- Содержание
- История ремесла
- Возникновение
- Жостовская роспись в XX веке
- Развитие в наши дни
- Цвета жостовской росписи
- Художественная роспись жостовских подносов
- Материалы и инструменты для работы
- Мастер-класс по жостовской росписи
- Техника создания узора
- Особенности росписи
- Роспись подноса
- История промысла
- Этапы изображения рисунка «под Жостово» вместе с детьми
- История возникновения промысла
- Изготовление подноса
- Этапы художественной росписи
Содержание
-
Слайд 1
Выполнила
студентка IIкурса
ИФИ К(П)ФУ
ГадееваДиляра -
Слайд 2
Жо́стовскаяро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
-
Слайд 3
-
Слайд 4
История восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.»Фрагмент Счёта Мастерской
Вишняковых 1900-1912 гг
Рекламная вывеска
Вишняковых -
Слайд 5
В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.
Творческая группа фабрики 1965-1975 гг
Полировщики за работой 1950 год
Шлифовщики за работой 1951 год -
Слайд 6
Форма кованого подноса создается ручной ковкой по старинной кустарной традиции, при этом ее конфигурация и размер зависят от творческого варьирования коваля.
Сюжет живописи на кованом подносе – исключительный, выполняется художником в единственном экземпляре. -
Слайд 7
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В основе самобытного искусства лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.
-
Слайд 8
-
Слайд 9
1. Изготовление подносов
Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной традиции: ручными ножницами выкраивается скобка,затем форма выбивается, вытягивается.2. Подготовка под роспись
Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки. -
Слайд 10
3. Художественная роспись
Замалёвок
Начало и основа композиции будущего узора.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев .
Тенёжка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом
уточняются детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. -
Слайд 11
Бликовка
Наложение бликов.
Чертёжка
При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках.
Привязка
При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров.
5. Отделка
На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах. -
Слайд 12
-
Слайд 13
Цветы
-
Слайд 14
-
Слайд 15
-
Слайд 16
-
Слайд 17
Фрукты
-
Слайд 18
-
Слайд 19
-
Слайд 20
Тройки
-
Слайд 21
-
Слайд 22
-
Слайд 23
Пейзажи
-
Слайд 24
-
Слайд 25
-
Слайд 26
-
Слайд 27
-
Слайд 28
Посмотреть все слайды
История ремесла
Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.
Возникновение
Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.
И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.
Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.
Жостовская роспись в XX веке
В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.
Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.
Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня. Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.
Развитие в наши дни
Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.
Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров
Цвета жостовской росписи
Традиционно, для оформления разных частей рисунка, используются следующие оттенки:
Фон | Черный, серебристый, синий, красный, темно-зеленый. |
Цветы | Красный, оранжевый, розовый, желтый, голубой, синий. |
Листья | Зеленый, светло-зеленый, жёлтый, белый, золотой. |
Зооморфные элементы | Коричневый, оранжевый, желтый, красный, белый, серый, синий. |
Рамка (борта подноса, края посуды) | Золотистый, серебряный, желтый, красный, черный. |
После сложного периода в развитии росписи (1930 г.), яркие краски стали разбавлять пастельными оттенками. На цветах часто изображают блики белой краской. Зооморфные элементы стали выглядеть более реалистично, чем раньше. В целом роспись стала более разнообразной.
В последнее время (с 1970 г. до сегодняшних дней) популярным цветом для оформления фона стал оттенок «слоновая кость». На светлом, слегка бежевом фоне, яркие цветочные букеты сморятся не менее элегантно, чем на тёмном цвете. Светлый фон выглядит более мягким и придает посуде нежный, уютный характер.
Жостовская роспись, картинки, изображенные на посуде и другой кухонной утвари, благодаря широкому цветовому спектру привлекают внимание даже тех людей, которые не интересуются традиционным творчеством. Этот факт всегда был знаком того, что искусство действительно является уникальным и интересным
Художественная роспись жостовских подносов
Жостовская роспись создается в два этапа: замалевка и выправка. На этапе замалевки мастер большой кисточкой рисует главный силуэт композиции на всей поверхности подносика. Для ее создания применяются разбавленные краски. Потом, поднос с нашей замалевкой, просушим в течение 12 часов в специальных шкафах для сушки.
