- В чем польза?
- Генератор прописей
- Пропись “Цифры для дошкольников” – Распечатать и обвести. Примечания для родителей
- Стоит ли родителям учить писать ребенка до 5 лет?
- Методы обучения
- Знакомство с числом
- Ребусы и загадки
- Стихи и поговорки
- Игры с детьми
- Подготовка к занятию
- Изучение с помощью ассоциаций
- Методы обучения
- Знакомство с числом
- Ребусы и загадки
- Стихи и поговорки
- Игры с детьми
- Учимся писать цифры
- Подготовительный этап
- Необходимые навыки
- Как выбрать прописи?
- Почему так важна каллиграфия цифр и знаков?
- Учим писать цифры до школы: подготовка
- Изучение цифр с помощью времени и календаря
- Как дополнительно тренировать руку?
- Как научить ребенка писать цифры
- Прописи для средней группы
- Как проводить занятия
- Подготовка дошкольника к овладению навыками письма
- Упражнения для развития мелкомоторной функции
- Методики работы с прописями
- Как организовать процесс обучения письму?
- Возможные проблемы
- В каком возрасте лучше всего происходит процесс запоминания
- Изучение с помощью ассоциаций
В чем польза?
Правильно написать цифры – одна из главных целей занятий математикой с малышом, но не ставьте ее во главу угла. Мы, взрослые, учимся общаться с нашими детьми, развивать дошкольников, чтобы они могли достойно вступить во взрослый мир. Задания по написанию цифр с использованием наглядностей и картинок способствуют:
- — развитию воображения и творческих способностей;
- — помогают учиться без принуждения, интересно и увлекательно;
- — совершенствуют мелкую моторику рук, а значит, приводят к улучшению качества речи;
- — заставляют логически мыслить;
- — развивают математические способности.
Для детей чрезвычайно общение со взрослыми в процессе обучения. Не позволяйте себе дать задание ребенку, а затем развернуться и уйти. Родители, отличающиеся особой строгостью, даже устанавливают время выполнения задания. Такие методы, конечно, вырабатывают навыки скорости написания, но полностью отбивают у детей охоту учиться. В этом случае малыш делает задание не потому, что оно интересно, а потому что боится наказания. В дальнейшем, будучи взрослым, он тоже будет выполнять работу только по указанию, а не по велению сердца, и воспринимать любые сложности как чьи-то прихоти со стороны.
Развивайте в детях самостоятельность, но бросать их на этом пути не нужно. Сядьте рядом с малышом, покажите, как можно работать и играть с цифрами. Придумайте и расскажите ребенку сказку о королевстве, где жили цифры (или что-то подобное). Когда малыш вырастет, он наверняка вспомнит эти теплые семейные вечера и ненавязчивые уроки, оставаясь благодарным на всю жизнь за то, что привили любовь к царице наук – математике.
Распечатать все необходимые для увлекательных занятий материалы можно на сайте.
Скачать прописи цифр для детей бесплатно можно здесь:
Генератор прописей
Чтобы составить прописи, выберите на панели нужные вам функции.
Вид страницы: в косую линию, в узкую линию, в широкую линию.
Выбор страницы зависит от степени подготовленности вашего ребенка.
Для написания цифр используйте страницу в клетку.
Вид шрифта: пунктирный, сплошной серый, сплошной черный.
Для обводки букв выберете пунктирный шрифт или сплошной серый.
Для самостоятельного письма по примеру — сплошной черный.
Положение страницы: книжное, альбомное.
В отдельной строке напишите задание.
Например: обведи буквы, пропиши по образцу, пропиши самостоятельно по образцу и т.п.
Далее заполните форму текстом на свое усмотрение.
Это могут быть отдельные буквы, слоги, слова. Пропишите те буквы и слоги, при написании которых у вашего ребенка возникают трудности.
Вы можете вписать предложения или текст (стихотворение, загадку).
Для перехода на новую строку и корректного отображения текста используйте кнопку ENTER.
В книжном формате ширина строки порядка 40-42 знака, учитывая пробелы. В альбомном формате ширина строки порядка 55-58 знаков.
