Деревянные ложки хохлома: история и современность росписи с узорами

Содержание
  1. Из чего делают деревянные ложки?
  2. Гжельская роспись рисунок поэтапно, с фото
  3. Пошаговая инструкция
  4. Шаблоны росписи хохломы
  5. Тонкости использования и хранения
  6. Роспись хохлома — история творчества
  7. История создания инструмента
  8. Городецкая роспись рисунок поэтапно, с фото
  9. Примеры ягодно-цветочных орнаментов на ложках
  10. Обработка маслами: придаем ложке красивый внешний вид
  11. Не забываем о различных приёмах
  12. Основные инструменты и заготовки
  13. Чем покрыть деревянную ложку для еды?
  14. Роспись горячим воском
  15. Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет
  16. Мотивирующее начало занятия
  17. Физкультминутка
  18. Исследовательская деятельность
  19. Как нарисовать ложку карандашом поэтапно?
  20. Поэтапное выполнение работ на тему «Декоративное рисование»
  21. «Каргопольский петушок»
  22. «Сказочная городецкая птица»
  23. «Золотая хохлома»
  24. «Жостовский букет»
  25. «Дымковская барышня»
  26. «Роспись посуды мордовским узором»
  27. «Роспись матрёшки»
  28. Фотогалерея: примеры детских работ

Из чего делают деревянные ложки?

Из какого дерева лучше вырезать деревянную посуду? Этот важный вопрос волнует всех начинающих резчиков. Для вырезания ложек лучше всего подходят

заготовки из твердой, но не колкой древесины лиственных пород – осины, ясеня, клена, березы, вяза, ореха, вишни или клена.

Начинающим резчикам

лучше использовать липу. Эта древесина более мягкая и легкая, обладает равномерной плотностью и хорошо строгается во всех направлениях. Для приобретения опыта и отработки базовых навыков резьбы, это наиболее подходящий материал. Помимо прочего изделия из липы не склонны к короблению и не выделяют дубильных веществ.

Хвойные деревья не подходят

для изготовления ложек из-за своей высокой смолистости и характерного запаха. Также избегайте экзотических тропических пород древесины, таких как тик, которые могут быть токсичными.

В качестве заготовки можно использовать дощечки или же расколоть целую колоду-кряж на небольшие полешки. Первый вариант – более практичный, второй – более традиционный. Ориентация древесных волокон в заготовке определяет симметричность узора чаши ложки так, как показано на фото.

Гжельская роспись рисунок поэтапно, с фото

Основными мотивами в гжельской росписи выступают цветы, животные, птицы, пейзажи. Это направление искусства характерно тем, что в нем используются всего лишь несколько основных цветов: белый, голубой, синий. Хотя раньше гжельская роспись включала в себя весь цветовой спектр. Осилить мастерство гжельской росписи под силу даже ребенку, главное освоить ее базовые элементы. Мы покажем как легко и просто можно украсить тарелку, нарисовав птицу.

Для этого необходимо вооружиться:

  • листом белой бумаги;
  • мягкой широкой кистью;
  • синей акварельной краской,
  • тонкой кисточкой.

1.Двумя мазками с нажимом на одну сторону рисуем туловище птицы. Если сразу красками рисовать сложно, тогда лучше нарисовать эскиз простым карандашом.

Пошаговая инструкция

Выбранный кусок бревна нужно распилить или разрубить топором пополам. На плоской стороне карандашом намечается контур предстоящего изделия. Затем пилой удаляются ненужные участки. При помощи топора следует первично придать форму внешней округлой части. Также необходимо срезать слой древесины для создания нужного угла между черпаком и рукояткой. Место их соединения следует закруглить напильником.

Следующий шаг – шлифовка. Для удаления грубых элементов можно воспользоваться наждачной бумагой крупного калибра. А чтобы деревянная ложка (своими руками сделать её не так уж и сложно) была более приятна на ощупь, завершить процесс необходимо «нулёвкой». Для большего удобства в шлифовальный элемент заворачиваем палочку.

Далее следует приступить к вырезанию углубления. При помощи стамески из заготовки выскребают небольшими кусочками древесину. Обязательно нужно следить за толщиной, чтобы она не получилась слишком маленькой. Далее нужно зачистить древесину. Для этого можно две полоски наждачки прикрепить к палке с округлым концом, расположив их крестообразно. После окончания работ готовые деревянные ложки можно пропитать растительным маслом. Для улучшения процесса впитывания жидкость подогревают.

