- Расписываем доску городецкой росписью с детьми
- Главные виды росписи
- Особенности городецкой росписи
- Этапы рисования
- Подготовка к занятию
- Роспись разделочной доски городецкой росписью поэтапно с фото
- Рекомендуем посмотреть:
- История промысла
- Основные приемы техники
- Обучение детей в детсаду и младшей школе
- Немного истории
- Поэтапный разбор росписи
- Изображение цветов
- Как нарисовать лошадь? Мастер-класс
- Рисование коня поэтапно:
- Использование шаблонов
- Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
- Обучение детей в детсаду и младшей школе
- История возникновения
- ↑ Птица — символ семейного счастья
- Роспись дерева акварелью и ее особенности
- Раскраски Дымковская игрушка: распечатать шаблоны
Расписываем доску городецкой росписью с детьми
Особенно интересным для ребятишек в детском саду будет поэтапное рисование городецкой росписи на деревянной доске в подарок родителям. Вы можете заранее попросить воспитанников принести из дома заготовки для работы. А само занятие построить следующим образом:
- Рассказываем немного из истории городецкой росписи.
- Определяем центр каждой досточки, ставим там точку карандашом.
- Рисуем круг выбранным цветом.
- Когда он подсохнет, сверху наносим лепестки (выбираем один вариант цветка для всех).
- Немного подождав, берем тонкую кисть и наносим прожилки белым цветом.
- Оставшееся пространство разрешаем дополнить завитками.
- Контур доски прокрашиваем сплошной полосой того же цвета, что и цветок.
Такое занятие принесет ребятам массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Порекомендуйте покрыть доску лаком дома вместе с родителями, чтобы краска не осыпалась со временем.
Главные виды росписи
Многим читателям будет интересно не только какими красками можно рисовать по дереву, но и какие основные виды росписи бывают. Ведь иногда даже дети пробуют оформить красивые расписные дощечки для нарезки продуктов. Сначала подбирается рисунок, затем переводится на поверхность и постепенно разукрашивается в той или иной технике
Для гармоничного вида досок важно еще и правильно сочетать оттенки
Стоит выделить следующие три вида росписи:
- Хохлому. Сначала оформляется черный фон, затем наносятся причудливые цветы в желтых и красных тонах.
- Городецкую роспись. На рисунках изображаются различные городские сцены, цветочные композиции, мотивы из народных былин.
- Мезенскую роспись. Для основных сюжетов используются лошади и орнаменты.
Чтобы мастерски владеть хотя бы одним из этих видов, нужно знать способы нанесения, какими красками рисовать по дереву и чем их закреплять.
Особенности городецкой росписи
Основное отличие этого промысла – содержательность. Каждый элемент изображения служит рассказчиком, рисуя не только визуально привлекательный ряд, но и целую историю. Апофеоз содержательности городецкой росписи – жанровые сцены. Они вольные и достаточно условные по своему характеру, иногда даже граничат с шаржем. Но при этом их очень интересно рассматривать, «читать».
В городецкой росписи нередко реалистичные мотивы соседствуют с идеализированными. Образы животных и птиц очень декоративны. На расписных изделиях можно увидеть львов и барсов, которые для России, естественно, были экзотическими животными. Но даже привычный конь предстает на расписной доске горячим, сильным, и при этом изящным животным, поза его горда и воинственна, и сам он предстает не тягловой силой, а царственным животным.
Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы. Где сюжет того требует, художник пользуется мотивом пышного занавеса. Самые предпочитаемые цвета: ярко-красный, выразительный зеленый, глубокий синий, черный. Роспись ведется кистью, предварительный рисунок не наносится. Техника предполагает и широкие мазки, и тончайшие линии, виртуозность прорисовки которых требует навыков и опыта.
Этапы рисования
Роспись традиционно используют по дереву, поверхность можно загрунтовать желтым, красным или черным цветом краски. Но чаще всего оставляют натуральный фон дерева с прожилками, добавляя лишь рамки.
Для замалевок основных деталей используют красный, розовый, синий, голубой цвета, иногда коричневый, бордовый. Используют широкую кисть и мазки круговыми движениями. На этом этапе рисуют основные тела объектов. Для цветов это круги.
На теневку всегда берут краску на тон темнее или же черную. Наносят более тонкими кистями легкими мазками. А белой или желтой краской делают так называемую оживку, линии и точки, блики, чтобы сделать рисунку завершенный вид. На каждом этапе краске нужно обязательно дать просохнуть. В конце работы наносится лак распылителем.
