- Баба-яга
- ? Гуси — лебеди ?
- Сочинение на тему Моя любимая сказка Аленький цветочек (5 класс)
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников при изучении …
- Как нарисовать гусей-лебедей? Иллюстрации по мотивам сказки
- Братец улетает
- Сестра спасает братца
- Братец летит
- Гуси-лебеди — Сказки Всем
- Гуси-лебеди онлайн
- Гуси-ледеби онлайн смотреть мультфильм
- Полезные заметки о сказке
- Сюжетные различия
- Мораль сказки и примечания
- Анализ сказки
- Гуси-лебеди читать
- Композиция произведения
- Сказки Бабы Яги
- Для любознательных
- Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
- Почему птиц называют гуси-лебеди?
- Игры
Баба-яга
Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.
Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: «Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу». Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.
Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.
Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.
? Гуси — лебеди ?
Сказки » — Аудиосказки » Гуси — лебеди
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси — лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда — сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси — лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей — лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси — лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси — лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси — лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой.
Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба — яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть. Баба — яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядет — вдруг из — под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба — яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба — яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка… Баба — яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба — яга закричала:
— Гуси — лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси — лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси — лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси — лебеди воротились навстречу, вот — вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси — лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси — лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице .
Гуси — лебеди полетали — полетали, покричали — покричали и ни с чем улетели к бабе — яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Раскраски по сказке «Гуси-Лебеди»
Понравилась сказка? Тогда поделитесь ею с друзьями:
Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку
Сочинение на тему Моя любимая сказка Аленький цветочек (5 класс)
В мире так много сказок. Плохих и хороших. Добрых и необычных. Сказки созданы для того, чтобы научить людей чему-то. Мы все читаем сказки. Все они хороши и волшебны по-своему. Но есть сказки, которые западают нам в душу и остаются в ней навсегда. Одной из таких сказок для меня стала «Сказка об аленьком цветочке».
Это сказка про самое главное в жизни. Про любовь. В далекие времена в одной деревне жил купец. Было у него три дочери. Собрался купец ехать в заморские страны за товаром. Решил он узнать у своих дочерей, какой сувенир им привезти из командировки. Одна себе заказала наряд, другая украшения, а самая младшая попросила красный цветочек привезти.
Объездил купец все страны. Нашёл сувениры двум старшим дочкам, а младшей искал в самый последний момент по дороге домой. Набрел купец на старый замок. Увидел за оградой красную розу. Решил сорвать её для дочки. Только сорвал, и тут появилось чудище, а по совместительству и хозяин замка, и взяло вора в плен. Купец упросил чудовище отпустить его на несколько дней домой и отдать подарки. Воротился старик домой. Вручил всем подарки и рассказал о своих приключениях младшенькой любимой дочери.
Она очень любила отца, да и старенький он был. Простилась она с отцом и вернулась вместо него к чудовищу в замок. Там она научила чудовище хорошим манерам, помогла ему побороть комплексы по поводу внешности и влюбилась в него. Тогда он и открыл ей страшную тайну, что он заколдованный принц и чары его спадут только от поцелуя истиной любви (а ещё тогда когда лепестки на самой красивой розе в башне его замка осыпается).
Настолько принц был благодарен девушке, что отпустил её домой.
А в это время её отец собрал банду во главе самовлюбленного охотника (который, кстати, давно положил глаз на младшенькую дочь купца) и они отправились убивать чудовище. Долго пришлось девушке объяснять отцу, что он не монстр, а очень хороший принц. Но так как банда была уже на пути к замку, девушке пришлось срочно вернуться к чудовищу. Было уже слишком поздно. Охотник выстрелил и попал ему прямо в сердце. И тут девушка начала рыдать и поцеловала умирающее чудовище. Чары исчезли, последний лепесток упал с розы, и принц исцелился. Потом был пышный бал в честь их свадьбы. В конце они жили долго и счастливо.
2 стр., 995 слов
Духовно-нравственное воспитание младших школьников при изучении …
… с чем улетели к Бабе-Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с … систему уроков литературного чтения по изучению русских народных сказок, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности. Эта работа … эксперимент, целью которого являлся сбор данных, анализ и интерпретация которых позволила бы подтвердить или опровергнуть выдвинутую …
По-моему мнению эта сказка учит нас самому главному в жизни. В жизни главное не внешность. Даже самый безобразный человек в мире, может оказаться добрым и чутким. Человека любят не за его внешность, а за его внутренний мир. Чем добрее человек – тем его внутренний мир прекрасен. А внешность, как известно всегда обманчива. Красивый и самовлюбленный охотник не смог этого понять. Хорошо, что это поняла главная героиня сказки. Хоть она и оказалась в плену у внешне безобразного «чудовища», её это не испугало. Она смогла увидеть в нем самое главное – душу.