Шаблоны росписи хохломы

Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.

Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.

Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.

На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.

Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.

Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.

Тонкости использования и хранения

Сохранить первоначальный вид деревянного изделия удается при соблюдении требований к использованию столовых приборов. После приобретения рекомендуют обработать поверхность ложки льняным маслом. Защитный слой будет препятствовать глубокому намоканию древесины и ее пересыханию. Процедуру нужно повторять примерно раз в месяц.

Хранить приборы советуют отдельно от металлических аналогов и прочей утвари. Идеальное место для размещения чистых ложек должно быть защищено от солнечных лучей, влаги

Знатоки в применении деревянной посуды обращают внимание на следующие моменты:

  • нельзя помещать изделия в кипящую жидкость, оставлять на продолжительное время в горячем блюде либо убирать в холодильник вместе с остатками еды — перепады температур портят внешний вид, приводят к деформации предметов;
  • промывать ложки нужно после каждого применения увлажненной губкой без абразивной поверхности;
  • запрещено сушить изделия вблизи обогревательных приборов, вентиляторов — это приводит к потере естественной влаги материала, разрушению предметов;
  • чистые ложки после мытья полезно протирать сухой салфеткой из мягкой ткани.


Мыть изделия из дерева необходимо сразу после применения, пока остатки пищи не присохли к ним


При правильном уходе и хранении деревянные ложки прослужат долго

Роспись хохлома — история творчества

Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи.

Существует две версии возникновения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале ХVII столетия.

Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно в нижегородские земли, принеся с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символики и узоров для росписи. В то же время здесь проживали мастера посудного дела, создававшие великолепную кухонную утварь из дерева.

Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи.

Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. В больших поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную посуду, которую красили «под олово» – то есть, использовали технологии, предшествующие появлению хохломы, которая стала в один ряд с излюбленными техниками украшения: резьбой и выжиганием по дереву.

История создания инструмента

Задолго до создания различных музыкальных инструментов народ на Руси пускался в пляс под звук деревянных ложек. Точное время происхождения определить сложно. Доподлинно известно, что первыми исполнителями игры на ложках были скоморохи и шуты, веселившие бояр в Государевой потешной палате.

Но предположительно у русских ложек более раннее возникновение. В древней Руси народ любил застольные веселья. Для создания ритмичного фона во время исполнения песен и безудержных плясок в ход шли разные подручные вещи – тазы, трещотки, сковороды, самоварные трубы.

В 18 веке крестьяне уже широко применяли игральные ложки в хороводных, обрядовых песнопениях и танцах. А в 19-20 веках появились настоящие виртуозы. Тех, кто играл на ложках, называли ложечниками. Они привлекались в инструментальные оркестры, вносили в звучание национальной музыки уникальный русский колорит.

Шумовой инструмент изготавливался вручную, получался толстостенным, звучал низко. Изготавливали ложки из липы, клена, березы. Комплект состоял из нескольких приспособлений с удлиненными рукоятками. Две ложки зажимались в правой руке, третья бралась в левую, а иногда четвертую вставляли в голенище сапога, чтобы в плясовом азарте ударить по ней. Для разнообразия звучания к рукояткам привязывали колокольчики разной величины.

Городецкая роспись рисунок поэтапно, с фото

Городецкая роспись изначально применялась к деревянным изделиям. Чаще всего расписывалась посуда. Красиво расписанные предметы обихода служили для украшения и уюта крестьянских домов. В настоящее время этот вид искусства предполагает также рисунки на обычном холсте или бумажном листе.

Каждый элемент городецкой росписи несет в себе особое значение, краски выбираются яркие, сочные. В Городце кроме цветов зачастую рисуются птицы, кони, сценки из жизни на природе или в интерьере. Чтобы рисунок получился по настоящему красивым, необходимо освоить основные азы данной техники, а именно: научиться правильно держать кисть — перпендикулярно поверхности рисунка, наносить мазки.