С помощью онлайн генератора прописей вы можете составить, скачать и распечатать задания для детей любой сложности.
Вы можете создать прописи не только на кириллице. Используя латинскую раскладку клавиатуры, вы можете сгенерировать прописи по английскому и немецкому языку.
Для дошкольного возраста используйте пунктирный шрифт и страницу с косой линией.
Пропишите отдельные строчные и заглавные буквы, слоги и слова для обводки.
Для первоклассников можно создать прописи уже со сплошной линией.
Вы можете написать по одному примеру, оставив строку пустой для самостоятельного письма.
Вы так же можете с помощью генератора прописей составить грамматическое упражнение для ребенка.
Напишите слова или текст с пропущенными буквами. Это могут быть словарные слова, слова с проверочными гласными, слова с приставками и т.п.
Не забудьте про цифры
Используйте страницу в клетку и пунктирный шрифт. Можно распечатать не только прописи с цифрами, но и прописи с математическими примерами, составив их самостоятельно.
Напомню, что если вам необходимы задания с математическими примерами по математике воспользуйтесь Генератором примеров, который поможет вам создать и распечатать математические примеры для детей разного уровня подготовки.
Надеюсь, что сервис по созданию прописей поможет вам в обучении ваших детей.
Данный генератор будет полезен для составления прописей, как для дошкольников, так и для школьников младших классов.
Для самых маленьких подойдут уже готовые развивающие прописи.
Буду рада обратной связи, отзывам и предложениям.
Так же буду признательна за поддержку в развитии генератора :))
Пропись “Цифры для дошкольников” – Распечатать и обвести. Примечания для родителей
Здесь вы можете скачать пропись “Цифры для дошкольников”, распечатать на черно-белом принтере и дать ребенку для выполнения заданий. Каждая цифра с прописями и заданиями находится на отдельном листе. За один раз ребенок должен проходить по одной цифре, чтобы занятие не успело ребенку надоесть.
1. Изучаем цифру 0 – Ноль. Раскрась огрызок яблока и цифру 0. Напиши в квадратиках под картинками, сколько прямоугольников в каждой клетке. Будь внимателен.
2. Изучаем цифру 1 – Один. Раскрась панду и цифру 1. Напиши в квадратиках под картинками, сколько грибочков в каждой клетке.
3. Изучаем цмфру 2 – Два. Раскрась носки и цифру 2. Напиши в квадратиках, сколько мячиков в каждой клетке.
4. Изучаем цифру 3 – Три. Раскрась морковки и цифру 3. Напиши в квадратиках под картинками, сколько шариков в каждой клеточке.
5. Изучаем цифру 4 – Четыре. Раскрась пасхальные яйца на свой вкус и цифру 4. Напиши в квадратиках, сколько звездочек в каждой клетке.
6. Изучаем циру 5 – Пять. Раскрась сорок-белобок и цифру 5. Напиши, сколько чашек в каждой клеточке.
7. Изучаем цифру 6 – Шесть. Раскрась божьих коровок и цифру 6. Напиши, сколько желудей в каждой клетке под картинками.
8. Изучаем цифру 7 – Семь. Раскрась бабочек в разные цвета и цифру 7. Посчитай кружки в каждой клетке и напиши в квадратики.
9. Изучаем цифру 8 – Восемь. Раскрась тюльпаны в разноцветные тона и цифру 8. Посчитай вишенки и впиши в квадратики.
10. Изучаем цифру 9 – Девять. Раскрась южные пальмы и цифру 9. Посчитай звездочки аналогично с предыдущими заданиями.
11. Изучаем цифру 10 – Десять. Раскрась всех утят и цифру 10. Посчитай апельсины и впиши их количество в квадратики под каждой клеткой.
Стоит ли родителям учить писать ребенка до 5 лет?
Учить крох писать в 3-4 года не стоит по ряду причин:
- У детей теряется чувство новизны, свойственное обучению в школе. Когда школьник понимает, что все, что они начинают проходить на уроках, а именно прописи цифр и букв, он теряет всякий интерес к учебе. Ребенку становится скучно и лень выполнять задание. Ни о каком стимуле и радости узнавать новое каждый день речь уже не идет.