Для элементов городецкой росписи характерны определенные шаблоны рисования. Рассмотрите инструкции, как рисовать листики и цветы, предложенные на фото ниже:
Городецких павлинов, петухов, вороных коней рисовать можно с нанесением предварительного эскиза карандашом. На ранних этапах получения навыков рисования можно использовать готовые шаблоны рисунков.
Люди в городецкой росписи с белыми лицами и черными волосами, обычно изображаются в пышных одеждах. На картинках преобладают праздничные и дружелюбные сюжеты. Парни на резвых конях, в танцующих позах с девушками.
Городецкая роспись самая простая в освоении, используя определенные готовые трафареты можно без труда повторить рисунок. Декоративные узоры используют в наши дни на досках и других деревянных поверхностях, в качестве декора дома и в подарок хозяйкам. Выполняют роспись на матрешках, солонках, посуде, ложках.
Подготовка к занятию
Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).
На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске
На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.
Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета
При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).
Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево
Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.
Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины
Роспись разделочной доски городецкой росписью поэтапно с фото
Роспись разделочной доски с городецким узором. Мастер-класс с пошаговыми фото
Предназначен для школьников среднего и старшего возраста, для педагогов, родителей, воспитателей.Использование: в качестве подарка, для украшения интерьера. Цель: декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городецкой росписи – « конём», «розанов», «бутонов» и «купавок». Задачи: — знакомство с традиционным мотивом Городецкой росписи-конём, купавкой, бутоном и розаном. — развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам
— уметь оказывать внимание близким людям
Материалы: разделочная доска, акриловые краски, кисти плоские и круглые, простой карандаш, стаканчик, наждачка, палитра, бесцветный лак.Пошаговая инструкция
Хочу предложить вашему вниманию роспись разделочной доски Городецким узором. Женщины большую часть своего времени проводят в кухонной комнате и каждая хозяюшка создаёт уют и тепло своим мастерством украшая и облагораживая интерьер. Вашим близким и друзьям будет приятно получить такое украшении в качестве подарка, а перевернув доску обратной стороной можно использовать по её прямому назначению. У меня разделочная доска прямоугольной формы, по середине расположилась птица, а по краям — гирлянды цветов и листьев. Птица в городецкой росписи — символ семейного счастья, а цветы – символ здоровья и процветания. Наждачной бумагой обрабатываем поверхность разделочной доски. С помощью карандаша наношу рисунок на поверхность доски.
Далее делаем подмалёвку, то есть, кистью закрашиваем всю композицию, по своему усмотрению подбирая цвета.
Затем кистью поменьше(2,3) делаем тенёвку на композиции контрастным цветом. И слегка прорисовываем листочки.
Следующим этапом нашей работы будет «оживление» птицы. Кистью №1 набираем краску белого цвета и прорисовываем контуры и узоры на птице.
Теперь «оживляем» гирлянды цветов кистью №1 белой краской.
И приступаем к последнему этапу, оживлению листочков кистью №1 белым и чёрным цветом.
В конце, края готовой доски обрисовываем красной акриловой краской для большей выразительности.
Рекомендуем посмотреть:
Роспись шкатулки акриловыми красками Роспись разделочной доски в технике традиционный «Городец». Мастер-класс с фото Отливка и роспись гипсовых мини-барельефов с растительной композицией для начинающих. Пошаговая инст Роспись деревянных ложек для начинающих поэтапно с фото
Роспись разделочной доски поэтапно
Раскраски «Городецкая роспись» для детей 5-6 лет
История промысла
Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.
Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.
Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.
Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.
Основные приемы техники
Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.
Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:
- Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
- Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
- Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.
После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:
- Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
- Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
- Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.
Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.
Обучение детей в детсаду и младшей школе
Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.
Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:
- бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
- потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
- мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.
В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:
- набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
- Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
- прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
- покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.
Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.
Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.
Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.
Немного истории
История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:
- мебель;
- сундуки;
- сани;
- утварь, используемая в помещении.
Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.
После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.
В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.
Поэтапный разбор росписи
Все рисунки выполняются в несколько этапов, причём в строго определённой последовательности. Не стоит пугаться, потому что на самом деле в городецкой технике всё логично и стройно. Чтобы красиво декорировать изделия, причём не только для себя или в подарок близким, но и на продажу, не нужно быть талантливым мастером. Изделие получится интереснее, если удачно подобрать шаблон разделочной доски для городецкой росписи. Контуры изделия могут повторять форму яблока, груши, баклажана, рыбы, лебедя, поросёнка. Всё это легко нарисовать на бумаге, после чего останется перенести на фанеру и выпилить изделие лобзиком.
Изображение цветов
Достаточно приобрести некоторые навыки, научиться держать кисть и уверенно наносить мазки. Этапы, из которых состоит роспись:
- подмалёвок;
- наведение лепестков;
- оживки.