Примеры ягодно-цветочных орнаментов на ложках

Теперь перейдем собственно к хохломским узорам на деревянных ложках. Тем, кто хочет повторить рисунки старых мастеров, предлагаю посмотреть немудреные мотивы-орнаменты. В основной своей массе они связаны с природой. Цветы, ягоды, листья, завитки — основные элементы.

На настоящей оригинальной росписи фон или оставляют металлическим, либо закрашивают почти полностью, оставляю незакрашенными отдельные детали, такие как листочки.

В первых примерах покрываем поверхность ложки черной краской, а затем рисуем узоры. Сначала крупные, а потом более мелкие.

Принято использовать не много разных красок, а лишь несколько, золотистые обязательны, также работают зелеными, желтыми, красными цветами.

Например, желтые кружочки можно штамповать «тычком», если вы расписываете штучные ложки, для себя или в подарок, то изготовить его можно хоть из картофелины. Макать в краску и наносить ровный кружок.

Обычно контуры рисунка предварительно не наносятся на ложку, вся картинка у художницы в голове. Хотя для нас простительно, да и гораздо проще взять готовый образец, разметить, раскрашивать по контурам.

На ложках как правило находится по одному золотому листку, нескольким красным плодам или цветочкам. Частый узор — рябинка, райские яблочки, клубника или малина.

Ложки расписывают с двух сторон — как с выпуклой, так и с вогнутой.

В случае, если фон хотим оставить «с позолотой», то сначала окрашиваем его полностью соответствующей краской «металлик», а затем рисуем контуры черным, крупные элементы основными цветами, а нюансы тем же черным, как показано на фото.

Я привожу здесь примеры росписи настоящих хохломских ложек, чтобы использовать узоры для домашнего творчества. Рисунки несложные, эффект создается за счет яркости красок, сиянии золота.

Последние примеры ложек — на сияющем фоне «позолоты». Нам проще выполнить так — окрашиваем внутренность золотым, размечаем очертания узора, закрашиваем темным фон между элементами.

Несколько красных кружочков оптически соединяют основной узор с фоном. Но этого можно не делать — пример тому на нижней картинке.

Еще раз смотрим общий вид ложек. Роспись идет только по выпуклым частям, черенки, а также хвостики как правило однотонные, чаще золотистые, фон красный или черный.

Норвежский стиль росписи по дереву предметов быта rosemaling

В каждой стране, да даже в каждом регионе существуют немного свои, отличные от других, узоры которые применяются для украшения предметов домашней деревянной утвари. Будучи в Норвегии, я подсмотрела и сфотографировала рукодельные образцы северных мастериц. В том числе, там присутствуют интересные ложки.

Мельхиор : чистка в домашних условиях ложек содой и фольгой

Если деревянные ложки нельзя ни в коем случае подвергать химическому воздействию, а также тереть абразивными веществами, то с серебряными и мельхиоровыми дело обстоит немного иначе. Здесь вы найдете описание простого и оригинального способа безопасно почистить столовые приборы — ложки, вилки, ножи — при помощи имеющихся почти у каждого на кухне составляющих.

Роспись вазы витражным узором как декор стеклянной посуды

Специальными красками, которые предназначены для работы со стеклянной или керамической поверхностью, можно разрисовать посуду — бокалы, тарелки, вазоны, подсвечники. Эта техника применима для создания картинок-витражей. Получаются очень яркие полупрозрачные поверхности.

Обработка маслами: придаем ложке красивый внешний вид

Технология изготовления деревянных ложек не ограничивается зачисткой. После всех работ по удалению ворса необходимо обработать изделие специальными средствами, чтобы его можно было применять в процессе готовки.

  1. Используют пищевые масла для образования гладкой поверхности.
  2. Базовые масла можно использовать, только если ложка будет служить предметом декорации в доме.
  3. Льняное масло — единственный продукт, способный удерживать влагу снаружи. Подходит для обработки пищевой кухонной утвари.

Пропитка экологически чистая. Она защищает дерево от попадания влаги, обладает антибактериальным свойством, подчеркивает структуру дерева, не заполняя декоративную вырезку слоями эмульсий. Единственный минус — постоянное ее обновление. Так как масло периодически испаряется, нужно проводить обработку раз в 2-3 месяца.