- Навыки письма оказываются неправильными. Два эксперта в области детского развития (ученый-физиолог Марьяна Безруких и специалист по раннему развитию Лена Данилова) убеждены, что закладка навыков письма, в том числе чистописание и скоростное письмо, происходит не за один год, а постепенно. На это уходят годы. Не стоит бросать все свои силы на то, чтобы научить малыша красиво писать. Все это может негативно отразиться на всей его манере письма в будущем.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как родителям научить ребенка писать диктанты без ошибок?
На первых порах для обучения будет достаточно подготовительной базы. Научите кроху сидеть за столом в правильной позе, а также обучите тому, как захватывать карандаш или ручку
Со временем можно начинать процесс обучения, но помните, что важно соблюдать последовательность в своих обучающих приемах. Каждую цифру и каждую букву стоит объяснять отдельно, поясняя и сравнивая
Полноценно оценить прием написания той или иной буквы ребенок способен только ближе к 5-6 годам.
Торопливость в обучении всегда только вредит, особенно важно не спешить на первых порах. Подгоняя ребенка, вы спровоцируете у него появление ошибок в написании отдельных элементов.. Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне
Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки
Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне. Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок, идя в первый класс?
Методы обучения
С дошкольниками занятия лучше проводить в игровой форме. Педагог использует не только счетный материал, картинки, но и загадки, стишки, игры. На уроках закрепляют знание геометрических фигур, цветов.
Знакомство с числом
Для того чтобы познакомить ребенка с числом 3 необходимо повторить цифру 2. Приступать к изучению следующей не стоит, если не усвоена предыдущая.
Чтобы знакомство заинтересовало, можно предложить сказочным героям найти еще один цветок на поляне.
Рекомендуют при этом задавать следующие наводящие вопросы:
- Цветов стало больше или меньше?
- На сколько больше?
- 3 больше 2?
- На что похожа цифра 3?
Необходимо подготовить дополнительные иллюстрации.
Предложить вспомнить сказки, где встречается число:
- «Три медведя»;
- «Три богатыря»;
- у дракона три головы;
- три желания исполняет рыбка;
- три сестрицы.
Тема занятия (Число 3) должна присутствовать во всех заданиях и быть максимально раскрыта для понимания. Для этого используется дидактический материал.
Ребусы и загадки
Рекомендуется знакомить ребенка с цифрой 3, загадывая загадки, разгадывая ребусы.
Некоторые загадки про тройку:
1. Светофор нам улыбнулся
И моргнул глазком своим.
Знают все цвета такие,
Их мы видим ровно … (три).
2. Один плюс два, как ни крути, всегда получишь только… (три).
Цифра эта без очков состоит из двух крючков.
Стихи и поговорки
Можно поискать тройку в стихах и поговорках:
- Тонкое колечко упало на крылечко. Раскололось! Посмотри — получилась цифра три.
- Три конфеты на ладошке. Три котеночка у кошки. Три огня на светофоре — красный, желтый и зеленый!
- А за двойкой посмотри — выступает цифра три. Тройка — третий из значков, состоит из двух крючков.
- Обещанного три года ждут.
От стихов и поговорок можно перейти к играм.
Игры с детьми
Для закрепления нового числа предлагается провести с ребенком игры:
- В мешочек поместить изученные цифры. На ощупь игрок находит заданную и достает ее.
- Приготовить божьих коровок с разным количеством точек и ромашки. От 1 до 3. Предложить ребенку найти столько цветов сколько точек на спинке.
- Учитель читает описание цифры в стихах, а дети ее рисуют.
- Ученикам показывают карточку с изображением числа, а они должны найти столько одинаковых шариков или фигурок.
После изучения темы требуется закрепление
Во время прогулки с дошкольником следует обращать внимание на окружающие предметы. Искать знакомые цифры в номерах домов, машин, квартир
Считать ступеньки или дощечки на скамейки, заборе. Поощрять внимательность и любознательность маленького человека.
Подготовка к занятию
Оптимальный возраст для обучения 4-5 лет, но не раньше. Поскольку до 4 лет у детей слабо развиты мелкая моторика и мышление. Поэтому лучше заниматься с ними конструкторами, аппликациями, рисованием для развития памяти и навыков.
Важно проводить уроки в игровой форме, чтобы ребенку было интересно и весело, а также он был в хорошем настроении. Это необходимо, чтобы дети научились писать быстро и без затруднений
Один урок рекомендуется проводить не более 10-15 минут
Это необходимо, чтобы дети научились писать быстро и без затруднений. Один урок рекомендуется проводить не более 10-15 минут.
Изучение с помощью ассоциаций
Абстрактные цифры ничего не значат для ребенка, по этой причине зрительные представления как нельзя лучше помогают детям с легкостью запоминать те или иные числа. Например, мама малыша может сравнить цифру 2 с фигурой лебедя, 0 с буквой О или кругом, 8 – с матрешкой и т.д.
Различают несколько разновидностей ассоциативных методов:
- Метод вешалок помогает детишкам запоминать те или иные цифры, присваивая каждому числу зрительный образ или определенное слово (например, 1 – это спортсмен, 5 – образ школы, 15 – спортсмен, участвующий в школьных соревнованиях).
- Сравнение цифр с конкретным образом – 0 похож на мячик, солнышко, кружочек; 1 – это зубочистка, соломинка, фонарик и т.д.
- Метод О’Брайена – связь цифр с именами известных людей. Главный принцип ассоциации – это цифра – персона – действие. Например, 1 – это Агния Барто, 5 – это писательница, а уже число 15 – это человек, который сочиняет стихи.
- Рифмы – сочетания цифр с определенным созвучием слов или стишков.
Малыша следует научить одной ассоциативной технике, которая кажется взрослому наиболее удобной и легкой в запоминании. В противном случае обучающийся запутается в большом количестве сложных для понимания техник запоминания образов.
Методы обучения
С дошкольниками занятия лучше проводить в игровой форме. Педагог использует не только счетный материал, картинки, но и загадки, стишки, игры. На уроках закрепляют знание геометрических фигур, цветов.
Знакомство с числом
Для того чтобы познакомить ребенка с числом 3 необходимо повторить цифру 2. Приступать к изучению следующей не стоит, если не усвоена предыдущая.
Чтобы знакомство заинтересовало, можно предложить сказочным героям найти еще один цветок на поляне.
Рекомендуют при этом задавать следующие наводящие вопросы:
- Цветов стало больше или меньше?
- На сколько больше?
- 3 больше 2?
- На что похожа цифра 3?
Необходимо подготовить дополнительные иллюстрации.
Предложить вспомнить сказки, где встречается число:
- «Три медведя»;
- «Три богатыря»;
- у дракона три головы;
- три желания исполняет рыбка;
- три сестрицы.
Тема занятия (Число 3) должна присутствовать во всех заданиях и быть максимально раскрыта для понимания. Для этого используется дидактический материал.
Ребусы и загадки
Рекомендуется знакомить ребенка с цифрой 3, загадывая загадки, разгадывая ребусы.
Некоторые загадки про тройку:
1. Светофор нам улыбнулся
И моргнул глазком своим.
Знают все цвета такие,
Их мы видим ровно … (три).
2. Один плюс два, как ни крути, всегда получишь только… (три).
Цифра эта без очков состоит из двух крючков.
Стихи и поговорки
Можно поискать тройку в стихах и поговорках:
- Тонкое колечко упало на крылечко. Раскололось! Посмотри — получилась цифра три.
- Три конфеты на ладошке. Три котеночка у кошки. Три огня на светофоре — красный, желтый и зеленый!
- А за двойкой посмотри — выступает цифра три. Тройка — третий из значков, состоит из двух крючков.
- Обещанного три года ждут.
От стихов и поговорок можно перейти к играм.
Игры с детьми
Для закрепления нового числа предлагается провести с ребенком игры:
- В мешочек поместить изученные цифры. На ощупь игрок находит заданную и достает ее.
- Приготовить божьих коровок с разным количеством точек и ромашки. От 1 до 3. Предложить ребенку найти столько цветов сколько точек на спинке.