Материалы и инструменты для работы
Что нам понадобится для создания такой росписи:
-
Масляные красочки.
- Кисточки из натурального ворса различной толщины.
- Золотистая паста (для создания орнамента на вещи)
- Бумажка и карандаши для полной подготовки эскиза.
- Заготовка — металлический черный подносик.
- Искусственный лак.
- Льняное масло (для очищения кистей и исправления плохих линий)
- Большая линейка.
- Стакан для воды.
- Палитра или пластиковая тарелка для смешивания красочек.
Мастер-класс по жостовской росписи
Начнем наш мастер-класс с обычных шагов.
- Первый шаг росписи считается замалевкой. Для жостовской технологии краски нужно разбавлять белилами и немножко добавить в смесь льняное масло. Потом большими мазками нанесем на поднос рисунок. В большинстве случаев в середине изделия размещают самые объемные бутоны, вокруг них – листья и более маленькие цветки.
- После создания замалевки изделие нужно оставить для высыхания красочки на 12 часов.
- Начнем рисовать тенежку, таким образом, как изображено на фото. Это нанесение более темных цветов на кончики лепесточков и листиков, чтобы выполнить иллюзию объема.
- Потом белилами высветим нужные места – этот шаг называют прокладкой. Изделие сразу приобретает красивый вид.
- Дальше по очереди – создание бликов. Этот шаг так и называется – бликовка.
- Наша работа подходит к завершению. Выполним чертежку – самой тоненькой кисточкой выписываем маленькие детали – прожилки на листиках и лепестках, тычинки, прожилочки. Можно взять линейку, чтобы было проще создавать мазки.
- Изображения на жостовском подносе – это всегда одна композиция, а не просто отдельно созданные цветы. Чтобы изготовить эту целостность применяется привязка – в промежутках между цветками и листиками изображаются завитки и травинки, узорчики и точки. Именно этот шаг изготавливает тот популярный «жостовский» рисунок.
- Теперь осталось разукрасить бортики изделия. Их можно просто обводить контрастной линией или украсить цветочным орнаментом. Этот шаг называется «уборка».
- Вот мы и завершили нанесение изображения. Как можно заметить, каждый шаг жостовской росписи имеет свое индивидуальное название, а в целом все шаги с 5 по 9 называются «выправка».
- Готовый подносик после высыхания нужно покрывать двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою просохнуть по два часа. Место для сушки должно располагаться в хорошо проветриваемом помещении, при этом нужно следить, чтобы к готовому изделию не прилипли маленькие соринки или, к примеру, тополиный пух.
Наш подносик завершен, можно начинать чаепитие!
Заключение.
Существует много раскрасок жостовой росписи для ребенка. Раскраски жостовой росписи для ребенка — это картинки для раскрашивания, с изображением популярных подносов, цветков, птичек, и других элементов. Раскрашивать раскраски будет очень интересно и увлекательно деткам любого возраста. Рисунки словно создаются из мерцающей глубины, вспыхивая красочными букетами цветов из крупных бутончиков и мелких цветков. С помощью таких раскрасок ребенок легко освоит технику жостовой росписи, и сможем сам раскрасить какое-нибудь изделие, к примеру, поднос.
Техника создания узора
Для того чтобы сформировать классический для стиля «жостово» узор применяют два этапа его рисования. В первый этап, называемый «замалёвкой», художник выполняет набросок будущей картины на подготовленной поверхности. Он кратко наносит широкой кисточкой отдельные пятна будущих лепестков, листьев и бутонов. Причём этот лёгкий процесс он выполняет одновременно для нескольких подносов. Получившаяся заготовка сразу отправляется в специальный шкаф для просушивания при фиксированной температуре на двенадцать часов.
Следующий этап называется «выправкой». Он включает в себя выполнение нескольких последовательных шагов. Вначале мастер производит «тенёжку» — наносит роспись полупрозрачных красок тонким слоем. Тем самым оттеняет тёмные части каждого элемента и делает рисунок более глубоким. Затем идёт этап «прокладка», когда уже более плотными красками выделяются светлые части цветов, бутонов и листьев. А за ним выполняется «бликовка». У каждого из мастеров свой приём. Поэтому эта часть работы может быть широкой или мелкой, размашистой или постепенной.