Не забываем о различных приёмах

Яркий и небьющийся продукт выполним, использовав технику папье-маше. Нам понадобятся:

  • основа;
  • клей ПВА;
  • бумага (оптимальный вариант – газеты);
  • пластилин;
  • гуашь, кисточки, вода;
  • дополнительные компоненты для прикрас.

Действие проходит в несколько этапов и занимает некоторое время. Шаг за шагом вы поймете, как сделать яйцо в подарок.

  1. Начнем с приготовления основы, которую будем обклеивать, раскрашивать и украшать. Фигуру вылепим из пластилина. Из данного компонента можно создать конструкцию нужной величины.
  2. Нарвем большое количество бумаги на небольшие кусочки.
  3. Возьмем часть обрывков и хорошенько их намочим.
  4. Мокрым сырьем обклеиваем пластилиновый формат одним слоем. На данном этапе клей не применяется.
  5. Соблюдая пропорцию (1:2), подготовим клеящий состав. Со второго налета до окончания занятия смачивание газетных кусочков производим только в этом растворе.
  6. Делаем еще одно покрытие поверхности и оставляем до полного высыхания. Сохнуть предмет будет часа два-три. Продолжаем наклеивать прослойки.
  7. Процесс стоит повторить до восьми раз.
  8. Окончательная сушка длится до полутора суток
  9. Высохший штамп яйца досконально покрываем белой гуашью. Он сыграет роль грунтовки. Даём произведению высохнуть.
  10. Острым ножом аккуратно разрезаем деталь на две половинки и вынимаем пластилиновую основу (если получается вынуть ее раньше, бумажное яйцо можно полностью не разрезать).
  11. Место разреза скрупулезно склеиваем

Замечательное произведение готово. Маленький нюанс: если задуманная вещь предназначается для развешивания, перед склеиванием половинок в остроносую часть яйца можно продеть ленточку с узелком на конце.

Получается очень удобная петелька. Можно приступать к раскрашиванию, росписи пасхальных яиц, оформлению их наряда. Выкрашенное яйцо желательно покрыть лаком (вполне подходит лак для волос). Оно станет блестящем и не будет пачкать руки.

Основные инструменты и заготовки

Чтобы примерно понять, как сделать деревянную ложку, посмотрите эскизы мастеров, видео по теме. Для небольшого размера посуды понадобятся:

  • Кусок дерева, желательно грецкий орех. Не мягкое, молодое. В крайнем случае можно взять твердую древесину, если вы умелый мастер.
  • Скобель.
  • Стамеска.
  • Наждачная бумага разной зернистости.
  • Напильник для обработки дерева.
  • Штихель тонкий, стальной резец для декоративной резьбы.
  • Струбцина для фиксации бруса.
  • Тряпка.
  • Пищевое масло, не базовое.
  • Рашпиль.

Карандашом нарисуйте форму ложки на куске дерева, а затем обрежьте ее ленточной пилой. При ее отсутствии можно обойтись рашпилем.

Чем покрыть деревянную ложку для еды?

Финальным штрихом создания деревянной ложки является ее обработка отделочным составом. И здесь, как правило, возникает много вопросов. Если вы вырезаете декоративную ложку, то все просто: ее можно покрасить краской, нанести любое лаковое покрытие или обработать воском. С изделиями, которые планируется использовать по прямому назначению, все сложнее

Выбирая состав для пропитки, важно чтобы он был практичным и безопасным

В русской традиции для обработки деревянных ложек использовали и продолжают использовать . Такая пропитка экологична, обладает антибактериальными свойствами, подчеркивает текстуру дерева, проста в нанесении. Но ее придется периодически обновлять. При этом, используя в качестве отделки сырое льняное масло, со временем оно может начать передавать пище неприятный прогорклый запах.

Более практичным решением является использования специальных минеральных масел для отделки деревянной посуды. Такая пропитка наделяет поверхность водоотталкивающими свойствами, при этом не образует пленки – поры остаются открытыми и древесина продолжает дышать. Минеральные масла не влияют на вкус пищи и более стойкие.

О практичности и пищевой безопасности отделочных составов мы подробно говорили в нашем .

