- Краткое содержание
- Пиршество в Киеве
- Победа героя
- Бой с Дунаем Ивановичем
- III. Алеша и братья Збродовичи.
- История создания
- Экранизации
- Натурщики
- Крестьянин Иван Петров
- Кузнец Иван Петров
- Андрей Саввич Мамонтов
- Семейство Васнецовых
- Антагонисты в фильмах[править]
- Описание картины
- Добрыня Никитич
- Илья Муромец
- Алёша Попович
- Пейзаж и цвета
- Образ богатыря — былинного героя
- Характер
- Сюжет картины
- Рассказал для детей А. Нечаев
- Ссылки[править]
- Знаменитые подвиги младшего из богатырей
- Алеша Попович в культуре и искусстве
- АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН
Краткое содержание
Главный герой рассказа — Алеша Попович. Это русский богатырь, сын священника из города Ростов. Он смелый, решительный и честный юноша. Также присутствует Тугарин Змей — злобный, могучий злодей, способный летать на бумажных крыльях.
Второстепенные персонажи:
- Владимир — киевский князь. Справедливый правитель, боится Тугарина.
- Яким Иванович — богатырь, друг и верный соратник Алеши.
- Княгиня Апраксеевна — супруга князя. Лицемерная особа, которая хотела быть с Тугариным.
Былина начинается с того, что из знатного города Ростова выехали два богатыря: Алеша Попович и Яким Иванович. Скачут они по дороге на доблестных конях и видят посередине дороги большой камень, обозначающий три развилки дороги: первая ведет в Муром, вторая — Чернигов, третья — Киев.
Решили доблестные рыцари отправиться в Киев, к князю Владимиру. Подъезжают они к столице, а в городе идет пиршество на весь мир. Князь Владимир приглашает героев к званому столу. Алеша и Яким присоединяются к празднованию и видят, как рыцари заносят в дом Тугарина Змея. Он садится рядом с княгиней. Герой удивлен появлению на пире такого гостя.
Пиршество в Киеве
Змей выпил полведра вина и приступил к усиленной трапезе. Он прилюдно целовал княгиню и насмехался над князем Владимиром. Русского героя возмутило такое неуважительное поведение Змея. Алеша съедает только половину предложенных угощений за столом, остальную еду отдает слугам.
Богатырь вспоминает, что у его отца была очень прожорливая собака, которая однажды подавилась от жадности костью и умерла. Юноша озвучивает всем гостям, что Тугарина ждет та же участь. Змей, слыша это высказывание, еле сдержал себя в руках, но продолжает трапезу с прежним аппетитом.
Победа героя
Богатырь вызвал Тугарина на честный поединок. Всем гостям предложили сделать ставки на победителя. Люди поставили на победу Тугарина, один лишь владыка Черниговский верил в Алешу. Змей вспорхнул на крыльях из бумаги к небу, тогда богатырь начал просить у высших сил послать на землю дождь и грозу. Так и случилось. Бумажные крылья Тугарина размокли под дождем, а он упал на землю. Разгневанный Змей пригрозил русскому смельчаку неминуемой смертью.
Среди соперников завязалась драка. Алеша изловчился и отрубил голову Тугарина. Богатырь воткнул в нее копье, сел на коня и отправился в город. Княгиня Апраксеевна надеялась, что Тугарин Змей одержит победу в этой схватке, но ее надежды не подтвердились. Богатырь принес голову Тугарина на всеобщее обозрение. Князь Владимир приглашает Алешу жить в Киеве и служить ему верой и правдой.
Бой с Дунаем Ивановичем
В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай — трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.
Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась
Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, — погибнет.
Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.
По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой — они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.
III. Алеша и братья Збродовичи.
Эта былина носит не героический, а семейно-бытовой характер. Однако корнями она уходит в глубочайшую древность, в те времена, когда браки могли заключаться лишь внутри одного «рода-племени». Термином «братья» и «сестры» тогда обозначались не только кровные родственники, но и все молодые мужчины и девушки брачного возраста, принадлежавшие к одному племени.
«Братья» строго следили затем, чтобы «сестры» не покидали своего племени. У многих народов известны сказания о девушке, полюбившей чужака, причем заканчиваются они, как правило, трагически: «братья» убивают девушку, а иногда и ее возлюбленного.
В былине об Алеше и братьях Збродовичах этот древний сюжет приобретает черты, свойственные более позднему времени. Братья Збродовичи — родные братья девушки, ревностно оберегающие нравственность сестры.
Значение прозвища «Збродовичи» не выяснено. В некоторых вариантах былины они названы Петровичами или Бородовичами.
Многие исследователи видят в этой былине снижение образа Алеши и отмечают неблаговидность его поведения по отношению к сестре Збродовичей. Однако известный ученый-фольклорист В.Я. Пропп категорически не согласен с такой точкой зрения: он считает, что Алеша с самого начала ставит своей целью освободить девушку от власти братьев-деспотов.
Пропп пишет: «Алеша, совершающий воинские подвиги, и Алеша, добывающий себе невесту-жену, вырывающий ее из пасти не мифологического чудовища, а из пасти не менее страшных человеческих чудовищ, есть один и тот же Алеша — герой русского эпоса».
Жили в Киеве братья Збродовичи. Как-то раз на пиру братья прирасхвастались: «Есть у нас сестрица единая, молодая Олена Збродовишна. Ясные очи у нее, — как у сокола, черные брови — как у соболя, личико — словно белый снег. Сидит она в высоком тереме, заперта девятью замками железными. Буйные ветры ее не обвеют, частые дожди не замочат, добрые молодцы не увидят».
Случился на том пиру Алеша Попович. Встает он с дубовой лавки, говорит братьям Збродовичам: «Напрасно вы, братья, похваляетесь. Не раз видел я Олену Збродовишну, не раз у нее в тереме гащивал».
Показалась братьям та речь за великую досаду. Не поверили они Алеше, разгневались.
Алеша говорит: «Коли на слово мне не верите, так убедитесь сами. Подойдите нынче вечером к сестрину терему, бросьте ей в окошко ком белого снегу и посмотрите, что она будет делать».
Послушались братья Збродовичи. Как стемнело, закатали они ком снега белого, кинули Олене в окошко. Выбежала Олена на высокое крыльцо, сама — в одной рубашке, без пояса, в одних чулочках, без чоботов.
Говорит Олена: «Здравствуй, мил-друг Алешенька! Давно уж тебя поджидаю. Без тебя кушанья призачерствели, питьица медовые застоялися».
Стали братья сестру корить: «Укора ты наша молодецкая! Просмеха ты наша вековечная!» Взял старший брат саблю острую, хотел срубить Олене буйну голову.
Стала Олена братьев просить: «Братья мои любезные! Дайте мне сроку хоть до бела света — смыть с лица белые белильцы, стереть со щек алые румянцы да сходить в церковь Богу помолиться».
Дали братья Олене сроку на малый час.
Вот стоит Олена в Божьей церкви, стоит, Богу молится, горючими слезами умывается.
Вдруг, откуда ни возьмись — Алеша. «Не плачь, — говорит, — Оленушка. Просись у братьев в чистое поле, чтобы там срубили тебе буйную голову».
Воротилась Олена домой, просит братьев: «Братья мои любезные! Исполните мою последнюю просьбу — отвезите меня в чистое поле и там срубите мне буйную голову».
Посадили братья Олену на коня, отвезли в чистое поле. А там их уж поджидал Алеша Попович. Налетел Алеша на братьев Збродовичей, закричал зычным голосом: «Ой вы, братья Збродовичи! Не дам вам сгубить Олену Збродовишну!» Подхватил Олену — и умчал на своем коне в стольный Киев-град. Там они в Божьей церкви повенчалися, золотыми перстнями поменялися.
История создания
Картина бы не была написана, если бы не ряд случайностей. Идея была спонтанной. Виктор Васнецов был в мастерской знакомого художника и там карандашом сделал набросок. Картина бы так и осталась черновиком, если бы ее не увидел П.П. Чистяков.
Ему, как мастеру исторической живописи, очень понравился этюд. Он был от него в восторге и предложил Васнецову создать полноценную картину. Использовать в качестве героев богатырей из былин тоже была идея Чистякова.
Известно, что Васнецов начал свою работу над картиной в 1871 году, хотя задумка возникла намного раньше. В эскизе было видно сколько лошадей, богатырей и как они будут располагаться на полотне.
Этапы создания картины
1871 год | Создание карандашного наброска | 19 х 26 см |
1876 год | Васнецов сделал эскиз в Париже | 27 х 41 см |
1898 год | Завершение работы над картиной | 296 х 446 см |
Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру. Из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно, летом — за город.
«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» — вспоминал сын живописца Алексей.
Экранизации
Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок Пушкина, а роль Алеши Поповича там исполнил актер Сергей Столяров.
Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.
Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Кощей стал олигархом, богатыри теперь работают его охранниками, леший превратился в бомжа, а Иван-дурак — в ВДВшника. Роль Алеши Поповича в фильме исполняет Антон Пампушный.
Натурщики
Создание картины не обошлось без настоящих натурщиков и лучших лошадей из усадьбы Абрамцево. Дух старины передан благодаря подлинной одежде древнерусских витязей, предоставленных московским Историческим музеем.
Прототипами богатырей были живые люди, внешность которых соответствовала представлению Васнецова о том, какими должны быть герои.
Крестьянин Иван Петров
Мне нравится3Не нравится3
Художник видел Илью Муромца как «здорового детину, степенного, красивого, с внимательными глазами» и целенаправленно искал человека подходящего типажа. В итоге внешность богатыря в картине собрана из нескольких персонажей. Одним из натурщиков стал крестьянин Иван Петров, позднее – извозчик из села Большие Мытищи. Он был запечатлен на этюде в 1883 году.
Кузнец Иван Петров
В поисках новых типажей для Ильи Муромца, Васнецов нашел нужные ему черты и в кузнеце Иване Петрове из Владимирской губернии. Как рассказывал про него после сам Васнецов: «Иду по набережной около Крымского моста и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».
Андрей Саввич Мамонтов
Мне нравится3Не нравится
Натурщиком для образа Алеши Поповича стал 13-летний Андрей Саввич Мамонтов, который тоже любил рисование. Его портрет был написан, когда Васнецов гостил у отца юного Андрея. С этого портрета художник и скопировал лицо богатыря. К сожалению, Андрей так и не смог увидеть готовое полотно – скончался от простуды в 1891 году.
Семейство Васнецовых
Согласно былинам, Добрыня всегда изображается молодым, как и Алеша. Однако художник его изобразил зрелым человеком с бородой.
Для Добрыни Никитича Васнецов не выбрал натурщика. Некоторые исследователи предполагают, что в образе богатыря замечены черты лица семьи Васнецовых – самого художника, его отца и деда.
Антагонисты в фильмах[править]
- Тугарин Змей — главный антагонист первого фильма. Злой и сильный батыр — полководец громадных размеров, командующий армией кочевников-тюрок. К змеям он никакого отношения не имеет, но гораздо более опасный. На демоническое происхождение указывает гром и молния, когда он гневается или оказывается поверженным. Демонстрирует нечувствительность к боли, надрезая саблей кожу на своей груди и желая этим устрашить противника. Был побежден Тихоном и Бабулей с помощью тележки. В конце мультфильма был заперт в клетку, развлекая народ Киева.
- Колыван — знатный купец и главный антагонист второго фильма. Отлично играет в лото, благодаря чему имеет много должников, которыми пользуется в корыстных целях. Любит пряники, но другие не любят их. Умён, коварен и труслив. В конце второго фильма избежал казни (или прощения), ускользнув от героев. Также присутствует в одном из последующих фильмов. Также появляется в пятом фильме, где называет себя «барон фон Курдюк».
- Баба-Яга — потомственная ведьма в шестом поколении. Корыстолюбивая, но не такая злая, как в сказках. Живёт в избушке на курьих ножках в болотистой местности на Кудыкиной Горе, где небо всегда зелёное. Третья должница Колывана. Сначала хотела иметь дачу под Киевом, но после того как увидела, как Змей Горыныч летает, поняла, что умеет улучшать экологию окружающей среды. Мало того, когда Добрыня победил Колывана, Баба-Яга решила, что останется жить на Кудыкиной Горе. Как и Колыван, присутствует в пятом фильме где является главной антагонисткой, она хотела стать царицей. Знает толк в тёмной магии.
- Соловей-Разбойник — главный антагонист третьего фильма. Злой, коварный, жадный и хитрый супостат. Главное оружие его — свист, мешающий устоять на ногах. Все же Соловья победила обыкновенная полуглухая бабка из Царьграда, выбившая ему зуб.
- Шамаханская царица — главная злодейка фильма, царица из восточной страны (государство Ширван, Шемаха), владеющая колдовскими чарами. Постарев, она прячет своё лицо под никабом (кроме магических глаз, которые по-прежнему прекрасны), и никто до определённого момента даже не догадывается о том, что царица уже старая (и к тому же лысая). Мечтает вернуть себе утраченную молодость и былую красоту. Очень злая и жестокая. Она никого не любит, кроме самой себя, и груба со всеми, даже с самим князем Киевским, которого околдовала и в себя влюбила.
- Дуб-шулер — главный антагонист шестого фильма, дерево-мошенник и бизнесмен. Впервые появился в первом фильме, где хотел снять с Юлия шкуру. Но теперь он хотел не Юлия убить, а, воспользовавшись доверием наивного коня, править Киевом. Обманув князя, захватил власть в Киеве, превратив город в своеобразный Лас-Вегас с казино и прочими азартными играми и даже переименовав его в «Лас-Киев». После второго раунда игры из-под Троянского коня появились богатыри; тогда Дуб снял лиственную часть и стал неуязвимым пнём, но всё-таки был побеждён обыкновенными мышами.
Описание картины
Добрыня Никитич изображен бесстрашным и могущественным, готовым в любую секунду встать на защиту родных земель.
Илья Муромец — самая крупная фигура среди богатырей. Воин внимательно вглядывается вдаль. Он бесстрашен и готов к сражению.
Алеша Попович худощавее и моложе остальных богатырей. Он не производит впечатление силача, но обладает удивительной смекалкой.
Парящая птица на полотне служит символом свободы духа.
Природа усиливает идейное единство картины. Луг, невысокие сосны и ели подчеркивают мощь и величие богатырей, их силу духа и бесстрашие.
Небо с клубящимися облаками, как и весь пейзаж, создает ощущение тревоги и напряжения, а фигуры могучих богатырей дарят чувство уверенности и спокойствия.
Мне нравится6Не нравится2
Васнецов всю свою творческую жизнь был увлечен темой богатырской заставы, как символом героического прошлого своей родины. Каждый персонаж картины «Богатыри» воплощает обобщенный образ русского народа, богатыря-крестьянина, защитника Родины.
Обдумывая композицию и сюжет картины, художник обратился за помощью к литературным источникам. Он изучал былины, сказки и жития святых, в которых были какие-либо упоминания о богатырях. Основываясь на этом, он и отобрал материал для образов трех богатырей.
Как объяснял замысел «Богатырей» сам Васнецов: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
Другими словами, главной идеей становится защита русского народа от недугов.
Добрыня Никитич
Мне нравится2Не нравится2
Добрыня Никитич сидит верхом на белом коне. Этот витязь старше двух других персонажей. Древние былины говорят о нем как об образованном и справедливом человеке. Княжеские доспехи богатыря говорят о его знатном происхождении. Щит алого цвета с вкраплениями благородного металла, позолоченные стремена, золотые медальоны на конской уздечке и украшенный драгоценностями меч – все это подтверждение высокого статуса Добрыни.
Как гласит легенда, Добрыня Никитич победил Змея Горыныча, за что и стал называться змееборцем. Взгляд богатыря уверенный и бесстрашный. Впервые взглянув на картину, понятно, что всадник вместе со своим сильным конем в любую секунду готовы встать на защиту родных земель.
Илья Муромец
Мне нравится2Не нравится2
В центре творения Илья Муромец – самая крупная фигура среди богатырей. Согласно легендам, он родился в деревне, недалеко от Мурома. Воспитание он получил в крестьянской семье. До 33 лет он не мог ходить, а позже исцеляется.
Богатырь внимательно вглядывается вдаль. Пристальный взгляд способен заметить малейшую опасность. Он готов к бою: щит на левой руке, с правой свисает булава. Боевой друг витязя – могучий вороной конь с тяжелой сбруей, помогающей его обуздать. Богатырь, как и его верный спутник, уверен и готов к сражению.
Алёша Попович
Мне нравится2Не нравится1
Алеша Попович – самый младший из троих витязей. Его контраст с остальными виден не только в возрасте, но и в телосложении: Алеша худощав. На вид он скромнее остальных витязей. Согласно былинам, он был сыном священнослужителя, прославившийся удивительным умом.
