше прежнего!
Сюжет И. Огорельцев (встречается крайне часто)
В лесу стоял грибок-теремок. Начался дождь. Муравей промок и решил спрятаться под грибом. К нему присоединяются мотылек, мышка, воробей, заяц. Лисица же отказывается укрыться под грибком-теремком. Звери думают, что их дом волшебный от того, что он быстро растет, но «мышка» говорит, что это из-за дождя. Звери радуются, какой у них замечательный дом, который растет под дождем.
Сюжет В. Сутеева
«Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве стоит… терем-теремок!» И решила Муха жить в этом теремке. Вскоре к ней приходят Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Петушок — Золотой Гребешок и Зайчик-Побегайчик. Медведь тоже хочет жить в теремке. Он лезет на крышу и ломает домик. Однако «косолапый» извиняется за своё деяние и звери его прощают. Затем они все вместе строят новый теремок, в котором остаётся место ещё и для гостей! И они построили новый теремок где поместились все и могло поместиться даже больше.
Сюжет В. Бианки
Стоял в лесу толстый-претолстый, старый-престарый дуб. Прилетел дятел и выдолбил в дубе дупло. И поселился в нем. Дуб крошится и крошится, дупло становится шире и шире. На третий год дятла прогоняет из дупла скворец. На третий год после того скворца из дупла прогоняет сыч. Далее жителями неуклонно расширяющегося дупла становятся последовательно белка, куница, пчелиный рой — и наконец, вконец прогнивший дуб намеренно разламывает пополам медведь.
Также есть версии про пенёк и лошадиный череп (остов).
Главные персонажи
Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром)
Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности
После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Коллектив – большая сила.
- Согласие крепче каменных стен.
- Из общего котла щи вкуснее.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки
Чему учит русская народная сказка «Морозко» — сюжет, мысль и идея
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Теремок — анализ сказки
По жанровой направленности произведение является детской народной сказкой, рассказывающей о животных.
Персонажами сказки являются зверюшки в виде традиционных действующих лиц русских народных сказок (зайца, мышки, лягушки, лисы, медведя), которые знакомы всем маленьким читателям, а поведение животных при определенных обстоятельствах представляет собой пример доброжелательных и искренних взаимоотношений, демонстрирующих дружбу, взаимовыручку, понимание и согласие в решении важных вопросов.
Отличительной особенностью произведения является отсутствие описания характерных черт героев сказки в виде заячьей трусости, лисьей хитрости, лягушачьей жадности, за исключением медвежьей неуклюжести.
Своеобразие сказки заключается в использовании фольклорных названий героев в виде мухи-горюхи, комара-пискуна, лисички-сестрички.
В сказке поднимаются важные вопросы, возникающие в человеческой жизни, в виде проявления зависти, чувства меры, преодоления конфликтной ситуации и решения непреодолимых проблем.
Как и всякое сказочное произведение «Теремок» имеет собственную мораль, заключающуюся в народной поговорке о том, что лучше жить в тесноте, но без обид. Тем самым смысл сказки выражается в необходимости обучения детей коллективному общению, проявлению заботы об окружающих, оказанию помощи близким людям.