С помощью «чертёжки» выделяются светлые края лепестков, бутонов и листочков. А также наносят «семенца», то есть добавление в цветок пестиков и тычинок. Завершающим шагом считается «привязка», она связывает весь рисунок в одно целое. Она выглядит в виде тоненькой травки между цветами и листьями. После этого готовый рисунок высушивают.
В случае украшения подноса после всех этапов, приступают к оформлению бортиков изделия. Здесь главный элемент — это различные растительные геометрически выполненные узоры. Их наносит специально обученный орнаменталист.
Особенности росписи
Жостовская роспись (картинки с фотографиями разной посуды помогут лучше рассмотреть традиционный орнамент) остается семейным промыслом. Часто родители начинают обучение детей в раннем возрасте. Зачастую они сами занимаются этим искусством. Юные мастера тратят несколько лет на обучение и только к совершеннолетию им становятся доступны все секреты создания традиционного рисунка. В последствии, профессионалы становятся наставниками для младшего поколения.
Роспись жостовских подносов производится только вручную с помощью беличьих кистей
Главные правила создания рисунка:
- Процесс должен проходить только вручную. Никаких станковых способов нанесения краски на изделие быть не должно.
- Для работы используют большие наборы художественных кистей. Ворс должен быть беличьим. Другими кистями получаются менее аккуратные и плавные мазки.
- Рисунок создают масляными красками. Разбавлять краски можно только льняным маслом. Оно придает краскам мягкую текстуру, благодаря чему она ложиться на поверхность ровным слоем, без разводов.
Ещё 1 главная особенность – нанесение мазков слоями в определенной последовательности. Сначала мастер покрывает изделие черной краской. Затем приступает к рисованию цветочных мотивов, комбинируя яркие и пастельные оттенки
Благодаря такой технике нанесения краски, рисунок получается красивым, контрастным и притягивающим внимание
Для украшения посуды художники используют традиционные композиции:
- пучок полевых цветов;
- букет из крупных соцветий;
- разбросанные цветы;
- венки из мелких цветов (используется для украшения круглых и овальных подносов);
- 3 крупных цветка в центре изделия;
- ветвь с цветами в углу;
- цветочная рамка.
В конце работы мастер присваивает изделию номерной знаки и оставляет автограф в углу изображения. Эти элементы свидетельствуют о подлинности росписи. Красивые цветочные композиции превращают обыкновенные черные подносы в произведение искусства.
Роспись подноса
Классическое изделие – это черный фон, но сегодня к каноническим мотивам и цветовому решению относятся не так строго. Потому подносы на красном и зеленом основаниях, на серебристом или синем фоне встречаются не так и редко. Главное – узнаваемый почерк в изображении цветов, которые являются главным мотивом промысла. Обычно это простые полевые или садовые цветы, нарядные, гармоничные. Стоит отметить, что и цветочные мотивы жостовцы переняли у уральских мастеров.
В центре композиции всегда крупные растения, и художник старается нарисовать его так, чтобы цветок словно вырастал из центра подноса. Ближе к краям располагаются соцветия помельче. Обычно рисуют художники цветы в букетах, но порой на подносе они предстают в венках, или даже рисуют сложные цветочные орнаменты.
Основные цвета подносов из Жостова:
- черный;
- пшеничный или слоновая кость;
- бургундский;
- голубой;
- красный;
- лазурный;
- золотой;
- коричневый;
- янтарный;
- желтый.
Этапы прорисовки жестовских цветов
Создание рисунка требует последовательности:
- Художник берет цвет, который избрал для изображения элемента, и слабым его оттенком он прорисовывает эскизы каждого компонента изображения. Мастер пользуется свободным кистевым мазком, предварительное нанесение рисунка карандашом не требуется. Этап называется замалевкой.
- Далее мастеру предстоит рисовать полупрозрачные тени – на этом этапе на работе появляются соцветия и листья. Делает это специалист лессировочными красками. Этот этап называют тенежкой.
- Окончательным оттенком цветам придается форма. Это следует прокладка – плотное, корпусное письмо, при котором мастер использует яркие краски.