Ложки — очень древний столовый прибор, без которого и сегодня не может обойтись ни одна семья во всём мире. История деревянной ложки берёт своё начало ещё в эпоху палеолита. Именно тогда люди стали использовать маленькие кусочки найденных деревянных обломков для зачёрпывания жидкой пищи. В Древней Руси и скандинавских странах прижились именно ложки. Они, как и другая посуда, были выполнены из дерева. Первое упоминание об этом столовом приборе встречается в «Повести временных лет», в описании пира князя Владимира, и датировано 996 годом. Их изготавливали из разных пород дерева: берёзы, осины и клёна.

Роспись горячим воском

Рисование расплавленным воском является интересным творческим процессом, но подходит только при наличии усидчивости, способности сосредотачиваться. Если есть опыт, можно создавать сложные узоры, покрывать заготовки орнаментами. Для работы потребуются следующие материалы:

  • восковые мелки или растопленные восковые свечи – цветные либо окрашенные пищевыми колерами,
  • несколько емкостей из металла (ложки, крышки),
  • вязальные крючки или медная проволока,
  • красители пищевые.

В качестве красителей используют химические вещества или те, что традиционно применяются для сплошного окрашивания яиц (например, шелуха лука). Обычно вещества, которые требуют вываривания в воде, применяются только для куриных яиц. На деревянных заготовках создают фон иным способом – например, разводят красители и покрывают яйцо при помощи кисточки. После полного высыхания и нанесения рисунка простым карандашом можно приступить к дальнейшим этапам работы:

  1. Растопить мелки или свечи, причем каждый цвет – в отдельной емкости. Удобнее делать это в обычной старой ложке над пламенем свечи. Воск придется подтапливать регулярно, иначе нанесение рисунка будет невозможным. До кипения доводить воск не следует.
  2. Яйцо немного прогреть. Если оно будет холодным, то воск станет застывать слишком быстро, и создать нужные контуры будет трудно.
  3. Приступить к созданию узоров. Для этого на крючок, проволоку набрать немного воска, поставить точку или сделать линию. После провести все остальные штрихи согласно наброску. Вначале выполнять рисунок только одним цветом, а после высыхания приступить к дальнейшему раскрашиванию прочими оттенками.

Готовую высохшую деревянную писанку нужно смазать подсолнечным маслом: после впитывания оно придаст ей красивое сияние. Разноцветные сувениры выглядят празднично, хотя однотонные изделия тоже смотрятся стильно.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет

Для выполнения работы, воспитатель готовит интересный материал о народном декоративно-прикладном искусстве, составляет композиции. После чего знакомит детей с новым материалом, рассматривая иллюстрации, стилизованные образы, а также изделия прикладного искусства. Чтобы придать занятию более весёлый характер, подбираются соответствующие мелодии.

Обратите внимание! Кроме этого, воспитатель читает детям художественную литературу, заучивает с ними стихотворения, просматривает видеоклип «Золотая хохлома»

Мотивирующее начало занятия

Основной мотив — это привлечение ребёнка к поэтапному выполнению задания, необходимо выбрать интересные, весёлые дидактические игры, например, «Составь узор на посуде» или «Обведи рисунок».

К примеру, ребятам можно предложить открыть свой художественный салон, чтобы гости смогли выбрать сувениры на память. Для начала придётся стать художниками, чтобы создать новый шедевр. Нужно сделать красивую роспись на посуде. Педагог выставляет различную посуду, в виде ложек, ваз, мисок с золотым желтым фоном.

Важно! Дети должны выбрать силуэт посуды, чтобы сделать красивый узор. Воспитатель интересуется, помнят ли они что надо делать?. Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку)

Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку

Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку). Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку.

Разминка

Физкультминутка

Если дети устали выполнять упражнение, нужно немного отдохнуть. Для выполнения разминки, ребята должны повторять движения за воспитателем:

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность позволяет выявить способности ребёнка.

Обратите внимание! Педагог должен сделать анализ работы и выявить результат. Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор

Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор.

Как нарисовать ложку карандашом поэтапно?