Подмалёвок — это и есть круг, на основе которого строится весь рисунок цветка. Для него применяют голубую, красную, розовую, синюю и вишнёвую краску. На картинке преобладают тёплые оттенки, а голубые тона занимают не более четверти.
Лепестки прорисовывают только тогда, когда первый элемент (окружность) хорошо просохнет, иначе краска размажется. Они могут быть светлее или темнее, чем подмалёвок, главное — обеспечить контраст.
Оживки — штрихи, точки и окантовка. Детали названы так потому, что благодаря им картина как бы оживает, становится объёмной и выразительной. Для выполнения оживок применяют беличьи кисточки № 2 и 3. Носики цветков украшают белой окантовкой и такими же точками, а штрихи располагаются произвольно. Оживки обычно белые, реже — чёрные.
Как нарисовать лошадь? Мастер-класс
Тот конь, что изображается с помощью трафаретов, настоящими мастерами не признавался. Но если вы новичок в изобразительном искусстве и пытаетесь постичь основы городецкой росписи, то можете попробовать два способа изображения коня – поэтапное рисование по Коновалову и Соколовой, а также рисование по шаблону. Первый способ более ценный, но и более сложный.
В следующем видео показывается способ рисования городецкого коня.
https://youtube.com/watch?v=8Y6HDqlyjmo
Учиться рисовать нужно на плотной акварельной бумаге. Сначала художник тренирует руку на бумаге, делает множество повторений, и только потом переносит изображение на дерево. Для работы по рисованию лошади поэтапно в стиле городецкой росписи вам понадобятся: акварельная бумага, черная краска, краска другого яркого цвета, белая краска и беличьи кисти разных размеров.
Рисование коня поэтапно:
-
- Не тонкой кистью, черной краской делается первый мазок. Если до того вы уже рисовали птицу, то мазок будет сродни тому, каким прорисовывалась ее грудь и шейка. К данному мазку нужно приписать еще один, вместе с первым он должен образовать каплевидный элемент. В нем будут просматриваться изогнутая шея и грудная клетка лошади.
- К передней части тулова следует приписать очертание седла. А от задней части седла нужно писать круп животного.
- К изящной шее художник пририсовывает маленькую продолговатую головку округлой формы. К головке животного приписываются маленькие острые ушки.
- Далее нужно дописать к туловищу верхние отделы ног, передняя же традиционно будет поднятой.
- Затем к верхним отделам ног приписываются нижние части – от коленца до копыт. Не нужно следовать анатомической правильности, образ лошади у городецких мастеров всегда обобщенный, но при этом колоритный и убедительный. Копыта рисуются как черные остроконечные листочки.
- Хвост рисуется плавными, легкими кистевыми движениями.
- Теперь нужно ярко закрасить седло, прописать уздечку.
- Настало время белильной разживки – ею прорисовывают круглый глаз животного, тонкими штришками описывают его гриву, хвост. Мелкие мазки оттеняют копытца коня.
Сегодня можно рисовать и белых, и красных лошадей. Можно рисовать и пару лошадей, которым доводится счастливо пастись на цветочном лугу. Но каноничный конь черный, потому учиться писать главного городецкого героя лучше традиционным путем.
Использование шаблонов
Если вы следуете традициям городецкой росписи, рисуете коней, которые пасутся на лугу, может возникнуть проблема с симметрией изображения. Например, один конь получается хорошо, а вот другой, который должен стать зеркальным отображением первого, никак не получается. В такой ситуации и приходят на помощь декоративные шаблоны. Нужно нарисовать коня на плотной бумаге, вырезать его, перевернуть и приложить к поверхности, которая будет расписываться.
Так, с помощью шаблона, удается создать безукоризненные симметричные городецкие композиции. Шаблоны применяются и в детском творчестве. Ребенок в силу возраста еще не способен повторить точно городецкого коня, шаблоны и трафареты упрощают эту задачу. У маленького художника есть силуэт, и ему остается только красиво его расписать.
Если хочется утилитарных вещей, то можно всей семьей, к примеру, с помощью шаблонов расписать лошадку-качалку. Приобрести деревянную игрушку, которая пока ничем не украшена, и самостоятельно ее расписать. Получится красивая и символичная вещь: маленькая игровая лошадка с изображением сказочного городецкого коня.
Раскраска городецкой лошадки для детей
В магазинах творчества могут продаваться наборы с трафаретами, шаблонами и прописями в стиле разных народных промыслов. Если удастся найти такое пособие, это будет ценным приобретением для освоения традиционной росписи.
Городецкий конь – выразительный, изящный, сказочный. Так и хочется, чтобы его изображение выходило точь-в-точь таким, как на работах профессионалов. С помощью мастер-классов, пособий, шаблонов это желание может успешно реализоваться.
Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
Как правило, попадаются на произведениях:
- цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
- птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
- «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.
Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.
Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.
Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).
-
Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)
- Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
-
Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка
Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.
Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.
Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.
Обучение детей в детсаду и младшей школе
Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.
Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:
- бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
- потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
- мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.
В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:
- набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
- Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
- прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
- покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.
Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.
Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.
Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.
История возникновения
Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.
Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.
Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.
Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену
Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки
↑ Птица — символ семейного счастья
Городецкая роспись происходит от иконы, и, так же, как в иконе, в ней много символичного. Птица является символом семейного счастья.
Посмотрите на городецких птиц — у них всегда толстый животик. В моей долгой практике преподавания я встречала немало людей, которым не нравилась именно эта особенность городецкой птицы. Многие, начинающие пробовать свои силы в городецкой росписи, пытаются «улучшить фигуру» городецкой птицы, утоньшая ее туловище. От этой грубой ошибки я и хочу вас уберечь. Такой абрис птицы — традиция, и пытаться бездумно изменить ее — все равно, что лишить смысла древний символический образ. Кто-то из вас скажет: «Подумаешь, какое преступление! Я всего-то и хотел сделать птичку потоньше — так она даже изящнее».
Но вспомните, птица — символ семейного
счастья. Возможно этот «неэстетичный» (по мнению иных) животик как раз и символизирует зарождение новой жизни и является залогом семейного счастья!
Не знаю, правильно ли разгадан мною замысел наших простодушно-мудрых предков в отношении птицы, но вас я просто призываю уважать традицию и рисовать птиц таких, какими их рисовали тысячи художников до вас.
Птица в городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди (синусоида), хвост — в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Традиционна такая расцветка птицы: туловище — черное, хвост — вишневый (краплак), крыло зеленое.
Два из этих трех цветов имеются в наборе гуашевых красок: черный и краплак, а городецкая зеленая — намешивается.
Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками кистью делают подмалевок — это туловище, крыло и хвост птицы, а потом на нем рисуют белой краской оживки.
На рисунке 1 показаны наиболее характерные варианты оживки городецкой птицы. Оживки делаются на птице белой краской — с помощью тонкой художественной кисти. Здесь вы можете использовать весь арсенал городецких оживок: и дуги, и штрихи, и капельки, и точки.
Штрихи бывают очень разными по длине и ширине, а выполняются они так: кисть держат в пальцах отвесно и, едва касаясь бумаги концом кисти, проводят линию тонкую в начале и конце с большим или меньшим нажимом посередине. Штрихами сделаны оживки на крыле и хвосте птицы, на шее и внизу животика.
Капельки делаются методом примакивания, известным современным детям еще с детского сада, где их учат этому приему. Делаются капельки так: боком кончика художественной кисти (с белой краской) легко и плавно прикасаются к бумаге, на которой при этом остается след в виде капли.
Как ставятся точки, проще понять, чем объяснить.
О том, как выполнять дуги, подробно рассказано в разделе этой методики «Цветы — символ здоровья».
Советую начать рисовать птицу традиционной расцветки. Позже вы, конечно, перепробуете и другие варианты раскраски Городецких птиц. И все-таки сами со временем придете к выводу, что сочетание, которое я назвала традиционным, — самое удачное из всех.
Роспись дерева акварелью и ее особенности
Технология росписи деревянных оснований акварелью подразумевает быстрое нанесение краски на поверхность. Некоторые утверждают, что акварель совсем непригодная для таких покрытий, потому как обильное намокание дерева приводит к его порче. Исправить ситуацию и научиться правильно делать роспись по дереву акварелью можно – необходимо всего лишь подобрать грамотную технику.
Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.
Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:
- способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
- отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
- нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
- возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.
Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.
Раскраски Дымковская игрушка: распечатать шаблоны
Дымковская роспись возникла несколько столетий назад, в Дымковской слободе города Вятки (сегодня г. Киров). В те времена технику придумали для росписи игрушек, умеющих издавать разные звуки — грохот, трещание или другой шум. Главное предназначение Дымковской игрушки — отгонять злых духов, которое в наши дни уже не актуально. Не смотря на это, народный промысел сегодня не забыт, а к традиционным изделиям добавились бравые кавалеры и модные барыни. В орнаменте используются круги, полоски, ромбы, зигзаги, полосы. Глядя на дымковскую игрушку можно сказать, что она достаточно проста и незамысловата, но роспись является символичной, ее отличает колорит, яркость, жизнерадостность, завершенность.