- После того, как последние нанесенные штрихи подсохли, художник делает блики на изображении. Именно они создадут объемность рисунка. Этап называется бликовкой.
- С помощью тонкой кисти художник работает над детализацией, чтобы изображение приобрело законченный вид – это чертежка.
- Практически завершает работу привязка, тонкие усики и травка, которая объединяет все элементы в одну завершенную, гармоничную цветочную композицию.
- Настало время наносить орнамент на края подноса. Это либо мелкие цветы, либо геометрические фигуры. Процедура носит отделочный характер, но этот тот самый необходимый финальный штрих.
Далее изделие нужно покрыть несколькими слоями лака (сегодня активно используется акриловый лак). Промежуточная просушка каждого слоя обязательна. Глянцевый либо полуглянцевый лак смотрится на подносе более выгодно, удачно подчеркивая колорит картинки.
Мастера добиваются реалистичности при изображении рисунка
Основное отличие жостовских цветов – они будто оживают на темном фоне. Без применения 3D-технологий русские художники научились «оживлять» изображения, словно приподнимая его над поверхностью. Работали умельцы масляными красками, причем, трудились сразу над несколькими изделиями (если орнамент на них одинаков).
Интересны и работы, на которых появляются не только цветы, но и плоды, а также животные. Такие изделия словно просятся на стол: каждый элемент изображения щедро полит солнечными лучами, окутан прозрачностью свежего воздуха, поет цветом и своей зрелостью. А еще появляются на подносах пташки, не менее живописные. Даже если это обычные синички, на росписи жостовского подноса они будут очень яркими, немного сказочными.
Как рождается жостовский поднос увлекательно показано в данном видео.
История промысла
В первой четверти 19 столетия в деревнях и селах Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое открылись мастерские, которые представляли, как сказали бы сегодня, высоконкурентный художественны продукт. Лакированные изделия из папье-маше – вот с чего начинали жостовцы, но быстро мастера перестроились, и, вдохновившись опытом уральских коллег, стали производить расписные металлические подносы.
И хоть корни жостовского искусства можно найти в творчестве умельцев других регионов, мастерам из Троицкой волости удалось соединить наиболее удачные находки других направлений, в результате чего появился уникальный, узнаваемый продукт высочайшего качества. Этот народный промысел никто не сможет назвать примитивным и простым: изображения на подносах словно воспаряют над поверхностью, рисунок настолько детализированный и продуманный, что сомнений в профессионализме художников нет.
Жостовское искусство переживало не самые легкие периоды, во время становления соцреализма над ним нависла опасность исчезновения. Но мастера отстояли традиционный рисунок, цвета и формы, технологии и умения, что жостовские художественные изделия активно производятся и сегодня.
Более подробные сведения о зарождении жостовского ремесла вы узнаете из статьи: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
Этапы изображения рисунка «под Жостово» вместе с детьми
Тема «Роспись подносов Жостово» изучается в рамках занятий по изобразительному искусству, кружков ДПИ и прочих творческих мероприятий с детьми разного возраста. На таких практикумах детский коллектив знакомится с народными промыслами. Сначала ребятам педагог может предложить раскрашивание – на листах уже обозначены контуры изображений, ребята просто добавляют цвет.
Дети активно откликаются на подобные задания: яркое и понятное народное творчество увлекает их и рождает теплые ассоциации. В процессе работы педагог фоново может включать народные песенки или даже ставить аудиосказки.
Рисование «под Жостово» поэтапно:
-
- Дети получают заготовки – листы бумаги овальной формы с уже нанесенным фоном (можно использовать цветные офисные листы).
- Узор-орнамент, который оформляет форму, может нанести педагог заранее. Если занятия проводится с ребятами постарше, они и сами справятся с этим (но уже в конце работы).
-
- Решите, сколько крупных цветков будет на рисунке, отметьте цветным кружочком из сердцевинки на подносе. Чаще дети выбирают желтый цвет.
-
- Добавьте тонкой кистью к сердцевинкам лепестки. Если дети уже имеют смешивать оттенки, это только украсит работу.
-
- Тонкой кисточкой рядом с большими цветками добавляются мелкие.
-
- Прорисовываются листочки и стебельки зеленым цветом, желательно – разными оттенками зеленого.
- Белым цветом нужно сделать оживку на цветах и листочках.
Как правило, ребенок с удовольствием берется за эту работу. Если хочется добиться большего сходства с жостовским творчеством, педагог в дальнейшем может заламинировать работы. Они будут глянцевыми и плотными, и максимально станут напоминать настоящий поднос.
А если есть возможность свозить детей на экскурсию в музей промысла, это станет прекрасным вводным уроком. Музей Подносов работает при Жостовской фабрике, потому ребята оказываются и в центре производства тоже. Примечательно, что экскурсия рассчитана и на теоретические познания, и на практические опыты. Разгоряченные и впечатленные увиденной красотой ребята обычно спешат поделиться новым опытом, и с удовольствием принимаются за рисование.
Музей подносов
Мастер-классы на фабрике – это удивительная возможность увидеть поэтапный процесс изготовления подноса и даже поучаствовать в нем. Фабрика находится в деревне Жостово, в городском округе Мытищи. При ней работают музей и фирменный магазин.
Поиск творчества современных мастеров продолжается – новые формы и технологии не умаляют интереса к традициям, но позволяют промыслу развиваться, ведь только развитие сохраняет жизнь творческому направлению.
История возникновения промысла
Жостово – подмосковная деревня. Именно там стало зарождаться искусство росписи более 200 лет назад. Прародителями этого направления стали мужчины из семьи Вишняковых. Отец и его сыновья занимались росписью декоративной посуды из папье-маше.
Они владели несколькими мастерскими, расположенными в ближайших от Жостово населённых пунктах:
- Осташково;
- Троицкое;
- Хлебниково.
Постепенно Вишняковы развивали свой промысел и начали работать с деревянными изделиями. В их подмастерьях расписывали подносы, сахарницы, шкатулки. Украшали портсигары, чайницы и хлебницы.
К 1825 г. семья Вишняковых глубоко внедрила жостовское искусство в русский быт. Изделия, расписанные в их мастерских, стали узнаваемы по всей стране и имели высокий спрос. Однако мужчины не остановились на достигнутом и пытались расширять свой промысел всё больше. Они открыли ещё несколько мастерских в более дальних от Жостово сёлах.
Мастера, работающие с Вишняковыми, стали украшать не только бумажные и деревянные изделия. Они научились рисовать на железных подносах, поддонах и другой кухонной утвари. Подносы из металла получались особенно хорошо. Во-первых, изделия выглядели весьма симпатично, во-вторых, металл был защищен слоем краски, и посуда служила гораздо дольше. Новые мастерские появлялись на территории России до 1920 г. Мастера совершенствовали свои навыки, вносили в роспись новые элементы и мотивы.
В 1930 г. промысел Вишняковых столкнулся с трудностями. Советские ведомственные организации желали изменить жостовскую роспись, добавив в неё стандартные орнаменты и композиции, которые соответствовали требованиям коммунизма. Советские художники других направлений пытались сделать элементы росписи более натуралистичными и станковыми.
Мастера, занимающиеся жостовской росписью, были против этих нововведений. Они понимали, что таким образом искусство потеряет свою уникальность. Станет блеклым и ничем не примечательным. Преданность любимому делу и понимание уникальности этого направления, помогли ведущим художникам отстоять право жостовской росписи на существование. Искусство потерпело изменения, но совсем небольшие.
После тяжелого периода, традиционное творчество быстро было восстановлено и продолжало приобретать популярность. Мастера достигали новых высот. Их работы стали попадать на международные выставки. Вскоре жостовская роспись была признана исконно русским искусством.
В то время иметь в доме подносы и посуду, расписанную в этом стиле, было престижно. Русские старались покупать изделия в наборах, чтобы вся кухонная утварь составляла гармоничную композицию. Посуду дарили на праздники, в день свадьбы и на юбилеи.
Ближе к настоящему времени роспись все-таки потерпела небольшие изменения. Они были связаны с достижениями современности. На протяжении последних 60 лет производством расписной посуды занимается Жостовская фабрика, расположенная у истоков этого искусства.
Жостовская роспись (картинки с примерами расписной утвари можно рассмотреть далее в статье) несмотря на небольшие изменения в процессе изготовления продукции, фабрики стараются поддерживать традиции.
Какими бывают подносы:
- овальные;
- круглые;
- прямоугольные;
- квадратные;
- ромбовидные;
- с высокими тонкими бортами;
- с толстыми стенками;
- с короткими бортами.
Сами изделия делают на станках. Часто мастера создают предметы уникальных форм. Они заказывают заготовки в цехах и у кузнецов. Форма изделия зависит от его функционала. Декоративные подносы обладают плавными формами, а те, что будут использованы для переноса еды и сервировки стола, создают удобными для мытья и использования в быту в целом. Поднос может быть оснащен ручками, а также петлями, за которые можно подвесить посуду на стену или в шкаф.
В настоящее время жостовская роспись остается популярной. Работы специалистов высоко ценятся и продолжают выставляться на международных выставках, а также на аукционах.
Изготовление подноса
Знаменитые подносы делают из листового железа, ковка проводится на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления подносов. Прессы могут придать изделиям любую форму.
Популярные формы изготовления: круглая, овальная, гитарная, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.
Как делают кованые подносы:
ручными ножницами мастер выкраивает скобку из 3-5 металлических карт;
с помощью молота и наковальни форму мастер выбивает и вытягивает;
край подноса закатывается, а чтобы изделие было прочнее, в нем делается проволочная закладка;
мастер выравнивает край молотком.
Затем художники приступают к росписи. Сюжет ее всегда будет эксклюзивным. Каждый фабричный кованый поднос имеет специальный номер, и качество изделия будет обязательно подтверждено сертификатом.
Если поднос делают с помощью штампа и пресс-форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с А1, и далее по возрастанию). Подносы стандартной формы тоже расписываются вручную. Листы металла сначала кроят на нужного размера заготовки, потом идет вырубка и вытягивание изделия на электропрессе, и далее осуществляется закатка краев.
Заготовку подноса готовят по роспись
Далее идет не менее сложный этап – подготовка под роспись. И сегодня делают знаменитые жостовские подносы по устоявшемуся алгоритму: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черновой эмали в несколько слоев (каждый слой следует просушить). И только после последующей зачистки начинается сама роспись.
К сожалению, случаи подделки жостовского подноса – не редкость. Подлинник всегда будет увесистым и не прогнется, если поставить на него тяжелую посуду. А еще настоящие подносы зеркальны, в них спокойно можно увидеть собственное отражение. Кривые линии и нечеткая прорисовка на подлинниках также невозможна.
Этапы художественной росписи
Последовательность росписи укоренилась на предприятии очень давно, и осталась она фактически неизменной. Мастера работают беличьими кистями и масляной краской. Состав разводят льняным маслом, кисточки традиционно вымывают в скипидаре. Набор кистей у художника немаленький, ведь каждая «заточена» под конкретный мазок. Кисти – это словно продолжение руки живописца, потому подбираются кисточки каждым мастером индивидуально.
Многослойная роспись жостовского подноса:
- Замалевка – разбеленой краской по поверхности раскидываются главные элементы изображения. Завершается этап сушкой.
- Тенежка – с помощью лессировочной краски мастер наносит темные части цветов и листочков.
- Прокладка – непрозрачной плотной краской художник выделяет светлые места.
- Бликовка – бывает широкая и мягкая, мелкая и дробная.
- Чертежка – прочерчиваются светлые контуры краев элементов.
- Привязка – заполнение пустот между элементами.
Роспись окончена! После того, как изделие высушено, оно попадает в руки мастера-орнаменталиста. Чтобы роспись выглядела завершенно и гармонично, ей нужна уборка. Это означает оформление изделия флористическими узорами и геометрическими линиями, цветочными веночками. Окантовка вполне может быть неброской, лишь подчеркивающей рамки, а бывает она и роскошной, богатой, не менее яркой, чем само изображение.
Художник работает в технике импровизации. Никакой эскиз, как происходит это в других случаях, на поверхность расписываемого изделия не переносится. Это только подчеркивает то, что промысел требует большого профессионализма от художника.
Все этапы росписи, от замалевки до изображения орнамента по краю, хорошо показаны в данном видео.