Для начинающих художников изобразить ложку не составит особого труда. Главное — запастись терпением и смело приниматься за работу. Итак, начнём:

  1. Нарисуйте прямоугольник-заготовку. Вначале этот набросок может напоминать другой прибор — вилку. Но после закругления форм и добавления объёма, однозначно, получится ложка.
  2. Изобразите овалом форму ложки в полученном прямоугольнике.
  3. Не забывайте, что на всех металлических и гладких предметах отражается свет. Выделите места отражения на ложке — здесь нужно будет прорисовать блики.
  4. Заштрихуйте места ложки, на которых свет не отражается, при помощи нанесения более тёмного тона.
  5. Полутень сделайте несколько светлее.
  6. Нет необходимости заштриховывать рисунок там, где падает свет.
  7. Зарисуйте образующуюся тень от ложки.

Поэтапное выполнение работ на тему «Декоративное рисование»

Рассмотрим варианты рисования для детей 6–7 лет по мотивам народных промыслов.

«Каргопольский петушок»

  1. На бумажной заготовке с контурами петушка обозначить простым карандашом детали.

  2. Жёлтой гуашью закрашиваем голову, крыло, грудку, полосу на ножках и хвост.

  3. Закрашивание мелких частей (бородка и гребень) и детализация красной краской.

  4. Рисование деталей зелёной краской. Чёрной обозначается глаз и клюв.

«Сказочная городецкая птица»

  1. Закрашиваем заготовку светло-коричневым или жёлтым цветом (гуашь).

  2. Рисуем подмалёвки (пятна для будущих узоров).

  3. Дорисовываем розанам лепестки, зелёной краской намечаем листья.

  4. Дуги рисуем тонко чёрным цветом.

  5. Детали белого цвета оживляют композицию. Рисуем полоски, точки и капли, штрихи.

«Золотая хохлома»

  1. Контуры заготовки закрашиваем жёлтым цветом (золотым).

  2. Чёрным рисуем веточку и завитки. Красным цветом обозначаем дно, каёмку и пупочку крышки, а также ягоды.

  3. Добавляем ещё ягод в композицию.

  4. Обозначаем серединки ягод чёрными точками.

  5. В завершение рисуем зелёные листики.

«Жостовский букет»

  1. Рисуем жёлтой гуашью каёмку на заготовке подноса.

  2. Обозначаем серединки крупных цветов.

  3. Мазками кисти рисуем лепестки.

  4. Маленькие цветочки рисуем тонкой кистью, без обозначения сердцевин.

  5. Рисуем стебли и листья, не забываем про прожилки.

  6. Оживляем композицию: тёмной детализацией, белыми оживками, дополнительными цветочками по замыслу.

«Дымковская барышня»

  1. Для росписи объёмной заготовки рекомендуется предварительно нанести разметку узоров. Обозначаем простым карандашом круги на юбке, границы блузки.

  2. Раскрашиваем жёлтым цветом элементы наряда.

  3. Другим цветом раскрашиваем круги на юбке.

  4. Более тёмным оттенком рисуем тонкие линии внутри кругов (снежинки).

  5. Контрастно раскрашиваем воротник блузки.

  6. Волосы барышни раскрашиваем коричневым цветом.

  7. Выполняем мелкую детализацию. Тонкой кисточкой рисуем лицо барышни, узор на кокошнике, пуговицы на блузке.

«Роспись посуды мордовским узором»

  1. Обводим трафарет кувшина, вырезаем по контуру, тонируем жёлтой краской.

  2. Чёрной гуашью рисуем полосы на кувшине.

  3. Красным цветом рисуем крестики между чёрных полос.

  4. Зелёным, синим, красным рисуем узоры в мордовском стиле: волнообразные и ломаные линии, ромбы.

«Роспись матрёшки»

  1. Обозначаем на заготовке фартук и закрашиваем контуры.

  2. Закрашиваем другим цветом сарафан матрёшки.

  3. Обозначаем лицо матрёшки и, не задевая контуров, закрашиваем платок.

  4. Рисуем узор на платке. Для ровных кружков можно использовать ватные палочки.

  5. Расписываем сарафан и фартучек.

  6. Тёмным цветом обводим низ платка, это будет каёмка.

  7. Рисуем лицо матрёшки: глаза, брови, носик, рот.

  8. Оставляем матрёшку на просушку. Готовую работу воспитатель покрывает безопасным акриловым лаком.

Фотогалерея: примеры детских работ

Декоративное рисование в детском саду даёт детям возможность ощутить дух народности. Украшая бумажные заготовки и настоящие изделия, чувствуешь себя немного мастером и частицей большой страны.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий