Методика домана. как заниматься? и стоит ли?

Дидактика – наука об обучении

Хороший выход из ситуации – развивающие игры. Психологи и педагоги еще в середине прошлого века установили, что наиболее прочно и устойчиво усваиваются навыки и знания, полученные в ходе увлекательной игры.

Кроме того, ребенка проще уговорить на повторение той же игры, чем на повторение тех же уроков. А повторение, как известно, мать учения.

Такие развивающие игры называются дидактическими. Дидактика – это наука, изучающая сам познавательный и обучающий процесс.

Дидактические игры можно пройти на развивающих занятиях или купить в специализированных магазинах – однако, если вы хотите интереснее провести время с вашими детьми, попробуйте сделать дидактические игры для детей своими руками. Вместе.

Этапы обучения чтению

Научить малыша читать можно, только используя определенную систему, в противном случае ребенок запутается. Обучение русскому языку делится на несколько важных этапов:

  • Научить кроху буквам. Это — основа основ.
  • Научить соединять буквы в слоги. Для начала берутся «легкие» слоги. Например, «МА, БА, ВА, ГА». Нужно обыграть это занятие так, чтобы было интересно.
  • Доведение предыдущего этапа до совершенства.
  • Изучение других, более тяжелых для произношения, слогов. Чтение простых, несложных слов.
  • Чтение сложных слов.
  • Чтение словосочетаний.
  • Чтение предложений.
  • Отработка полноценного чтения.

Карточки с буквами

Гласные буквы русского алфавита: карточки для детей

Специалисты рекомендуют начинать изучение языка с гласных букв. Они легче и ребенку не так трудно учить их. Звуки этих букв отображаются красным цветом. Карточки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести в специализированном магазине.

К сведению! Для самостоятельного изготовления можно использовать трафарет или распечатать материалы. Буквы должны быть достаточно крупными, чтобы дети из группы их видели.

Есть вариации карточек с картинками. На картинке может быть изображен одушевленный или неодушевленный предмет, наименование которого начинается на названную букву.

Существует множество различных заданий, используемых для обучения детей буквам:

  • «Назови предмет». Ход игры: ведущий выбирает одну карточку, содержащую гласную букву, а ребенок должен назвать предмет, который начинается с этой буквы. Если участвуют несколько детей, можно внести соревновательный элемент для большего результата.
  • «Я знаю 5…». Ход игры: ведущий предлагает задание с аналогичными условиями, увеличивая количество названных слов.
  • «Найди букву». Ход игры: ведущий объявляет, что будет называть предметы, а дети должны найти гласную, на которую они начинаются.
  • «Отгадай-ка!». Ход игры: ребенок должен быстро и верно назвать показанную воспитателем букву.

Если детей много, все игры можно переделывать под большее количество участников. Победителей можно награждать, правильно ответивших участников обязательно хвалить.

К сведению! Количество игр зависит исключительно от преподавателя. Можно придумывать разные вариации, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Как выучить согласные буквы?

Для лучшей эффективности, согласные изучаются после гласных букв. На карточках подобный звук раскрашивается синим цветом. Различая их по цвету, ребенок способен визуально отличить гласные от согласных, что откладывается у него в памяти.

Карточки с синими согласными

Можно предложить ребенку неокрашенные поля звука, и дать ему использовать их в качестве раскраски. Игровые задания используются по аналогии с гласными буквами. Для ребенка, который освоит и гласные, и согласные можно делать буквенный микс.

При возрастании уровня развития ребенка, задания усложняются. Карточек можно сделать столько, сколько нужно для более продуктивных занятий. Задействуя большее количество карточек, можно предлагать детям строить слоги, слова, фразы, предложения.

Цветные карточки

Приступая к занятиям с цветными картинками, следует помнить несколько важных моментов:

  • количество цветов и сложность изображения должны усложняться постепенно;
  • малыши сначала начинают видеть красный и желтый цвета (в 3-4 месяца). Чуть позже можно будет добавить в коллекцию картинки с синим и зеленым.

Лучше всего переходить на цветные изображения, сделав цветные копии уже знакомых черно-белых картинок. Сначала малышу показывается монохромный вариант. Потом – то же изображение, но с добавлением цвета

Не стоит торопиться, важно дать ребенку возможность хорошенько рассмотреть оба варианта и зафиксировать для себя разницу

Позже черно-белые изображения полностью заменяются цветными. На этом этапе очень эффективны и интересны ребенку сложные орнаменты (например, всевозможные народные росписи).

Методики раннего развития малышей

Все дети развиваются по-разному: одни быстро усваивают новую информацию, другим обучение дается тяжело. Многое зависит от того, как родители занимаются с младенцем. Для раннего развития малыша существует немало методик. Оптимальный вариант может подобрать педиатр.

Самые популярные способы развития детей:

методика Марии Монтессори. Обучающая программа была разработана в начале XX столетия. Ее суть заключается в том, чтобы помогать ребенку проявлять навыки самостоятельно. Для этого создаются определенные условия. Помещение для занятия делится на пять зон: космическую, речевую, математическую, сенсорную и практическую. Каждую выделенную территорию заполняют определенными игрушками, книгами. Данная методика изначально разрабатывалась для малышей трех лет. Но некоторые из упражнений можно применять и в отношении годовалых детей;

методика Глена Домана. Была создана в середине XX века. Суть ее заключается в демонстрировании малышам карточек с изображениями, подписанными крупными буквами красного цвета. Картинки следует показывать детям по нескольку раз в день в течение определенного времени, четко произнося, что на них изображено. Изначально методика была разработана для детей с отклонениями в речевом развитии;

методика Сесиль Лупан. Это усовершенствованный способ Глена Домана. Предложен бельгийской матерью, Сесиль Лупан. Ее подход базируется не на форсированном развитии, а на раскрытии потенциала малыша с учетом его особенностей. Сесиль Лупан предлагает показывать и рассказывать ребенку обо всех предметах, которые вызывают у него интерес. Для развития логического мышления она советует группировать предметы по цвету, форме, размеру, текстуре;

методика семьи Никитиных. Подходит для детей старше двухлетнего возраста. Суть заключается в предоставлении свободы творчества для малышей во время занятия. Роль родителей состоит в поддержке, помощи, даче дельных советов

Рекомендуется уделять внимание физическому и интеллектуальному развитию.

Методика раннего развития, строится на активном воспитании ребенка с рождения до 2-3 лет, и противоречит традиционной образовательной системе, которая рассчитана на детей с 6-7 лет.

Особенности зрения новорожденного

Анатомия строения глазного яблока и участков мозга, отвечающих за переработку зрительного восприятия только появившегося на свет человечка, сильно отличается от строения глаза взрослого.

Младенец первые 30 дней имеет очень ограниченное зрение, действующее на расстоянии максимум до 90 см: приблизительно 30 градусов с левой и правой стороны и 10 градусов снизу и сверху.

Эта данность имеет простое объяснение: клетки в сетчатке, остро реагирующие на свет, лучше видят контрастные оттенки, в особенности черно-белые краски, чем клеточки, различающие разноцветные тона.

Первые более известны под названием палочки, вторые — колбочки.

Психофизиологи считают, что первые шесть месяцев наиболее благоприятны для развития зрительной системы младенца, так как в этот период усиленно формируется глазное яблоко, а также функции, отвечающие за остроту и поле зрения, контрастность, свето- и цветоощущение.

В первые месяцы новорожденный малыш учится фокусировать зрение, различать объекты и рассматривать изображения.

Видео уроки

«Как использовать полосы освещения в студии, размещённой Light Tec в Далласе, штат Техас. Light Tec предлагает осветительное оборудование и обучение для фотографии».

«Профессиональный взгляд на снимки фотографа Adam Bonilla из Денвера»

«В этом видео показано как с помощью простых шагов сделать крупный план, используя Micro-Nikkor и макро объективы сторонних производителей, а также как сделать масштаб 1:1. Помните, что этот урок для определённой ситуаций (это означает, что мы не объясним вам, как снимать насекомых, портреты или домашних животных при увеличении 1:1). Наслаждайтесь!»

«Terry Watson показывает свою технику задымления фотографии»

«В этом уроке по цифровой фотографии мы рассмотрим быстрый & простой и очень гибкий способ манипуляцией цвета в изображении. Шаг вперёд к профессиональным
снимкам при помощи наших уникальных уроков по цифровой фотографии.»

Подробное введение в макро фотографию.

«Урок по фотографии — это изображение было снято для Pentax advert в UKs DSLR User Magazine. Мы также использовали его в нашем курсе Выдержка в цифровой фотографии.»

«Это урок о том, как снимать ночью с помощью лампы. В этом видео я расскажу, как я снимаю звездные пути, как настраивать камеру и осветить объекты на вашей фотографии.»

«Этот урок месяца объяснит разницу между жестким и мягким освещением. Освещение, это основной ингредиент любой фотографии, а видео поможет вам лучше понять это. Наслаждайтесь»

«Используя smick.co.uk 120см восьмиугольный софтбокс Gavin Hoey показывает, как с помощью только одного софтбокса и 400Ws студийной вспышки установленной для освещения студии снять качественные портреты. На реальном примере рассказывается как Gavin использует несколько различных осветительных установок и показано, как получить качественные результаты простым для понимания способом.»

Видео объясняет основные механизмы и методы которые необходимы для знакомства с профессиональным освещением.

«Освещением в фотографии может быть естественный, рассеянный или студийный свет, который включает в себя основное, заполняющее и фоновое освещение. Создавайте тонкие тени и совершенное освещение с полезными советами от фотографа фрилансера в бесплатном видео посвященном цифровой фотографии».

«Тенденция, которая становится все более и более популярной в фотографии, это винтажный/плёночный/ретро стиль. Вы можете увидеть примеры на Urban Outfitters, Nylon Mag, Anthropologie и т.д. Один из главных элементов в этом стиле, это засвечивание».

«Создание более крупной, более сложной студийной осветительной установки, но по-прежнему с использованием простых материалов».

Карточки с цифрами

Здесь Вы можете скачать карточки с цифрами для детей. Они помогут ребенку познакомиться с основными символами цифр, узнать понятие количество, как пишется та или иная цифра. Вариантов много, есть карточки просто с самой цифрой, а есть карточки где с каждой цифрой расположено определенное соответствующее ему количество предметов. Вы можете распечатать эти карточки с цифрами, разрезать на отдельные карточки и заламинировать.

Выбирайте подходящий Вам вариант карточек. Их можно просто показывать ребенку, считать количество предметов рядом с каждой цифрой, можете распечатать два варианта, один разрезать на карточки и соотносить разрезанный вариант с не разрезанным. Также для занятий с малышами Вы можете скачать и использовать цифры в стихах и картинках и раскраски с цифрами.

Зачем грудничкам именно черно-белые изображения для развития зрения?

Зрение новорожденного малыша имеет несколько очень важных особенностей:

  • Оно черно-белое до 2-3 месяцев. Цилиарное тело и сетчатка глаза ещё слабо развиты. В структуре преобладают палочки – специальные клетки сетчатки, позволяющие видеть только контрастные черно-белые объекты.
  • Не воспринимает сложных объектов. В мозгу на момент рождения сформировано всего около 15% нейронных связей. Переработать большие объемы информации он не в силах.
  • Не может долго концентрироваться на одном месте. Первые дни жизни взгляд ребенка хаотичен, он не способен сфокусироваться на отдельных предметах, далекие объекты видятся ему очень нечетко.

Однако, известно, что более 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. А значит, для полноценного и всестороннего развития малыша необходимо использовать зрительное восприятие как можно раньше

Важно стимулировать мозг ребенка множеством ярких впечатлений доступными для него способами

Использование контрастных черно-белых картинок, которые он уже может видеть, – один из таких способов.

Они приучают ребенка концентрировать взгляд и внимание. Дают ему самые первые и понятные представления об окружающем мире

Стимулируют мозговую активность.

Освещение

«Используйте эти семь полезных советов, чтобы улучшить ваши фотографии снятые ночью».

«В этом видео уроке мы дадим вам советы о том, как обмануть матушку природу и покажем вам, как создать своё собственное солнце в студии. »

«Этот пример показывает, как изменить освещение, чтобы создать идеальную среду для фотосессии модели».

«В этом уроке, мы решили сделать всё просто и показали несколько примеров использования одной передвижной установки для освещения с креплением, XS OctoDome nxt Basic Kit with Grids, для съемки портретов внутри и снаружи помещения.»

Краткое обсуждение понимание качества и направления света, и как он относится к фотографии.

Установка модельного освещения с диаграммами и примерами.

«При съемке портретов, хорошее освещение имеет огромное значение. Чтобы убедиться, что оно у вас есть, вы можете купить дорогостоящие осветительные установки и несколько вспышек. Или вы можете потратить несколько долларов и использовать только правильное сочетание солнечного света и облаков в вашем наборе.»

«Большинство из нас не может позволить себе полноценную осветительную установку – однако, что если есть способ поэкспериментировать с типом освещения, который используют профессиональные фотографы не тратя слишком много денег? Что делать, если вы могли бы сделать это самостоятельно?»

«Вы прекрасно оборудованы чтобы сделать красивую, классическую осветительную установку в низком ключе. Съёмная вспышка вашей камеры настроена для достижения этого результата.»

«Каждый человек — уникальная личность и история его самого. Портрет должен уважать человека и жизнь, которая сделала его таким, какой он есть.»

«Фотография в приглушённом свете может быть очень интересной. И вам не нужно продавать душу за дорогую камеру чтобы сделать это. Вам нужна любая камера в который есть возможность ручной настройки некоторых параметров. Я сосредоточился на цифровых камерах, но я думаю, что большинство того, о чём я буду говорить можно применить и к плёночным камерам тоже.»

«Понимание гистограммы изображения, вероятно, самое важное понятие для изучения при работе с фотографиями сделанными цифровой камерой. Гистограмма может рассказать вам было ли ваше изображение правильно выдержано, было ли освещение жёстким или мягким, и какие изменения сработают наилучшим образом

Это не только улучшит ваши навыки на компьютере, но и как фотографа.»

«Высокое и низкое освещение — Карл Тейлор возвращается и объясняет, что такое высокий ключ и низкий ключ в освещении.»

Большой углубленный урок с большим количеством объяснений и специальным видео в конце.

«Вы уже знаете всё о гистограммах, если это не так, лучше обратите на них ваш взгляд, потому что, они очень крутые. К сожалению, о них часто забывают, пропускают или не понимают, но они очень полезны, особенно, когда речь заходит о стробизме в фотографии».

«Нет сомнений в том, что фотографирование маленьких детей может быть сложной задачей, этого больше не будет когда вы используете настройки освещения низкого ключа. Так зачем беспокоиться? Потому что есть две стороны медали для этого типа освещения, и волноваться стоит, потому что это неожиданно для полной энергии детской фотографии.»

Организовываем работу с карточками

Обучающие картинки можно использовать уже с шести месяцев, когда ребенок начинает уже лучше владеть своими движениями, может немного фокусировать взгляд на разных предметах. В зависимости от возраста малыша, необходимо начинать занятия с 5 карточек, после чего постепенно увеличивать количество изучаемого материала. Все занятия должны проходить исключительно в то время, когда ребенок полностью предрасположен к этому, а именно: хорошее настроение, сытость, ребенок полностью выспался, и его ничего не беспокоит.

Обязательно должен присутствовать и позитивный настрой мамы или другого взрослого, который планирует заниматься с малышом. Помимо того, что нужно приобрести специальные, а главное — правильные карточки, необходимо также соблюдать определенную методику занятий.

Ниже подробно описано, как правильно заниматься по методике Домана:

  1. Показать карточку малышу, чтобы он смог сфокусировать на ней свой взгляд. Медленно и четко проговорить название изображения. Все буквы нужно выговаривать четко, не коверкая слов.

  2. Менять карточки нужно быстро. Примерно на одну карточку уходит 1-2 секунды, чтобы ребенку не было скучно долго смотреть на одну и ту же картинку.

  3. Для старта достаточно выбрать три основные темы, на каждую должно приходится не более 5 карточек.

  4. Каждый день проводить занятие по три раза, причем занятия должны быть равномерно распределены в течение всего дня и времени активности ребенка.

  5. При каждом показе картинок необходимо менять их последовательность.

  6. Постепенно добавлять новые тематики до тех пор, пока это количество не будет ближе к 12.

  7. Спустя 10 суток каждый день убирайте по одной карточке из каждой тематики, но заменяйте их на новые из этой же категории.

Как правило, малыши с огромным удовольствием рассматривают картинки и слушают маму

Помимо развития, это также и отличная возможность уделить внимание малышу, провести с ним время, утомить его и настроить на сон

Карточки Домана бывают и в видеоформате. Видео карточки Домана можно смотреть здесь:

Картинки животных для детей

Животный мир огромен, но до поступления в школу ребенок должен познакомиться с самыми распространенными представителями фауны нашей планеты. Изучение проходит легче, когда перед глазами красивые цветные картинки.

Дикие

Зоопарки есть не в каждом городе, смотреть телепередачи о природе у дошкольника не всегда есть возможность. Отличная альтернатива – картинки диких животных для детей. Причем можно даже не распечатывать карточки, а составить красивое и интересное слайд-шоу, если есть техническая возможность. Расскажите о каждом звере, где он обитает, чем питается, в чем его особенность.

Домашние

Не у всех детей есть возможность летом отправиться к бабушке и дедушке в деревню, чтобы вживую познакомиться с четвероногими и крылатыми обитателями сельского двора. Если живете в городе, используйте картинки домашних животных для детей. Расскажите, какую пользу приносит каждый питомец, какие звуки издает, как за ним ухаживать.

Детеныши животных

Дети знают, как выглядят котята, щенки, цыплята, но не имеют представления о внешности диких детенышей. Используйте парные карточки, изображающие взрослое животное и его потомство.

Возможно, ребенок знает названия многих зверей и птиц, но никогда не слышал, как зовут их детенышей. Расскажите ему.

Для развития интеллекта и воображения попросите его вспомнить сказки и рассказы, где упоминаются звери с детенышами, придумайте вместе собственную историю.

Картинки животных севера

Арктика – суровый край, но даже там фауна довольно разнообразная. Ребенок наверняка захочет познакомиться с удивительными северными существами, некоторых из которых вряд ли увидит в реальности, даже в зоопарке.

Животные жарких стран

Южная фауна необычайно богатая и интересная. При необходимости картинки можно разделить на группы:

  • Африка;
  • Австралия;
  • Южная Америка.

Ребенка наверняка заинтересует необычный внешний вид южных животных. Объясните ему, что обитатели жарких и засушливых территорий приспособлены к такому климату, их внешние особенности помогают выживать. Например, у верблюда есть горб или два на спине, там он запасает жир, который постепенно расходует при долгих переходах по пустыне, чтобы не погибнуть от голода и жажды. Или у леопарда шкура покрыта темными пятнами, такая окраска делает его незаметным среди сухой африканской травы.

Вообще тема южной фауны весьма обширная и увлекательная. Расскажите, почему у жирафа длинная шея (чтобы дотягиваться до веток акаций, которыми он питается), почему у слона большие уши (чтобы обмахиваться ими в жару, для терморегуляции организма), почему у страуса большие ноги (он не летает, зато быстро бегает) и многое другое.

Морские

Необязательно везти ребенка в океанариум, чтобы показать очарование и богатство подводного мира. Объясните ему, что морские существа не похожи на тех, что живут на суше. Дельфины и киты – млекопитающие, но у них вместо лап плавники, ведь они плавают, а не ходят. Расскажите про совершенно удивительных существ: морских звезд, ежей, коньков, устриц с жемчужинами.

Немного об авторе

Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач Глен Доман ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание.

Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители.

Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков по методике Глена Домана строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

RASKRASKIRUS
Добавить комментарий