- Учитель читает описание цифры в стихах, а дети ее рисуют.
- Ученикам показывают карточку с изображением числа, а они должны найти столько одинаковых шариков или фигурок.
После изучения темы требуется закрепление
Во время прогулки с дошкольником следует обращать внимание на окружающие предметы. Искать знакомые цифры в номерах домов, машин, квартир
Считать ступеньки или дощечки на скамейки, заборе. Поощрять внимательность и любознательность маленького человека.
Учимся писать цифры
Подготовительный этап
Знакомясь с счетом и самими цифрами, дети, как правило, воспринимают образ цифры целиком, не расчленяя её на отдельные составляющие элементы. А именно такой подход необходим, для того, ребёнок научился писать цифры быстро и без затруднений
Поэтому во время занятия, когда вы поясняете, как пишется та или иная цифра, желательно обращать внимание ребёнка на ключевые моменты в написании того или иного знака. Следует научить ребёнка хорошо ориентироваться в расположении элементов клетки, которыми будет размечена его ученическая тетрадь по математике
Необходимые навыки
- Ученик должен без проблем определять правую и левую сторону клетки, верхнюю и нижнюю её границу;
- Быстро находить центр клетки, её углы, середины всех её сторон;
- Желательно, чтобы юный ученик без проблем мог визуально разделить клеточку на четыре равные части.
- Необходимо также научить соблюдать угол наклона при написании цифр. Для этого покажите ребёнку, как определить наклон, проведя отрезок, который соединит верхний правый угол клетки с точкой, поставленной на середине нижнего ребра.
Для этих упражнений лучше распечатать увеличенный макет клеточки, попросту говоря, прямоугольник, сохранив соотношение пропорций, присущих тетрадной разметке. На начальном этапе обучения лучше пользоваться им, чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться в частях клетки.
Или можно купить готовые варианты. Например, многоразовая книжка «Я учусь писать цифры». Хороши такие книжечки тем, что в комплекте идет специальный маркер который можно стереть и писать снова. Отличный вариант для того, чтобы начать подготавливать руку к письму.
Как выбрать прописи?
Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:
Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже
Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному
В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.
Почему так важна каллиграфия цифр и знаков?
К старшей школе почерк ребенка неизменно портится – у мальчиков появляется небрежность, у девочек –всякие красивости. И если в тетрадках по русскому о написанном можно догадаться по смыслу, то в математике этот номер не проходит.
Между тем, изучение алгебры и геометрии требует строгой каллиграфии. Особенно это относится к знакам дробей, равенства, двоеточия-деления, точки-умножения и так далее. Решение примера, уравнения или матрицы, длиной на всю страницу требует аккуратности. И приучать к ней нужно с самого начала.
Учим писать цифры до школы: подготовка
Дошкольнику вовсе необязательно учиться писать цифры. А вот готовиться к урокам письма нужно.
- Плоская дощечка с бортиками – прекрасный тренажер мелкой координации. Заполните его сыпучим материалом – манкой, песком, солью. При изучении цифр поручайте ребенку прописывать их на «волшебной дощечке».
- Выкладывание цифр из шнурков более наглядно, чем из палочек и спичек – шнурком можно выполнять самые сложные округлые элементы.
- Для запоминания структуры цифры, купите несколько хороших цифровых трафаретов (крупные цифры без перемычек, написанные в соответствии с требованиями школы).
- Если Вы сторонник опережающего обучения, пользуйтесь только специальными прописями.
Изучение цифр с помощью времени и календаря
Данный метод – разновидность ассоциативного метода: каждая циферка становится этаким напоминателем для ежедневных дел (например, семь – время пробуждения, девять – садик, три часа – чай с печеньем, пять – прогулка и т.д.).
Прекрасная замена часам – календарь с перемещающимся окошком. Любое предстоящее событие показывается малышу. Взрослому обязательно нужно предоставить обучающемуся самостоятельно управлять календарем.
Счетный календарь
Естественно, чем ярче разукрашен новый обучающийся материал, тем лучше запоминаются цифры. Более того, числа в календаре позволяют без особых трудностей обучать малышей счету до 31.
Для более интересного обучения взрослому желательно приготовить большие яркие часы с круглым циферблатом и разноцветными циферками. Вместо календаря можно вести ежедневник, придумать особую книгу записей или расписание.
Как дополнительно тренировать руку?
Письмо – это сложный навык, требующий тонких, хорошо скоординированных движений руки. Чтобы ребенок легко его освоил, необходимо тренировать силу и ловкость пальчиков, учить его ориентироваться в тетрадном листе (быстро находить нужный предмет, двигаться в заданном направлении). Он должен подмечать пропорции и правильно воспроизводить их на бумаге.
Поэтому, помимо работы с прописями, с 4 лет полезно проводить занятия по графомоторике (от греческого grapho – «пишу»). Они включают в себя:
- штриховку;
- рисование графических узоров;
- обводку контура;
- дорисовывание деталей;
- упражнения, где нужно применять разную силу надавливания;
- задания по выбору нужных направлений (лабиринт);
- задания, где нужно рисовать линии, не отрывая руки;
- пальчиковые игры.
Примеры занятий на графомоторику:
Итак, правильно писать цифры прописью ребенок начинает в возрасте 5–7 лет. Развитие навыка происходит поэтапно. Если пропустить какой-либо пункт, работа с прописями будет даваться тяжело. От непонимания, как сделать то или иное задание, и плохой координации пальчиков малыш может сильно расстраиваться и плакать. Родителю нужно не нервничать и не злиться, а спокойно вернутся к начальным этапам обучения. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Придумывайте новые упражнения, увлекательные задачи, тогда ребенок потянется к знаниям и в школе уже будет чувствовать себя уверенно!
Как научить ребенка писать цифры
Чтобы научить ребенка писать цифры, нужно понять, как научить ребенка запоминать цифры. Дети воспринимают цифру целиком, им сложно разделять ее на отдельные составляющие. Именно этому нужно научить ребенка, если хотите, чтобы он писал цифры красиво и аккуратно. Поэтому при написании объясняйте ребенку, как пишутся отдельные части
Нужно заострить внимание на основной части цифры, ее хвостике
Важным моментом является работа с клеткой. Предварительно стоит научить ребенка работать с клетками. Кроха должен хорошо ориентироваться в расположении элементов клетки. Это необходимо, чтобы научить ребенка писать цифры. Ученические тетради размечены в клетку, потому такие навыки пригодятся малышу в будущем, а не только для того, чтобы научиться писать цифры.
Прописи для средней группы
Пособия средней группы создают первые впечатления о знаниях
Поэтому важно заниматься без давления, в игровой форме. Для прописей ребенка возрастом 3-4 лет были предложены в основном картинки и загадки, где он большую часть рисовал и заштриховывал
Для чего нужна штриховка
Прописи для маленьких средней группы в возрасте 4-5 лет уже включают в себя цифры от 1 до 10. Большая часть из фигур имеет округлые формы, которые ребенку писать сложно. Поэтому задания распределены в игровой форме, последовательно распределяя нагрузку. Задания направлены на рисование прямых линий, окружностей и их частей, штриховку, развитие моторики и мышления. Все задания уже практические: дорисовать, сосчитать, обвести и закрасить.
Как проводить занятия
Учимся писать цифры играя. Урок письма должен стать не сухим заучиванием правил написания по клеточкам, а творческим занятием, развивающим воображение. Желательно, чтобы ребенок в 5 лет понимал то, что он пишет. Учить значение чисел можно с двух лет.
При занятиях с дошкольниками, уже в пять лет можно начинать учить, как пишутся числа в прописях. Сначала необходимо объяснить ребенку, из каких частей состоит клетка в тетради. Где у нее верхняя сторона, где нижняя, правая и левая. Малыш должен сам находить центр клетки. Правильное написание цифр – это мамина гордость. Но нельзя торопить малыша, ведь от этого зависит каллиграфия.
Навык письма формируется по наблюдениям психологов в течение нескольких лет жизни. Даже в 9 лет ребёнок ещё не полностью овладевает этим навыком.
Привычка выполнять задание торопливо и небрежно, чтобы быстрее окончить урок и заняться более интересными делами – это нежелательное поведение, которое нужно сразу корректировать. Вносить в дошкольный период обучения элемент игры можно самыми разными способами. Например, можно легонько написать какую-то цифру и сказать ему “Обведи написанное число”. Если у него красиво получится, то придумать поощрение.
Подготовка дошкольника к овладению навыками письма
Все выше перечисленное не говорит о том, что 5-6 летнего малыша совсем не нужно готовить к школе, ведь перед тем как он начнет обучаться письму, необходимо овладеть самыми различными умениями. Тут, как раз, помощь родителей окажется совсем кстати
Для этого необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики и координации движений. Благодаря полноценному развитию, ребенок сможет в будущем писать красиво, так что и его, и ваш глаз будет радоваться
Научите кроху делать все аккуратно, проявлять усердие и внимательность. Именно такие навыки следует развивать у детей в дошкольный период. Мы говорим о возрасте с 2 до 5 лет. Для этого помогут вам следующие виды занятий.
Упражнения для развития мелкомоторной функции
- пальчиковая гимнастика: прекрасный вариант размять непослушные пальчики – сыграть вместе в игру под названием «Твистер», только пальцами;
- сделать театр теней при помощи рук;
- делать аппликации из всевозможных материалов (цветная бумага, фетр, осенние листья, зерна и прочее);
- обучение вырезанию (сначала простых фигур, потом более сложных картинок);
- делать рисунки на манке, песке (рекомендуем прочитать: как правильно сделать кинетический песок в домашних условиях?);
- складывание, моделирование из бумаги, оригами;
- конструирование;
- плетение браслетов и фигур из резинок;
- занятия с сыпучими и мелкими предметами (крупами, бобовыми, камешками): повторение рисунка, составление мозаики, нанизывание макарон на ниточку и пр.;
- лепка из глины, теста, пластилина;
- прописи, раскраски, рисование.
Напоминайте о важности осанки
Уделяйте большое внимание положению за столом. В будущем, во время сосредоточенности на процессе письма, контроль осанки будет осуществляться на подсознательном уровне
Очень важно с раннего возраста научить кроху держать карандаш. Сегодня в продаже есть удобные карандаши трехгранной формы толстого диаметра
Благодаря им ребенку будет проще освоить этот навык. Также в продаже имеются специальные насадки на карандаш, которые учат правильному захвату.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка правильно держать карандаш и ручку?
Не занимайтесь одним и тем же видом деятельности очень долго
Чередуйте занятия, а также не забывайте про минутки отдыха, когда важно дать пальчикам и ручкам возможность отдохнуть и снять напряжение
Неплохо зарекомендовала себя методика обучения письму, разработанная М.Т. Стрижаковой. Называется она «От рисунка к букве». Раскрашивать и заштриховывать рисунки любят все дети. Способ штрихования можно использовать и в тетрадях для прописей с широкими или узкими линейками.
Интересны могут оказаться прописи для малышей. В таких обучающих пособиях даются задания обвести контуры, рисунки, фигуры, цифры по точкам. Помните, все мы учимся, а значит для всего нужно время и отсутствие спешки.
Методики работы с прописями
Варианты обучения с помощью учебной тетради и без нее:
- Сделать числа из цветной бумаги или картона и нарисовать им глаза, нос, рот, руки и ноги.
- Раскрашивать и штриховать цифры или лепить из пластилина, теста.
- Использовать календарь и время. Например, чтобы ребенок отмечал цифру на календаре, а один из родителей в течение дня рассказывал выдуманные истории про это число и день. При этом часто повторяя цифру вслух.
- Рисовать символы в тетради, воздухе, прописи или на песке и превращать их в животных или птиц.
- Делать поделки и трафареты, в которых присутствуют символы.
- Считать предметы на картинках, раскрасках и писать их количество.
- Обводить числа по точкам в прописях и закрашивать их.
- Смотреть обучающие мультики или аудио для дошкольников и спрашивать после просмотра, что ребенок увидел или услышал.
Как организовать процесс обучения письму?
Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.
Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:
Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.
- Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
- Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
- Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
- Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
- Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.
Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции.
Хороший эффект дают следующие упражнения:
Вырезание простых фигур (можно вырезать снежинки на елку, бумажные куклы и одежки для них или просто геометрические фигуры);
Театр теней. В эту игру хорошо играть вечером. Подсветите стену лампой и придумайте персонажей с помощью пальцев;
Занятия с песком. Рисование на песке полезно не только для мелкой моторики, но и общего развития интеллекта и психики малыша;
Оригами;
Игры с конструктором. Выбирайте размер и сложность по возрасту;
Лепка из пластилина или теста;
Рисование карандашами, красками, фломастерами
Используя карандаши и фломастеры, сразу обращайте внимание, правильно ли малыш держит предмет. Если ему сложно освоить технику работы с ручкой или карандашом, купите специальную насадку с выемками
Она поможет научить ребенка работать с канцелярскими принадлежностями.
Возможные проблемы
Самая распространённая сложность – это желание малыша изобразить цифры зеркально. До 4-5 лет такое странное написание абсолютно нормальное явление. Причём, чем раньше дети приступают к арифметике, тем выше вероятность зеркального написания.
Это обусловлено неточным пространственным восприятием – мозг малыша просто не созрел! Родители не должны ругать за подобные «ошибки» и настаивать на регулярных занятиях.
Чтобы обучение было успешным, нельзя перегружать малыша. Длительность занятий подбирается в индивидуальном порядке. Более частые и непродолжительные занятия подойдут большинству деток. Как и при любом осваивании новых навыков от родителей требуется максимум внимания и терпения. Только в этом случае кроха будет заниматься с удовольствием, а хорошие результаты не заставят себя долго ждать.
В каком возрасте лучше всего происходит процесс запоминания
Мозг у детей быстро впитывает любую информацию. До 7 лет запоминается такой объем данных, который человек получает за всю свою жизнь. Необходимо использовать способности мозга в этом возрасте.
В игровой форме обучение можно начинать с ранних лет. Мир цифр открывается для маленького человека со счета пальчиков. С 4 лет требования повышаются, необходимы упражнения, направленные на разработку мелкой моторики. Задача взрослого — помочь ему не упустить этот момент.
Факторы, влияющие на запоминание:
- эмоции, которые вызывает преподносимая информация;
- методы обучения;
- значение материала, его доступность для понимания;
- ребенок должен понимать, для чего ему нужно знать ту или иную информацию;
- повторение пройденного материала.
В детском возрасте хорошо запоминается информация, которую дают постоянно. Можно выучить цифры в 3 года, но ребенок не будет осознавать необходимость данных знаний. Если выученное не повторять, оно легко забудется.
Дошкольник понимает, что для познания мира ему нужно уметь читать, считать. Запоминание, обучение уже воспринимается легко и быстро. Старшая группа детского сада позволяет получить свои первые знания.
Изучение с помощью ассоциаций
Абстрактные цифры ничего не значат для ребенка, по этой причине зрительные представления как нельзя лучше помогают детям с легкостью запоминать те или иные числа. Например, мама малыша может сравнить цифру 2 с фигурой лебедя, 0 с буквой О или кругом, 8 – с матрешкой и т.д.
Различают несколько разновидностей ассоциативных методов:
- Метод вешалок помогает детишкам запоминать те или иные цифры, присваивая каждому числу зрительный образ или определенное слово (например, 1 – это спортсмен, 5 – образ школы, 15 – спортсмен, участвующий в школьных соревнованиях).
- Сравнение цифр с конкретным образом – 0 похож на мячик, солнышко, кружочек; 1 – это зубочистка, соломинка, фонарик и т.д.
- Метод О’Брайена – связь цифр с именами известных людей. Главный принцип ассоциации – это цифра – персона – действие. Например, 1 – это Агния Барто, 5 – это писательница, а уже число 15 – это человек, который сочиняет стихи.
- Рифмы – сочетания цифр с определенным созвучием слов или стишков.
Малыша следует научить одной ассоциативной технике, которая кажется взрослому наиболее удобной и легкой в запоминании. В противном случае обучающийся запутается в большом количестве сложных для понимания техник запоминания образов.