Мне нравится эта сказка. Она надолго останется в моей душе. А урок, который она преподнесла мне – пригодится в дальнейшей жизни. Наверное, это один из самых главных уроков. Побольше бы в мире таких чудесных сказок как эта.
Литература 5 класс
//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vorobev-gusi-lebedi/
Как нарисовать гусей-лебедей? Иллюстрации по мотивам сказки
В детском саду, а зачастую и в школе, ребят просят проиллюстрировать сказки. А что делать, если не знаешь, какой сюжет из произведения выбрать? Воспользуйтесь нашими советами. Сегодня мы расскажем идеи того, как сделать иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». Как нарисовать картинки, читайте ниже.
Братец улетает
Как нарисовать гусей-лебедей? Делать иллюстрацию лучше всего на сюжет, где присутствуют сразу два героя. Так зрителю будет понятно, картинка к какому произведению лежит перед ним. Сказка «Гуси-лебеди» полюбилась многим детям. Как же нарисовать самый трогательный эпизод? Для начала нужно выстроить композицию. Следует определить местоположение сестрицы, братца и лебедей, обведя их овалами. После этого можно переходить к детализации. Начать нужно сверху и продвигаться вниз. В верхнем левом углу изображаем птицу с распахнутыми крыльями и мальчика, сидящего на ней верхом. Чтобы было понятно, что лебедь не одинок, рядом с ним нужно изобразить двух-трех его товарищей. Внизу следует нарисовать девочку с поднятыми вверх руками. Должно создаваться впечатление, что она хочет дотянуться до птиц, но не может этого сделать. Чтобы иллюстрация приобрела сказочный вид, следует одеть девочку в длинный сарафан и лапти, а также нарисовать ей косу. На переднем плане можно изобразить цветы, а на заднем – лес, поля, дорогу и пригорки. Иллюстрация станет более сказочной, если выбрать яркую цветовую гамму. Не стоит бояться использовать чистые цвета, такие как красный, синий, зеленый и желтый.
Сестра спасает братца
Момент, когда Машенька несет Иванушку, является одним из самых трогательных в сказке «Гуси-лебеди». Как нарисовать иллюстрацию к этому эпизоду? Первым делом нужно правильно закомпоновать фигуры. В центре следует разместить главных героев, а справа лебедей, одного сверху, другого снизу. Чтобы правая часть не перевешивала, слева можно посадить яблоню и оставить часть дороги. Это поможет создать в иллюстрации динамику. Сначала нужно обозначить фигуру девочки. Нельзя рисовать только ее видимую часть, следует выстроить всю фигуру, чтобы она была пропорциональна. Дальше, на спину девочки усаживаем братца. Саму фигуру стоит рисовать боком, а вот лицо лучше развернуть в три четверти. Переходим к изображению птиц. Рисовать их одинаковыми не стоит. Следует верхнюю птицу, как и мальчика, изобразить боком, а вот нижний лебедь вполне может распахнуть свои крылья. Не стоит бояться детализировать рисунок. Многие начинающие художники переживают, что зритель запутается в деталях. Если вы боитесь именно этого, не выбирайте яркие цвета. Отдайте предпочтение пастельным оттенкам. В этом случае иллюстрация не будет резать глаза, и ее будет интересно рассматривать.
Нарисовать рисунок гусей-лебедей сможет даже ребенок, если взрослый проконтролирует этот процесс.
Братец летит
Детям всегда интересней изображать многофигурные композиции. Момент, когда братец улетает от сестры, довольно узнаваемая часть сказки «Гуси-лебеди». Как нарисовать такую иллюстрацию? Первым делом определяем центр листа и изображаем там большую птицу с распахнутыми крыльями. На спину лебедя следует усадить мальчика. Сверху этих двух персонажей можно нарисовать еще нескольких птиц. А вот снизу следует изобразить маленькие домики, луга и речки. Этот деревенский пейзаж и нарисовать просто, да и выглядит он эффектно. Чтобы добавить ощущение высоты, птиц можно окутать туманом. Краски стоит выбирать яркие, чтобы рисунок бросался в глаза и цеплял зрителя.
fb.ru
Гуси-лебеди — Сказки Всем
Гуси-лебеди онлайн
Смотреть мультфильм Гуси-лебеди
Жили мужик да баба. У них была дочке да сынок маленький.— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора. будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с метерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
БернуласЬ девочка, глядЬ —братца нету! Ахнула, кинуласЬ туда-сюда — нету!Она его кликала, слезами заливаласЬ, причитала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и толЬко видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмнЫм лесом.
Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава, что они пошаливали — маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печЬ.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— СъешЬ моего ржаного пирожка — скажу.— Стану я ржаной пирог естЬ! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка далЬше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?— ПоешЬ моего лесного яблочка — скажу.— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течёт молочная река в киселЬных берегах.— Молочная река, киселЬиые берега, куда гуси-лебеди полетели?— ПоешЬ моего простого киселЬка с молоком — скажу.— У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам. ДенЬ клонится к вечеру, делатЬ нечего — надо идти домой, вдруг видит — стоит избушка на курЬей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается.В избушке старая Баба Яга прядет куделЬ. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явиласЬ?— Я по мхам, по болотам ходила, платЬе измочила, пришла погретЬся.— СадисЬ покуда куделЬ прястЬ.
Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядёт—вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба Яга пошла баню топитЬ. Она тебя вымоет-выпарит, в печЬ посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опятЬ:
— Не дожидайся, бери братца беги, а я за тебя куделЬ попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдёт к окошку и спрашивает:— Девица, прядёшЬ ли?
А мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки.
Видит —летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячЬ меня!— ПоешЬ моего простого киселЬка.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла её под киселЬным бережком.
Гуси-лебеди не увидали — пролетели мимо.
Девочка с братцем опятЬ побежала. А гуси-лебеди воротилисЬ, летят навстречу, вот-вот увидят.
Что делатЬ? Беда!
Стоит яблоня.
— Яблоня, матушка, спрячЬ меня!
— ПоешЬ моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила ветвями, прикрыла листами…
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось,тут гуси-лебеди увидели её, загоготали, налетают, крылЬямибЬют, того гляди братца из рук вырвут.
ДобеЖала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячЬ меня!
— ПоешЬ моего ржаного пирожка.
Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печЬ — села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали- покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибегала домой. А тут отец с матерЬю пришли.
Гуси-ледеби онлайн смотреть мультфильм
https://youtube.com/watch?v=BFcoHjyRyH8
Сказки малышам
Художник Т.Савченко
Русская-народная сказка «Гуси-лебеди» в обработке А.Толстого
Мультфильм Гуси лебеди
Полезные заметки о сказке
Сюжетные различия
В целом сказка «Гуси-лебеди» повествуется одинаково, существуют лишь небольшие отличия в сюжете. Так в повествовании автора Александра Афанасьева девочка не нашла бы брата, но ей помог ежик. В обработке же Алексея Толстого – сестра нашла брата самостоятельно, без помощи. А также разница в сюжете с Бабой Ягой:
в первой версии сестра прокрадывается в избушку и тихонько уносит братца;
во втором варианте – она беседует с Бабой Ягой и ей помогает мышка.
Мораль сказки и примечания
Основной сутью русской народной сказки является учение детей слушаться родителей, как в сказке про колобка, быть внимательными, помогать и помнить об ответственности. Характерной особенностью сказки является помощь природы.
Отдельно нужно отметить, что иногда в сказании девочку называют Аленушкой или Машенькой, однако, в сказании народом имени не значится.
Сказку Гуси-Лебеди можно использовать современным родителям в качестве знаменитой технологии – сказкотерапии. Каждая мамочка может изменить сюжетную линию испытаний в зависимости от их ситуации в семье.
Анализ сказки
Это волшебное произведение учит помогать всем. Но стоит всегда помнить о близких людях и никогда не бросать их в беде. А вот родителей обязательно следует слушаться. У русского народа существует огромное количество пословиц, которые отражают главную мысль этой сказки:
- Глаза боятся, а руки делают.
- Есть нужда, будешь есть и калачи.
- Смотрят не начало дела, а на его конец.
В сказке хорошо, что девочка всё-таки поняла, что поступила неправильно, когда бросила сначала брата одного, нарушив просьбу родителей, а затем, когда отказывала в просьбе Речке, Печке и Яблоне. Но она осознала свои ошибки и на обратной дороге, исправив их, смогла спастись сама и спасти своего брата, поэтому это волшебное произведение оканчивается благополучно.
Гуси-лебеди читать
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца!
Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
(Илл. К.Ершовой и И.Ершова)
Композиция произведения
При изучении известной сказки на уроках в школе учитель должен объяснять ребятам не только о том, чему учит она, каков её жанр, но и обязательно нужно остановиться на композиции произведения. А она в известной сказке зеркальная. Это означает, что девочка совершает один и тот же путь туда и обратно и встречает на своём пути одних и тех же персонажей, поэтому текст повторяется.
А вот время и пространство в сказке выделяются особенно, так как автор конкретно не указывает определённого места и времени. Зато мир делится на 2 части: живые люди и тёмный лес, где обитают злые силы, подобные Бабе Яге. Все приключения происходят с девочкой в лесу, помогая приобретать новые умения и навыки.
Сказки Бабы Яги
Гуси-лебеди
Жили муж с женой и были у них дочка и сын. Собрались однажды родители в город и приказывают дочке:
— Мы уедем, ты же братца береги, со двора не ходи.
Уехали они, девочка посадила братца под окном, а сама побежала на улицу и с подружками заигралась.
Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли.
Прибежала девочка, глядь — нет братца! Выбежала в чистое поле. Видит: вдали метнулась гусиная стая.
«Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.
Бежала-бежала девочка, видит — стоит печка.
— Печка, печка! Скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— У моего батюшки и пшеничные не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.
Бежит девочка дальше и видит яблоню.
— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?
— Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.
Бежит девочка и видит: льётся молочная речка — кисельные берега.
— Реченька! Скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего киселька с молочком, тогда скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.
Долго пришлось бы ей бегать, да попался ей навстречу ёж. Поклонилась девочка ежу и спрашивает:
— Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?
— Беги по тропинке, никуда не сворачивай. В самой чаще увидишь избушку на курьих ножках. Там живёт Баба Яга и её слуги — гуси-лебеди.
Побежала девочка по дороге и видит: стоит избушка на курьих ножках, в ней сидит Баба Яга. А у окошка братец золотыми яблочками играет.
Подкралась девочка к окну, схватила братца и со всех ног побежала домой. А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.
Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной реке с кисельными берегами и просит речку:
— Реченька, голубушка, укрой меня!
— Съешь моего простого киселька с молочком!
Похлебала девочка киселька с молочком; тогда речка спрятала её с братцем под крутой бережок, а гуси и пролетели мимо.
Выбежала девочка из-под бережка, а гуси её увидели и опять пустились в погоню. Что делать девочке?
Прибежала она к яблоньке:
— Яблонька, милая! Спрячь меня!
— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу!
Нечего девочке делать — съела она лесного яблочка. Яблонька наклонилась, закрыла девочку с братцем ветками, гуси и пролетели мимо.
Вышла девочка из-под яблони и быстрее прежнего пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут, вот-вот братца отнимут.
Добежала девочка до печки и просит:
— Печечка, матушка, спрячь меня!
— А ты съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в устье печки — гуси и пролетели мимо.
Вылезла девочка и побежала домой во весь дух.
Гуси опять девочку увидали и погнались за нею. Налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди братца из рук вырвут. Да изба-то была уже близко.
Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе Яге.
Пришли родители домой, видят — дети дома, похвалили они дочку и подарили ей булочку и платочек.
Для любознательных
С детьми, которые заинтересовались произведением, можно обсудить вопросы, кто такие гуси-лебеди, и кто написал сказку.
Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
Русский народ. Это народная сказка. Ее обработали и опубликовали несколько авторов: Алексей Толстой, Александр Афанасьев и другие.
Почему птиц называют гуси-лебеди?
Никто достоверно не знает. По одной из версий, это такая же конструкция слова, как трава-мурава или злодей-разбойник. По другой, гуси-лебеди – это белые гуси, цветом похожие на лебедей (не серые). Существует больше 5 версий, почему так называют слуг Бабы Яги. В какую из них верить, каждый решает сам.
Чтение сказки «Гуси-лебеди» занимает у школьника во 2 классе от 30 до 50 минут, в зависимости от версии. Самая длинная версия у А. Н. Толстого. Сюжет динамичный и увлекательный. Дети 5 лет и старше легко улавливают ее суть и смысл.
Игры
Русская народная сказка настолько полюбилась слушателям всех возрастов, что на ее основе придумано несколько игр, которыми мы рекомендуем воспользоваться после прочтения сказки, для закрепления произведения с детьми.
Одной из примеров является одноименная игра «Гуси-лебеди». В игре может принимать участие неограниченное количество детей и взрослых. Один – водящий. Остальные – гуси. Сначала происходит диалог между водящим и игроками:
— Гуси – гуси
— Га-га-га.
— Есть хотите?
— Да-да-да.
— Так летите же домой
— Серый волк под горой.
И тут «гуси» пытаются перебежать на заранее обозначенное для них противоположное место, а водящий в роли волка, должен поймать хоть одного. Пойманный становится волком, и игра продолжается.
Кроме того, родители с детьми могут устроить кукольный спектакль по мотивам сказки. А также применить ее в различных творческих поделках: рисование, лепка, разукрашивание и т.д.