В руках богатыря лук со стрелами. Он верхом на рыжем приземистом коне. Алеша не производит впечатление силача, но взамен этого он наделен удивительной смекалкой. Хитрость и обман помогают богатырю в борьбе с врагом. Именно благодаря этим качествам он смог одержать победу над Тугарином Змеевичем. Кроме этого, молодой воин обладает талантом песенника и гусляра.
Пейзаж и цвета
Мне нравится2Не нравится2
Пейзаж наделен не меньшим смыслом, чем персонажи картины. Художник внимательно подошел к разработке мельчайших деталей ландшафта. Природа усиливает идейное единство произведения.
Художник долго искал вид, который будет достойным фоном для богатырей. Регулярно гуляя по Абрамцево, Васнецов выбрал местность, окруженную лесом. Здесь он и распорядился построить мастерскую и попросил привозить туда натурщиков.
На переднем плане виднеются луг и невысокие сосны и ели, типичные для русской земли. Это подчеркивает то, что богатыри охраняют отечество и свою родную землю. Небольшие деревца также помогают показать мощь и величие богатырей, их несокрушимость и силу духа.
Богатыри разграничивают небо и землю и располагаются в центре полотна, как бы соединяясь с природой. За спиной богатырей виднеется небо с клубящимися облаками и высокие холмы, которые тянутся далеко за горизонт. По примятой траве и развевающимся волосам богатырей понятно, что дует свежий ветер, а парящая птица в небе – символ свободы духа.
Пейзаж дает ощущение тревоги и напряжения, а фигуры богатырей дают почувствовать уверенность и спокойствие, ведь они способны защитить родную землю.
Образ богатыря — былинного героя
(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)
На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале XIX века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера.
В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.
В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).
Характер
Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, – это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.
Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.
Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.
Сюжет картины
Три богатыря на переднем плане и размеры произведения символизируют мощь и силу русского народа. Богатырями стали Добрыня Никитич (слева), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа). Картина представляет защитников Древней Руси, чьи фигуры воплощают героизм русского народа. На холсте отображаются времена, когда Древняя Русь находилась под угрозой татаро-монгольского ига.
Богатыри всматриваются вдаль в поиске врагов. Глядя на картину, кажется, что даже природа напряжена и ждет нападения – пасмурное небо и встревоженная трава на холмах символизируют опасность и наступление врага.
Шлемы богатырей напоминают формой церковные купола, а сами они в воинских доспехах и с оружием. Все это не вымысел художника. Васнецову пришлось много изучить, чтобы достоверно изобразить обмундирование героев былин. Наличие гуслей у одного из них говорит о том, что воины не только умеют храбро сражаться, но и жить обычной жизнью .
Герои картины готовы сражаться за родину до последней капли крови. Они воплощают собой удачу, молодость и мудрость. Каждого персонажа автор наделил своей индивидуальностью, но вместе они – сила, готовая разбить любого врага, задумавшего напасть на Великую Русь.
Рассказал для детей А. Нечаев
Худ. В. Кульков В славном городе во Ростове, у соборного попа отца Аевонтия в утешенье да на радость родителям росло чадо единое—любимый сын Алёшенька. Парень рос, матерел не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался, силой-крепостью наливался. На улицу он стал побегивать, с ребятами в игры поигрывать. Во всех ребячьих забавах-проказах заводилой-атаманом был: смелый, весёлый, отчаянный — буйная удалая головушка!
Иной раз соседи и жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте сынка!»
А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся!»
Так и рос Алёша Попович-млад. И стал он на возрасте. На резвом коне поезживал, научился и мечом владеть. А потом пришёл к родителю, в ноги отцу кланялся и стал просить прощеньица-благословеньица: «Благослови меня, родитель-батюшка, ехать в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру, на заставах богатырских стоять, от врагов нашу землю оборонять».
Худ. В. Кульков
«Не чаяли мы с матерью, что ты покинешь нас, что покоить нашу старость будет некому, но на роду, видно, так написано: тебе ратным делом труждатися. То доброе дело, а на добрые дела прими наше благословенье родительское, на худые дела не благословляем тебя!»
Тут пошёл Алёша на широкий двор, заходил во конюшню стоялую, выводил коня богатырского и принялся коня заседлывать. Сперва накладывал потнички, на потнички клал войлочки, а на войлочки седёлышко черкесское, туго-натуго подпруги шелковы затягивал, золотые пряжки застёгивал, а у пряжек шпенёчки булатные. Всё не ради красы-басы, а ради крепости богатырской: как ведь шёлк не трётся, булат не гнётся, красное золото не ржавеет, богатырь сидит на коне, не стареет.
Худ. В. Кульков И только видели удала добра молодца, как на коня садился, да не видели, как он со двора укатился. Только пыльная курева поднялась.
Долго ли, коротко ли путь продолжался, много ли, мало ли времени длилась дорога, и приехал Алёша Попович со своим паробком Евдокимушкой в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые, мимо башни наугольной на широкий на княжий двор. Тут соскакивал Алёша со добра коня, он входил в палаты княженецкие, крест клал по-писаному, а поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны низко кланялся, а князю Владимиру да княгине Апраксии во особицу.
В ту пору у князя Владимира заводился почестей пир, и приказал он своим отрокам-слугам верным посадить Алёшу у запечного столба.
Ссылки[править]
Студия «Мельница» |
|
---|---|
Три богатыря |
Алёша Попович и Тугарин Змей (2004) ·
|
Иван Царевич и Серый волк |
Иван Царевич и Серый волк (2011) · Иван Царевич и Серый волк 2 (2013) · Иван Царевич и Серый Волк 3 (2016)
|
Другиеполнометражные проекты |
Карлик Нос (2003) ·
|
Короткометражные |
Кот и лиса (2004) ·
|
Мультсериалы |
Приключения в Изумрудном городе (1999) · |
Знаменитые подвиги младшего из богатырей
(Алёша Попович и Тугарин Змеевич)
Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства.
Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах этот персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью.
Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.
Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.
Алеша Попович в культуре и искусстве
Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.
В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, Сергей Столяров и Антон Пампушный исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.
Одна из наиболее известных картин, на которой изображен Алеша Попович, называется «Богатыри». Она написана русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, Василий Верещагин написал полотно с изображением героя. В настоящее время оно находится в Доме ученых в Санкт-Петербурге. Это самые известные изображения Алеши Поповича, хотя, безусловно, их намного больше.
АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН
Худ. В. Кульков Славных русских богатырей в то время в Киеве не случилося. На пир съехались, сошлись князья с боярами, и все сидят невеселы, нерадостны, буйны головы повесили, утопили очи в дубовый пол. В ту пору, в то времечко с шумом-грохотом двери на пяту размахивал и вошёл в палату столовую Тугарин-собачище. Росту Тугарин страшенного, голова у него, как пивной котёл, глазища, как чашища, в плечах — косая сажень. Образам Тугарин не молился, с князьями, с боярами не здоровался. А князь Владимир со Апраксией ему низко кланялись, брали его под руки, посадили за стол во большой угол на скамью дубовую, раззолоченную, дорогим пушистым ковром покрытую. Расселся-развалился на почётном месте Тугарин, сидит во весь широкий рот ухмыляется, над князьями, боярами насмехается, над Владимиром-князем изгаляется. Ендовами пьёт зелено вино, запивает медами стоялыми.
Худ. В. Кульков
Принесли на столы гусей-лебедей да серых утушек печёных, варёных, жареных. По ковриге хлеба за щеку Тугарин клал, по белому лебедю зараз глотал.
Глядел Алёша из-за столба запечного на Тугарина-нахалища да вымолвил: «У моего родителя, попа ростовского, была корова-обжориста: по целой лохани пойло пила, покуда обжористу корову не разорвало!»
Худ. В. Кульков И вот сели на добрых коней и поехали в чистое поле, в широкое раздолье. Они бились там рубились до вечера, красна солнышка до заката, никоторый никоторого не ранили. У Тугарина конь на крыльях огненных был. Взвился, поднялся Тугарин на крылатом коне под оболоки и ладится время улучить, чтобы кречетом сверху на Алёшу ударить-упасть. Алёша стал просить, приговаривать: «Подымись, накатись, туча тёмная! Ты пролейся, туча, частым дождичком, залей, затуши у Тугарина коня крылья огненные!» И откуда ни возьмись — нанесло тучу тёмную. Пролилась туча частым дождичком, залила-потушила крылья огненные, и спускался Тугарин на коне из поднебесья на сыру землю.
Тут Алёшенька Попович-млад закричал зычным голосом, как в трубу заиграл: «Оглянись-ко назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят. На подмогу мне они приехали!»